Вологдина Кристина
Проект в старшей группе «Теневой театр — волшебный мир для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с детьми старшей группы «Теневой театр — волшебный мир для детей!»
Актуальность проекта : использования театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста заключается в том, что она является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Театральное искусство, обладает большими возможностями воспитания у детей желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Многие педагоги и психологи занимались проблемой развития творческих способностей дошкольников. «Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями». В этом определении творчества, данным Джанни Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это вещь внешнего мира или построение ума или чувства в самом человеке». Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмоциональной сферы, творческих способностей, воображения. В свете ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - реализация проекта в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. Так же нужно учитывать тот факт, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Существует признанное мнение, что теневой театр признан самым романтичным, самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими. Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем. При организации театрализованной теневой деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов, дает некую закрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности. Исходя из выше сказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - Б. М. Теплов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов. Разработаны несколько программ: «Арт-фантазия» Чуриловой. «Театрализованная деятельность в детском саду» Антипиной. "Театр- творчество-дети" Сорокиной и другие.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр теней своими руками
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Новизна: заключается в том, что в работе используется теневой театр.
Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех участников процесса.
Тип проекта : творческий
Цель проекта : развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.
Задачи:
• Познакомить детей с теневым театром.
• Создать условия для развития творческой активности детей.
• Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:
• «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» - Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. - Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. - Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. - Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения. - Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
• «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» - Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. - Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
• «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» - Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Прогнозирование результатов проекта :
• Овладение навыками теневого театра.
• Развитие выразительности речи, движений. Повышение речевой активности детей.
• Развитие зрительного восприятия и внимание, пространственного мышления, мелкой моторики
• Развитие коммуникативных способностей, взаимодействия со сверстниками.
• Развитие творческого воображения и фантазии.
• Повышение интереса родителей к работе ДОУ.
Участники проекта : дети старшей группы, педагог, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта : 27.08.2021-01.09.2021 г.
Основные принципы педагогической деятельности:
• Принцип последовательности: предполагает определение последовательности этапов в подаче материала (от простого к сложному) и усложнение видов театра теней (от пальчикового через трафаретный к театру «живых теней»);
• Принцип эмоциональной привлекательности: предполагает создание ситуаций психологического комфорта для детей, а также подбор эмоционально насыщенных игровых заданий и упражнений;
• Принцип творчества: определяет характер действий детей.
Основные формы реализации проекта :
• Чтение литературных произведений и стихов;
• Дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;
• Беседы;
• Рассказывание, разучивание стихов, разыгрывание и драматизация;
• Рассматривание разных видов теневых театров, иллюстраций, фотографий, видео и фото презентаций;
• Досуг;
• Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
• Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
• Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
• Открытые показы занятий и театральных представлений.
• Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
• Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап
Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
• Подборка литературы по театру : (Образцов. К. Л. «Как сделать куклу своими руками»; И. А. Лыкова. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»; А. С. Игнатова. С. Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками».
• Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями.
• Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой.
• Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра.
• Работа с рукой и светом.
• Изготовление теневой ширмы, атрибутов декораций для постановок, персонажей для сказок.
• Изготовление картотек
2. Основной этап
• Организация проведения театрализованных игр, драматизаций, инсценировок.
• Упражнение: «Покажи тень, и мы угадаем»
• Драматизация теневых сказок
• Проведение ОД по театральной деятельности
• Создание книжек с собственными теневыми иллюстрациями
• Придумывание совместно с детьми сказок, фантастических историй, рассказов, небылиц
• Рисуем сказку
3. Заключительный этап
• Анализ и подведение итогов реализации проекта
• Выставка детских работ
• Фото отчет на сайте ДОУ
• Постановка спектакля «Репка»
Занятия включают в себя несколько частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
1. Подготовка к занятию или вводная часть.
Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками группы. Основные формы работы: игры и упражнения на сближение и настрой на совместную деятельность («Волшебный мяч», «Доброе слово» и др.)
2. Теоретическая часть:
Цель: введение в тему (чтение, обсуждение литературного произведения).
3. Этюды, игры, упражнения, направленные на развитие воображения, восприятия, развитие выразительности речи, пальчиковая гимнастика и т. п.
4. Практическая часть: самостоятельная творческая деятельность ребенка (продумывание образа героя, декораций, составление макета спектакля, изготовление кукол и декораций для спектакля, показ сценок и спектаклей с использованием разных видов теневого театра).
5. Заключительная.
Основная цель данной части – подвести итоги проделанной работы. В ходе бесед выясняли, что удалось и что не получилось, что необходимо сделать в следующий раз, чтобы избежать неудач. С целью научить детей обращать внимание на удачи своих друзей и отмечать то, что получилось лучше всего, с детьми проводились игры «Похвали друга», «Мы вместе» и др.
Таким образом, у каждого ребенка появлялось чувство принадлежности к общему делу и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Все занятия в театре теней имеют общую гибкую структуру, наполненную разным содержанием. Знания, полученные на занятиях, дети переносили в свободную деятельность в группу или на уличную площадку.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия «Театр теней в детском саду» дают безграничные возможности для детского творчества. Занятия в театре теней увлекательны по тематике, обладают развивающим и воспитательным потенциалом в работе с дошкольниками. Внедрение в работу дошкольных образовательных организаций инновационной методики «Театр теней в детском саду» позволит не только успешно сочетать решение задач художественно-эстетического, нравственного, познавательного развития каждого ребенка, но и позволит педагогам приобщить детей в доступной для них форме к искусству театра теней.
Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться. Жаль, что этот своеобразный и очень интересный жанр мало используется в дошкольном образовании, этот очень интересный и увлекательный мир – театр теней.
Проведя такую работу, я заметила, что улучшился психологический комфорт в группе, дети стали более раскрепощёнными, стал лучше развиваться духовный потенциал и творческая активность детей. А родители были в восхищении от увиденного и получили несказанное удовольствие от такого волшебства!
Литература
1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М., 2003.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991.
3. Буренина, А. И., Родина, М. И. Программа «Кукляндия». – СПб., 2005.
4. Гончарова, О. В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : Изд-во Сфера, 2010.
5. Игнатова А. С., Илларионова С. Н. «Теневой театр своими руками»
6. Куцакова, Л. В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мире прекрасного - Программно – методическое пособие. – М., 2003.
7. Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б. «Красота – радость - творчество». Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – Педагогическое общество России, 2005.
8. Лыкова, И. А., Шипунова, В. А. Теневой театр вчера и сегодня. - М. : ИД «Цветной мир», 2012.
9. Лыкова, И. А. Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М. : ИД «Цветной мир», 2012.
10. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебн. -метод. пособие. – НовГУ имени Ярослава Мудрого – Великий Новгород, 2006.
11. Образцов. К. Л. «Как сделать куклу своими руками»
12. Чусовская А. Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»М. : 2011г.
Постановка инсценировки сказки «Репка»
Инсценировка по сказке «Репка».
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизации внимания.
Задачи:
Обучающая: Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки, продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.
Развивающая: Расширять и обогащать словарный запас детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала, продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу»,«гав-гав»,«пи-пи-пи», развивать артикуляцию, двигательную активность под стихотворное сопровождение,
Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально-игрового оборудования, формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности, побуждать детей выражать удовольствие радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.
Материал и оборудование:
Ширма, лампа, черные силуэты персонажей сказки.
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки «Репка», показ сказки при помощи различных видов театра, знакомство через этюды со всеми персонажами сказки, рассматривание иллюстраций к сказке.
Действующие лица: ведущий, репка, дед, бабка, внучка, жучка, мурка, мышка.
1. Ход :
Расказчик :Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Педагог:Сейчас мы вам покажем одну из любимых вами сказок
сказку «Репка»
Педагог:
Посадил дед репку.
Репка выросла большоя- пребольшая.
Пошел дед репку рвать:
Тянет- потянет,
вытянуть не может.
Педагог:
Позвал дед на помощь бабку.
Дед:
Бабка, Бабка - где же ты?
Репку дёргать помоги!
Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.
Педагог:
Бабка за дедку,
дедка за репку-
тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Педагог:
Позвала бабка внучку!
Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку
Педагог:
Внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку-
тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Педагог:
Позвала Внучка Жучку.
Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.
Педагог:
Жучка за внучку,
внучка за бабку
бабка за дедку,
дедка за репку-
тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Педагог:
Позвала Жучка Мурку.
Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка
Педагог:
Мурка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку-
тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Педагог:
Позвала Мурка мышку.
Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка
Педагог:
Мышка за Мурку,
Мурка за Жучку,
Жучка за Внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку.
тянут-потянут-
и все вместе вытянули репку!
Педагог:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Репка выдёргивается, все падают.
Педагог (обращается к зрителям) :
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!