Ксения Пехотина
Проект «Театрализованная деятельность как средство социального развития ребёнка в рамках ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
В РАМКАХ ФГОС ДО
Введение
В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и
научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и фантазировать уделяется мало внимания. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность как средство социального развития ребёнка в рамках ФГОС“» размещена в разделах
больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и
сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия взрослых в развитии ребёнка. Без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые, как говорят психологи, «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру к фантазированию, сочинительству. Решение этих проблем – театрализованная деятельность.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский).
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции с другими образовательными областями решает задачи на развитие художественно-творческих способностей детей. По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость.
1. Анализ ситуации
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе, увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.
Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
2. Актуальность темы
В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость. Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультуризацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
Формирование коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально-развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры. Средством решения задач наследования служит общение.
Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников. Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, Т. А. Репина и др.).
Проведенный в начале учебного года мониторинг социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста представил средний уровень показателей. На высоком уровне – 17% (3 ребенка, на среднем уровне – 39% (7 детей, на низком уровне – 44% (8 детей). 10 детей (55,5%) могут принимать на себя роли, владеют способом ролевого поведения, соблюдают ролевое соподчинение, участвуют в ведении ролевых диалогов, проявляют инициативу по обогащению сюжета. Не все дети могут адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ героя, обустроить место для самостоятельной театрализованной игры. Большинство детей не используют в роли интонацию, мимику, атрибуты и реквизиты, не имеют простейших представлений о театральных профессиях.
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру;
- здоровье - сберегающими направлениями.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта : Формирование коммуникативных навыков, при которых ребёнок способен познать мир, успешно развиваться, наиболее эффективно раскрыть свои возможности и усвоить социально-культурный опыт.
Задачи проекта
1. Раскрыть сущность и обосновать специфику формирования коммуникативных навыков и социализации дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2. Выявить организационно-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности.
3. Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию социального развития дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Целевая группа проекта : воспитанники старшей группы, музыкальный
руководитель, воспитатели, родители.
Объект исследования – театрализованная деятельность дошкольника.
Предмет исследования – социализация ребёнка посредством театрализованной деятельности.
4. Проектное решение
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методы и приёмы
Наглядный метод: показ детских сказок, видеофильмов с детскими произведениями, просмотр кукольных спектаклей приглашённых театров, просмотр презентаций и иллюстраций о театре.
Словесный метод: беседы о театре, о правилах поведения зрителя, артиста.
Игровой метод: музыкально-дидактические, творческие, музыкальные, сюжетно-ролевые, имитационные, подвижные игры.
Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.
Формы реализации проекта :
-интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности;
-семейные праздники и конкурсы;
-слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;
-поисковая и оформительская деятельность совместно с родителями;
-работа с методической и познавательной литературой;
-выполнение творческих заданий;
-прослушивание музыки и песен;
-посещение музыкальных спектаклей и театров;
-подготовка развивающей среды;
-анкетирование родителей;
-выступление детей на разных уровнях.
Новизна данного проекта :
-использование современных разработок и методик (программа
«Кукляндия», методика Джона Бина «Волшебная дудочка», пальчиковые
игры, театральные этюды и пр.);
-родители, воспитатели, музыкальный руководитель – соавторы;
-вовлечение зрительской аудитории, как катализатора и стимулирующего
компонента;
-оснащение развивающей среды, через работу со спонсорами;
-многофункциональное использование мультимедийной техники;
При реализации проекта были использованы :
• Технология проблемно - развивающего обучения.
• Здоровье - сберегающие технологии для детей с нарушением речи.
• Элементы педагогики К. Орфа, педагогов-новаторов: Т. А. Боровик, В. А.
Жилина, Т. Э. Тютюнниковой.
5. Реализация проекта
Сроки реализации проекта сентябрь 2019 г. – апрель 2020 г.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь 2019 г.) : Подбор материала и репертуара,
подготовка видео- и аудиозаписей.
2. Основной (октябрь 2019 г. - март 2020 г.) : Организация тематических
стендов, консультаций для родителей, пополнение портфолио.
3. Заключительный (апрель 2020 г.) : Обобщение опыта, презентация.
Программа проектных мероприятий
Подготовительный этап реализации проекта
С педагогами С детьми С родителями
СЕНТЯБРЬ
1. Составление
перспективного плана
мероприятий.
2. Подбор материала и репертуара
для детей старшего
возраста.
3. Изучение
теоретического и
методического
материала по данному
направлению.
4. Подготовка
видео- и аудиозаписей,
музыкальных игр и
упражнений.
Мониторинг (наличие
несистематизированного
практического опыта по
формированию
коммуникативных
навыков дошкольников в
театрализованной
деятельности)
Запись детей в кружок
«Кукляндия».
1. Анкетирование.
2. Изучение степени
потребности в данном
вопросе.
3. Изучение
литературы, подготовка
анкет и
информационных
стендов.
Основной этап реализации проекта
С педагогами С детьми С родителями
ОКТЯБРЬ
1. Консультации
по театрализованной деятельности с
детьми.
2. Подбор
материала для
заучивания и
закрепления в группе.
1. Интегрированные
занятия по сказкам.
2. Слушание детских
песен.
3. Просмотр
презентаций о театре.
Консультации:
«Воспитание дружеских
отношений в игре»,
«Развитие у детей
навыков сценического
искусства», «Игровая
деятельность детей 4-5
лет».
НОЯБРЬ
Выставление
стендового доклада
«Новые формы
работы с
родителями».
Работа по теме в рамках
кружка «Кукляндия».
Поисковая деятельность
детей и родителей.
Проведение конкурса
«Самая поющая семья».
ДЕКАБРЬ
1. Закрепление с
детьми стихов и
текста.
2. Свободная
музыкальная
деятельность в
группе, расширение и
обогащение среды.
Игры и упражнения на
действия с
воображаемыми
предметами «Что мы
делаем, не скажем, но
зато покажем», «День
рождения», «Давайте
поиграем».
Музыкальная гостиная
«Музыкальные игры и
развлечения».
ЯНВАРЬ
Пополнение
портфолио
материалами на тему
«Социализация детей
старшего
дошкольного
возраста».
Этюды на основные
эмоции – радость,
огорчение - «Покупка
театрального
билета», «Утешение».
Музыкальная гостиная
«Рождественские
встречи».
ФЕВРАЛЬ
Тематические стенды.
Игры и упражнения на
развитие двигательных
способностей «Снеговик
», «Баба Яга».
Игры и упражнения на
развитие воображения,
фантазии «Одно и то же
по-разному»,
«Превращение предмета».
Творческие игры со
словом «Ручной мяч»,
«Сочини сказку».
МАРТ
Прослушивание
музыки в режиме дня.
Упражнения из
методической разработки
И. Новоскольцевой, И.
Каплуновой «Этот
удивительный ритм».
Музыкальная
ритмопластика А. И.
Бурениной.
Бусотерапия (рисование
бусами на ковре).
Изготовление костюмов,
оборудования для
детских постановок.
Проведение шоупрограммы «Смак».
Заключительный этап реализации проекта
АПРЕЛЬ
1. Обобщение опыта.
2. Презентация на
педагогическом
совете.
3. Публикации.
1. Повторный мониторинг.
2. Показ музыкальных
спектаклей для родителей
и детям младших групп.
1. Итоговый видеофильм
по обобщению опыта.
2. Показ презентации о
работе над проектом на
итоговом родительском
собрании.
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Педагоги:
-раскрывают сущность и обосновывают специфику формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности;
-осуществляют организационно-педагогические условия эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности;
-разрабатывают и апробируют педагогическую программу по формированию коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Дети:
-создают образ персонажей, используя различные средства выразительности (слова, мимику, жесты);
-взаимодействуют с партнером;
-действуют с кукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками);
- легко погружаются в мир фантазий;
-свободно выступают перед зрителями, на большой сцене.
Родители:
-становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
-повышается общая и музыкальная культура;
-повышается интерес к происходящему в ДОУ.
Продукты деятельности :
Музыкальная сказка «Буратино»
Музыкальный семейный конкурс «Самая поющая семья».
Развлекательная программа «Смак».
Кукольные спектакли в рамках студии «Кукляндия» : «Пенёк – теремок», «У
котёнка день рождения».
7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Проведенный в конце учебного года мониторинг освоения детьми социально-коммуникативных навыков, показал, что результаты заметно улучшились: высокий уровень – 20% (3 ребенка, средний уровень – 60% (9 детей, низкий уровень - 20% (3 ребенка).
Данные результаты мониторинга свободной деятельности детей позволяют сделать вывод, что у детей сформировался интерес к театрализованной деятельности. Возросло количество желающих участвовать в театрализованных играх, сценках, представлениях, дети самостоятельно выбирают себе роли, используют интонацию, мимику, жесты, участвуют в ролевых диалогах, сопереживают героям произведений, умеют слушать, не перебивая друг друга, активно приглашают зрителей на свои показы. В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось желание придумать и показать сказку, историю, сочинить танец и т. д.
В результате совместной целенаправленной работы педагогов, музыкального руководителя и родителей в течение учебного года было поставлено 2 театрализованных постановки : кукольный спектакль «Пенёк-теремок», музыкальная сказка «Буратино».
Таких результатов мы не смогли бы достичь без активного взаимодействия с семьями наших воспитанников. В начале года для родителей было проведено анкетирование «Театр и дети». По результатам анкетирования большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. 73% опрошенных родителей посещают театры, кинотеатры с целью расширения кругозора у детей (100%, а так же развлечься и отдохнуть
(73%, увеличилось число родителей, которые посетили театр (кинотеатр) в этом году (64%). 100% родителей во время показа по телевидению спектаклей,
мультфильмов не переключают канал, а 64% родителей смотрят передачи вместе со своими детьми. Все родители (100%) положительно относятся к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра. 64% родителей из числа опрошенных готовы принять участие в театрализованных
представлениях вместе с ребенком в нашем детском саду. Однако лишь 46% родителей устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления.
В родительском уголке были оформлены тематические стенды «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у детей навыков сценического искусства», «Игровая деятельность детей 4-5 лет», «Ваш ребёнок музыкален». Родители приняли активное участие в подготовке спектаклей: создавали реквизиты, закупали яркие красивые ткани для пошива костюмов, оформляли яркие, красочные, прочные декорации, учили с детьми роли. С помощью родителей были организованы выходы в театры города.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Данный опыт работы по теме был представлен на заключительном педсовете.
Вывод
Проведенная работа позволила прийти к следующим выводам:
1. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой крайне актуальную проблему, поскольку представляет собой один из компонентов психологической готовности к обучению в школе.
2. Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т. п.).
4. Формирование коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности происходит при следующих организационно - педагогических условиях:
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию коммуникативных навыков;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности;
- создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность.
- осуществление систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей при формировании коммуникативности.