Литвинова Елена Николаевна
Проект «Тропа здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность….….5
2. План Реализации…8
3. Результаты ….…. 10
4. Приложения….13
5. Фотоотчет ….…39
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости,
не найдешь до самой старости!»
народная мудрость.
1. Актуальность
Ребенок дошкольного возраста третьего тысячелетия испытывает не меньшую потребность в движении, чем его сверстники других поколений. К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Вялые мышцы, проблемы с осанкой, пищеварением, зрением – список можно продолжать бесконечно. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья. Исследования показали, что у 32% детей, выявлено плоскостопие, то есть почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.
Публикация «Проект „Тропа здоровья“» размещена в разделах
В период летней оздоровительной работы особое внимание уделяется эмоционально-психическому состоянию и здоровьесбережению дошкольников. В оздоровительную работу вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинская сестра, родители и сами дети. Из большого разнообразия здоровьесберегающих технологий, используемых для оздоровления детей в ДОУ, нами была выбрана «Дорожка здоровья» для босохождения на прогулке летом.
Степень разработанности проблемы
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины, психологии, экологии, педагогик. Но, несмотря на то, что проблему исследовали многие педагоги, нам кажется, что в практику не всегда и везде внедряются предложенные ими методы и технологии. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Даже в ДОУ, где созданы достаточные условия для физического развития ребенка, можно видеть детей, не желающих заниматься физическими упражнениями, предпочитающих проспать утреннюю гимнастику, посидеть на прогулке, не играть со сверстниками в подвижные игры.
Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Не все разработанные методики могут повысить уровень сформированности здорового образа жизни детей, так как каждый ребенок имеет свое представление о здоровье.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии.
Использование нетрадиционного оборудования благоприятно влияет на формирование всех систем и функций организма, удовлетворяет потребности ребенка в движении, вызывает большой восторг и служит средством всестороннего развития дошкольника.
Цель проекта
Создание в ДОУ «Дорожки здоровья» для организации закаливающих процедур в летний оздоровительный период с целью профилактики плоскостопия, общего укрепления здоровья и повышения психоэмоционального фона воспитанников.
Задачи проекта
В сфере работы с детьми: В работе с родителями: В работе с педагогическим коллективом:
• Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей; развитие инициативности, любознательности и познавательной активности воспитанников;
• Воспитывать в детях ответственное отношение к своему здоровью
• Расширить знания детей и родителей о средствах и методах активного оздоровления организма;
• Вовлекать родителей в оздоровительно - воспитательный процесс
• Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, путем внедрения новых здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ;
• Создать методический комплект по использованию «Дорожки здоровья», как наиболее эффективную форму работы по закаливанию в ДОУ
2. План реализации
Этапы реализации проекта
Этап Срок Содержание Продукт
1. Подготовительный этап 31.04 – 31.05.2022 на данном этапе изучение литературы, подготовка материалов по данной теме; разработка плана мероприятий по реализации проекта Паспорт проекта
«Дорожка здоровья»
2. Основной этап 1.06.-31.08.2022 Анкетирование родителей; пропаганда ЗОЖ среди участников образовательного процесса;
консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, домашнее задание (собрать материал по теме проекта : камень, песок и т. д.);
отбор художественного материала для оформления картотеки; Анкета для родителей «Дорожка здоровья» (приложение 11); Акция «Мы за ЗОЖ»;
Картотека упражнений, игр по закаливанию (приложение 2);
Мастер-класс «Дорожка здоровья в детском саду»; ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны жизни и здоровья детей на
«Дорожке здоровья»
(Приложение 6)
Профилактика плоскостопия»
(Приложение 1,3,4,5)
3. Заключительный этап 1.09.-15.09.2022 Подведение итогов, оформление материалов проекта Презентация проекта «Дорожка здоровья»
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Задача Дата Мероприятия Ответственный
1. Расширить знания детей и родителей о средствах и методах активного оздоровления организма.
2. Разработать сценарий мастер-класса, как наиболее эффективную форму сотрудничества с семьёй. 10.06.2022 Акция «Мы за ЗОЖ» Инструктор по физической культуре, воспитатели групп
20.06.2022 Мастер-класс «Дорожка здоровья в детском саду. Профилактика плоскостопия» Воспитатели, родители
3. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья Июнь Картотека упражнений Воспитатель
4. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, путем внедрения новых здоровьесберегающих технологий в практику работы МБДОУ. Август Презентация проекта «Дорожка здоровья» Воспитатель
Ожидаемые результаты
Дети: расширение знаний детей о роли стопы для активного укрепления здоровья, о пользе массажных ковриков, дорожек здоровья; развитие статической и динамической устойчивости (равновесие).
Родители: укрепился интерес к образовательному процессу, здоровье сберегающей среде группы, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы; родители будут с детьми проводить больше времени и уделять время для физических упражнений дома.
Педагоги: удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован материал по теме проекта.
МБДОУ: заинтересованность и сотрудничество родителей.
3. Результаты
Практическая значимость результатов
«Дорожка здоровья» - нестандартный метод профилактики плоскостопия. Такая дорожка не только способствует предотвращению плоскостопия, но и развитию у ребенка внимания, устойчивости, правильной постановке стопы при ходьбе, способствует улучшению координации движений.
Дорожка здоровья используется на территории МБ ДОУ «детский сад №166» (спортивная площадка, на улице).
При использовании дорожки здоровья, мы опираемся на следующие рекомендации:
• Возраст для упражнений на дорожке здоровья рекомендован с 3-х лет.
• Упражнения на массажных ковриках и дорожках лучше проводить в утреннее время
• Продолжительность 5 – 7 минут.
Разнообразие упражнений на дорожке здоровья положительно сказывается не только на профилактике здоровья детей, но происходит заметное улучшение общего эмоционально – психического состояния. Развивает зрительную активность, восприимчивость цветовой гаммы, воображение у ребят.
Многих родителей заинтересовал данный метод оздоровления организма детей, и они практикуют его в домашних условиях. Упражнения с нестандартным оборудованием способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, происходит профилактика плоскостопия. И, что особенно важно, такие упражнения нравятся детям, они выполняют их на высоком эмоциональном уровне.
Использование дорожки здоровья пойдет на пользу абсолютно всем детям!
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) И. В.
2. Елжова Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. - .-Ростов н/Д. : Феникс,2010.-245с. (сердце отдаю детям)
3. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим : оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. -М. : Сфера, 2004.
4. Леханова Е. В., Хвастунова П. В. Использование массажных ковриков и дорожек для укрепления здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 230–233. – URL : https://e-koncept.ru/2016/76518.htm
5. Н. Г. Соколова «Практическое руководство по детской лечебной физкультуре», «СФЕРА», 2010.
6. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении/под общ. ред. Широковой Г. А. -Ростов н/Д. : Феникс,2009. -222с.
5. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. игры и тренинги. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.-104с
7. Чеменева А. А. и др. Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного оборазования дошкольников/ под науч. ред. А. А. Чеменевой. -Н. Новгород, 2008
8. Чеменева А. А., Ушакова-Славолюбова О. А. Коммуникативно-ориентированная среда физкультурного образования дошкольника. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.
9. Ворожко Т. В. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни как социально-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4461–4465. – URL : https://e-koncept.ru/2015/85893.htm