Сиражетдинова Светлана
Проект «Традиции и обычаи башкирского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Традиции и обычаи башкирского народа»
Паспорт проекта.
Участники: воспитанники подготовительной группы «Рябинки», музыкальный руководитель воспитатели, родители
Вид проекта : познавательный
Тип проекта : долгосрочный (октябрь-декабрь)
Актуальность.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.
Публикация «Проект „Традиции и обычаи башкирского народа“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории своего края, о жителях разных национальностей, традициях и обычаях башкирского народа.
Цели:
-приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;
-воспитание толерантного отношения к другому народу.
Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:
-создание развивающей среды;
-проведение знакомства (обучение) с традициями и обычаями башкирского народа использованием наглядного материала;
-привлечение к данной теме родителей.
Задачи:
1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Формы и методы работы
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3. Художественно-продуктивная деятельность: аппликация «Башкирские узоры».
4. Знакомство и разучивание народных башкирских игр «Юрта», «Курай», «Липкие пеньки»
5. Знакомство с устным народным творчеством –легендами «Зюраткуль», «Семь девушек».
6. Знакомство с народными башкирскими инструментами – курай, кубыз.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.
Этапы реализации:
подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;
основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;
заключительный– НОД «Народ Южного Урала – башкиры» презентация опыта работы по проекту.
Ожидаемый результат:
Дети знают:
-называют представителей других национальностей, населяющих Малую Родину. Уважают их культуру и традиции;
-национальные игры, с удовольствием в них играют;
-национальные башкирские блюда- бишбармак, кумыс, чак-чак;
-Элементы башкирской национальной одежды-тулуп, камзол, тюбетейка.
Перспективный план по реализации проекта
1. Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы.
2. Знакомство и рассматривание башкирских народных костюмов (из коллекции и фотографии)
3. Знакомство и беседа по легенде «Зюраткуль».
4. Знакомство с инструментом –курай, слушание аудио и просмотр видеороликов.
5. Познавательное занятие:
Комплексное тематическое занятие «Жители Южного Урала-башкиры»
6. Рисование «Курай»
7 Аппликация «Башкирские Узоры»
Развивать умение подбирать цвета и составить узоры национального колорита.
8. Башкирское жилище. Юрта.
Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища.
7 Башкирская народная музыка. Слушание народных и плясовых мелодий. Разучивание башкирских танцевальных движений.
8. Разучивание башкирской народной песни «Ай, Урал».
9. Башкирская кухня.
Расширить знания об особенностях национальной кухни.
Познавательное занятие: «Башкирские национальные блюда».
Лепка «Башкирское угощение».
10. Участие с группой детей в районном конкурсе «Уральские самоцветы».
Вывод
Задача педагогов при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группе
«Народы Южного Урала - Башкиры».Подготовила музыкальный руководитель
Сиражетдинова Светлана Хаясовна
Цель: Познакомить детей с народами Южного Урала, познакомить с народом Башкирами.
Задачи:
• Познакомить детей с историей башкирского народа, с местом их проживания – Урал.
• Познакомить детей с основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, сбор меда).
• Познакомить с особенностями жилища (юрта).
• Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.
• Обогатить словарный запас детей (башкиры, юрта, охота, рыболовство, скотоводство, кумыс)
• Знакомство с традиционным костюмом.
• Знакомство с традиционными танцами («Медный каблук», «Семь девушек») и играми («Юрта», «Курай», с праздником «Сабантуй».
• Знакомство с музыкальными инструментами Башкирии-курай.
На экране заставка с народами России.
Живут на Урале разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы живем с вами в большой стране, в которой живут люди разных национальностей.
Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех нас одна Родина – Россия.
Сегодня мы поговорим о народе России – башкирах.
1. Показ карты Урала, Башкирии, Челябинской области.
Музыкальный руководитель: Вот здесь, очень давно, башкиры жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. Как вы думаете, почему?
Дети: ответы детей.
Музыкальный руководитель: Потому, что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел.
Башкиры были хорошими скотоводами, охотниками, рыболовами, землепашцами и отличными пасечниками, добывали мед диких пчел.
Раньше башкиры были кочевым народом. Что значит, кочевые?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Значит, им часто приходилось переходить с места на место. Надо было перегонять коней, овец в другое место, богатое травой. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах – юртах. Как вы думаете, из чего делали юрту?
Ответы детей.
Игра «Юрта»
Музыкальный руководитель: У каждого народа есть свой национальный костюм. Посмотрите на традиционный башкирский костюм. У женщин это длинное платье с оборками, передник, камзол, украшенный серебряными монетами. Украшали себя женщины нагрудными изделиями из кораллов и монет. Головной убор – чепец с серебряными подвесками и монетами. Красивый наряд? (слайд)
А мужчины одевали рубахи и штаны, легкий халат, камзолы, тулупы. Головной убор – тюбитейки, круглые меховые шапки (женщины тоже меховые шапки носили). На ногах носили сапоги, кожаные ботинки.
Музыкальный руководитель: Башкирский народ жил в красивых и богатых растительностью лесах с цветочными лугами, пасли скот, собирали мед и охотились.
Очень давно появился и башкирский народный инструмент –курай. Звучание его можно сравнить с флейтой. А сделан курай из обычного дикого растения, который так и называли-курай. (показ слайда с растением) его высушивали и делали музыкальный инструмент.
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу
Домой с собою унесу
И только дуну в свежий срез
Как зашуршит уральский лес
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река
Держу курай, в родном краю
И песни звонкие пою.
Показ видеоролика с кураистом.
Проводится игра «Курай»
Башкиры очень много песен сочинили и легенд. Одна из них называется «Семь девушек».
Видеоролик с танцем «Семь девушек»
Музыкальный руководитель предлагает девочкам выполнить несколько танцевальных движений.
Другой знаменитый танец «Медный каблук», который, танцевали мужчины.
Видеоролик танца «Медный каблук»
Музыкальный руководитель предлагает исполнить движения под музыку мальчикам.
Музыкальный руководитель: Башкиры очень трудолюбивый народ и праздники о они тоже любили. Вот и Башкирии есть национальный праздник, называется Сабантуй – праздник плодородия. В Башкортостане этот национальный праздник непосредственно связан с завершением работ в поле по окончанию весны или наступлению лета. По-прежнему устраиваются массовые гуляния с конкурсами, различными развлечениями, спортивными соревнованиями, национальной музыкой и танцами.
Видеоролик Состязания.
Музыкальный руководитель. Башкирский народ славится гостеприимством. Для гостей они готовят вкусные блюда –бишбармак, кумыс,лепешки и сладкий чак-чак с медом.
Просмотр на экране «Башкирские блюда»
Детям предлагают народное блюдо чак-чак.
Музыкальный руководитель подводит итог.