Елена Лисейкина
Проект «Театральная мастерская» для детей средней группы
Вид проекта: педагогический, игровой, творческий, продуктивный, групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц
Участники проекта: дети средней группы №5 «Пчелка», воспитатели Гурова Л. Н., Лисейкина Е. А., родители.
Тип проекта: информационный, творческий.
Публикация «Проект „Театральная мастерская“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблемный вопрос: «Как привлечь детей к участию в театрализованной деятельности? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научиться общаться со сверстниками и взрослыми?»
Актуальность, практическая и социальная значимость проекта:
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Уча-ствуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Данный проект направлен на развитие интереса к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия; воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, способности к самовыражению.
Цель проекта:
Приобщать к сказкам посредством различных видов театра.
Формировать у детей интерес к игре - драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей младшего возраста средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности.
Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
Задачи проекта:
Для детей:
Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры,
Формировать представление о различных видах театра;
Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
Для родителей:
Принимать участие в реализации проекта по рекомендациям педагогов;
Участие в совместной деятельности с педагогами и детьми.
Для педагогов:
Пополнить и активизировать словарь детей, развивать воображение и мышление.
Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.
Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Составить план проекта и осуществлять его реализацию в различных видах деятельности.
Ресурсное обеспечение: пальчиковые театры, настольные театры, театр на магнитах, элементы костюмов, раскраски по мотивам сказок, дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», книги, сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.
Продукты проекта:
Для детей: совместные работы с родителями по изготовлению различных видов театра; совместная работа с воспитателями по инсценировке русских народных сказок.
Для педагогов: оформление уголка театрализации: изготовление различных видов театра, ширм, декораций; оформление картотек сценариев и игр; показ сказок педагогов и детей с помощью различных видов театра.
Для родителей:
Совместное изготовление различных видов театра: с прищепками, из носок; подготовка к инсценировке сказки «Каша из топора».
Этапы проекта.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Педагог:
Информирует родителей о целях и задачах проекта, дает рекомендации родителям по участию в проекте;
Беседует с детьми о театре. Направляет ход беседы к обсуждению вопроса о том, зачем нам нужна театрализованная деятельность;
Читает русские народные сказки;
Проводит артикуляционные игры «Часики», «Качели» и т. д. ;
Проводит работу со скороговорками;
Показ детям кукольного спектакля «Колобок».
Дети:
• Обсуждают важность умения показывать сказки с помощью различных видов театра;
• Беседуют по сказкам, предлагают варианты показа сказки.
Родители:
Знакомятся с целями, задачами проекта, включаютсяв его реализацию.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ.
Педагог:
• Консультирует, направляет родителей на участие в проекте;
• Оказывает помощь детям в подготовке к инсценировке сказки «Каша из топора»;
• Разучивает с детьми сценарий сказки для итогового просмотра;
• Оформляет уголок «Театрализации», выставку различных видов театра;
• Проводит с детьми беседу о роли театра для ребенка;
• Знакомит с русскими народными сказками, скороговоркам, пальчиковыми играми.
Дети:
Разучивание сценария и реплик из него;
Родители :
Помощь в подготовке и участие в инсценировке сказки «Каша из топора»;
3. ЗАВЕРШАЮЩИЙ.
Педагоги:
Подводят итоги выставки театрального уголка;
Дети:
Показ инсценировки сказки «Каша из топора».
Пути реализации проекта:
• Познавательно-речевое развитие;
• Трудовая деятельность;
• Чтение художественной литературы;
• Игровая деятельность;
• Театрализованная деятельность;
• Художественно-творческая деятельность;
• Взаимодействие с родителями
Системная паутинка по проекту «Театр»
Познавательно - речевое развитие
1. Беседы:
«Что такое кукольный театр»,
«Зачем нам нужна театральная деятельность»,
2. Пересказ русских народных сказок: «Теремок», «Репка»
Чтение художественной литературы
1. Изучение скороговорок.
2. Чтение сказок: «Каша из топора», «Теремок», «Репка»
Трудовая деятельность
Посильная помощь родителям в изготовлении различных видов театра.
Игровая деятельность
1. Пальчиковые игры: «Компот», «Моя семья», «Капуста».
2. Театрализованные игры: «Превращение предмета», «Угадай, что я делаю», «Упражнение с предметами», «Что ты видишь?», «Летает – не летает, растет – не растет»
3. Артикуляционные игры: «Качели», «Часики».
Художественно - творческая деятельность
Изготовление атрибутов к театральной деятельности.
Музыкальная деятельность
Прослушивание записей сказок, русских народных песен.
Театрализованная деятельность
Инсценировка сказки «Теремок», «Каша из топора», «Репка»
Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности)
Беседа: «Какое у тебя настроение?»
Формы взаимодействия с семьей
1. Участие в изготовлении различных видов театра;
2. Консультация для родителей «Роль театра в развитии ребенка»;
3. Участие в инсценировке сказки «Каша из топора».
Результат проектной деятельности:
1. Расширение знаний детей о роли театральной деятельности.
2. Активное общение взрослых и детей, умение строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
3. Созданы условия для развития творческой активности детей, привлечения детей к совместной театрализованной деятельности;
3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами;
4. Обогащение и активизация словаря детей.
5. Развитие творческих способностей, желание участвовать в инсценировке сказок.