Наталья Аверкиева
Проект «Традиции и обряды донских казаков — условие приобщения дошкольников к культурному наследию народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Традиции и обряды донских казаков- условие приобщения дошкольников к культурному наследию своего народа»
Аверкиева Наталья Васильевна,
воспитатель, МБДОУ №40,г. Шахты.
Актуальность проекта.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта : «Жизнь, традиции и обряды донских казаков»
Публикация «Проект „Традиции и обряды донских казаков — условие приобщения дошкольников к культурному наследию народа“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Результаты наблюдений показали, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций.
Возникла необходимость изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями донских казаков,по привитию нравственно-патриотических чувств, формированию чувства гордости за достижения страны, развитию интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Цель проекта :
создание условий для приобщения дошкольников к ценностям донской культуры посредством традиций и обрядов казаков.
Задачи:
- проанализировать знания детей о историческом прошлом своего народа, представлений о фольклоре и традиционной культуре донского казачества;
- разработать план мероприятий по ознакомлению детей с жизнью, традициями и обрядами донских казаков, выявить эффективность его использования в воспитании детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
- оптимизировать взаимодействие участников проекта для поддержания интереса детей старшего возраста к жизни, традициям и обрядам донских казаков.
План реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
На первом этапе определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта.
Осуществлялся подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создавался наглядный материал с использованием ИКТ - технологий
Проводились беседы с родителями с целью выявления семей причастных к казакам, осведомленности о истории и культуре донских казаков, заручится поддержкой в том, что родители будут помогать на всех этапах проекта.
Беседы с детей с целью выявления уровня элементарных знаний о казаках.
2 этап – основной.
Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводятся все виды деятельности, организовывается совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметом исследования.
Работа с детьми:
Занятия: " Дон, земля донская, донские казаки" — донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему
" Возрождение казачества на Дону" — рассказать детям, что история донского казачества — неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.
Беседы с детьми по теме: " Кто мы, откуда. Где наши корни" — развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам.
Тема: " К худой голове своего ума не приставишь«, беседа об уме и глупости — показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.
Тема: «Живет в народе песня» — знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.
Тема: «Казачий быт» — через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.
Тема: «Казачий курень» — углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой — куренем.
Тема: «Казачья утварь» — мебель, посуда — знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
Тема: «Казачий костюм» — изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
Тема: «Хлеб — всему голова» — традиционное занятие казаков в мирное время — земледелие.
Тема: «Пасха, Красная горка» — познакомить детей с главным праздником православных христиан, традиции, обряды.
Тема: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье» — знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
Развлечение «Покров на Дону»
Работа с родителями.
Консультации на тему: «Без прошлого нет будущего»,
Изготовление казачьих костюмов.
Сбор экспонатов для мини-музея в детском саду, из предметов казачьей утвари и семейных реликвий.
«Казачьи посиделки» - круглый стол.
Организация выставки рисунков и поделок Казачий Дон»
3этап – заключительный.
1. Обработка и оформление материалов проекта в форме создания лэпбука «Знакомьтесь: донские казаки»
Результаты реализации проекта
• Обогащена художественно-эстетическая развивающая среда на основе предметов искусства и быта Донского края как условие формирования представлений об этнической культуре, соответствующей современным требованиям государственных стандартов дошкольного образования;
• создана система деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников на основе региональной программы «Родники Дона» как программы развития у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края.
•
• дети имеют представления о себе, о человеке, о культуре, природе Донского края;
• создана система сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающая единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника;