Калашникова Наталья Ивановна
Проект «Такие разные Деды Морозы»
▼ Скачать + Заказать документы
Полное название проекта – «Такие разные Деды Морозы»
Автор проекта– воспитатели Калашникова Н. И., Жаркова Е. В.
Продолжительность проекта – 1 неделя
Тип проекта - исследовательский.
Участники проекта- дети подготовительной группы, воспитатели и родители.
Возраст детей – 5-6 лет.
Публикация «Проект „Такие разные Деды Морозы“» размещена в разделах
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : У воспитанников недостаточно знаний о Дедах Морозах разных стран. Дети имеют скудные представления о том, какова роль Деда Мороза в той или иной стране.
Гипотеза: если дети узнают больше о Дедах Морозах разных стран через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, каковы особенности культуры в той или иной стране.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о Дедах Морозах?
- Бывают разного цвета
- Приносят подарки
-у Деда Мороза есть Снегурочка
- Есть санки
- Есть посох, мешок
- Есть олени
- Санта Клаус Дед Мороз в Америке
Что хотим узнать?
- Как Дед Мороз пролазит в трубу?
- Как Дед Мороз делает подарки?
- Откуда у него волшебные олени?
- Почему они такие тихие и мы не видим как они приносят подарки?
Как узнать?
- Спросить у мамы, бабушки.
- Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.
-Посмотреть фильмы о Дедах Морозах.
Цель проекта : формирование у детей естественно - научных представлений о Дедах Морозах, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
- для детей:
- Расширить знания о Дедах Морозах разных стран.
- Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
-Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной исследовательской деятельности.
- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
- для педагогов:
- подобрать и изучить литературу о Дедах Морозах;
- создать необходимые условия для знакомства детей с разнообразными Дедами Морозами, посредством обогащения развивающей среды.
- закреплять умения устанавливать связи между традициями страны и ролью Деда Мороза.
- создать совместно с детьми композицию «Разные Дед Морозы»
- для родителей:
- Помочь детям пополнить развивающую среду в группе.
- Вызвать интерес к совместной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : развлечение.
Название итогового мероприятия проекта : «День Рождение Деда Мороза»
Продукты проекта
- для детей: композиция «Разные Деды Морозы»; коллективная аппликация «Борода Деда Мороза», оригами «Веселый дед мороз», рисование «Деды морозы разных стран»
- для педагогов: презентация проекта на педсовете; данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром.
- для родителей: Выставка рисунков «Такой разный Дед Мороз», выставка объёмных поделок «Модный дед мороз»
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей:
- Расширятся знания о Дедах Морозах разных стран, о празднике «День Рождение Деда Мороза».
- Разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.).
для педагогов
- Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о разнообразии Дедов Морозов, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта
- для родителей
- Расширить знания родителей о культуре празднования нового года в той или иной стране.
Этапы проекта :
1. Постановка проблемы
Прогнозирование результатов/ продуктов проекта в ходе работы над проектом выяснить многообразие Дедов Морозов :
1. Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).
2. Обсуждение возможных решений, ситуации, выбор приоритетных решений
Деятельность педагога: мотивация детей к проектной деятельности; раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию.
1. Создает проблемную ситуацию и описывает ее (использует модель 3-х вопросов).
2. Формулирует проблемные вопросы.
3. Определяет задачи.
4. Разрабатывает содержания образовательно–воспитательного процесса по центрам активности.
5. Подбирает методическую и художественную литературу по теме.
6. Привлекает к сотрудничеству членов семьи.
Планируемая деятельность детей: осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы.
Деятельность родителей:
1. Вхождение родителей в тему проекта.
2. Ознакомление родителей с содержанием проекта.
3. Помогают собирать информацию о Дедах Морозах.
4. Беседуют с детьми о Дедах Морозах, помогают им в решении проблемной ситуации.
2. Определение цели деятельности и конкретного замысла
Деятельность педагога: помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации.
Планируемая деятельность детей: обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.
3. Планирование
Деятельность педагога: фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта.
Планируемая деятельность детей: перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций.
4. Реализация проекта и постоянная рефлексия
Непосредственная деятельность по проекту :
1. Беседы с детьми: «Какой он Дед Мороз»
2. Рассматривание иллюстраций книг, фотографий о Дедах Морозах.
3. Чтение детям сказок, рассказов, пословиц, народных примет в которых рассказывается о Дедах Морозах, разучивание стихотворений.
4. Коллективная композиция «Разные Деды Морозы»;
5. Коллективная аппликация «Борода Деда Мороза»;
6. Придумывание стихов, загадок, небольших рассказов о Деде Морозе (словотворчество).
8. Рисование «Деды морозы разных стран»
9. Составление письма Деду Морозу
10. Оригами «Веселый дед мороз»,
Деятельность педагога:
1. Оформление выставки детских работ.
2. Разрабатывание сценария итогового развлечения.
3. Оформление информационных стендов для родителей,
4. Помощь в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.
5. Разучивание с детьми стихи, чтение сказок и рассказов.
6. Контролирует развитие проектной деятельности детей.
7. Оказывание дифференцированной помощи детям при проведении проектной деятельности.
Планируемая деятельность детей: участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя.
Деятельность родителей:
1. Помощь детям в сборе информации о Дедах Морозах разных стран.
2. Совместная деятельность по изготовлению поделок.
5. Анализ результатов
Деятельность педагога: помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта.
Обсуждение результата проектной деятельности, выяснение причины успехов и неудач.
Проведение итогового развлечения «День рождение Деда Мороза»
Оформление и подборка наглядного и практического материала для детей.
Подведение итогов работы над проектом.
Деятельность детей: рассказывают об итогах своей деятельности, достигнута ли поставленная цель, были ли какие-то трудности в реализации проекта. Презентуют свой проект.
III. Планирование (системная паутинка) по проекту : «Такие разные Деды Морозы»
IV. Методическое обеспечение проекта :
Беседа с детьми
«Деды Морозы разных стран»
Воспитатель:
«Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идёт.
Так давайте скажем дружно:
Здравствуй, праздник – Новый год!»
-Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный взрослыми и детьми праздник - Новый год! Атрибутов у него много. Назовите их. (Это новогодняя ёлка, разноцветные гирлянды, шарики, хлопушки). И каждый год на наш любимый праздник приходят новогодние герои, которые проводят с нами новогодний утренник. Отгадав мои загадки, вы сможете увидеть их на экране.
Загадки:
Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает,
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник –
Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришёл на праздник.
Кто он, дети? (Дед Мороз)
-Слушайте вторую загадку.
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
- Ответьте, кто же эти герои? (Дед Мороз и Снегурочка). Как вы думаете, во все страны мира приходят Деды Морозы? (ответы детей). Деды Морозы всегда одинаково одеты? (ответы детей)
-В разных странах выглядят они по-разному. У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки - каждый делает это по-своему.
-Ребята, я предлагаю вам одеть Деда Мороза нашей страны, России. Вспомните, во что он одет на нашем новогоднем празднике? (Наш дедушка носит шубу до пола, валенки, высокую меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками). А шуба, какого цвета? (Синяя, красная)
-А кто знает: может быть, из фильмов или книг, как ещё называют российского Деда Мороза? (Дед Мороз - Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице). Это были разные повелители холода – Карачун, Зимник. Изначально все они были недобрыми существами. После них наступала стужа и лютый холод. Современный Дед Мороз немного суров на вид, но очень любит детей.
-На чём может приехать Морозко? Какие у него есть средства передвижения?
(ответы детей)
-В каком городе живёт Дед Мороз? (ответы детей)
-В России Дед Мороз проживает в Великом Устюге, в сосновом бору.
-А теперь, я предлагаю вспомнить Деда Мороза, который живёт в Америке. Как его зовут? (Санта Клаус) Во что он одет? Кто затрудняется, посмотрите на экран. (Колпак, короткая шуба, сапоги). На чём передвигается этот Мороз? (ответы детей)
-В Америке новогодний дед — Санта Клаус — носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок на голове. Путешествует он по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома малышей через каминную трубу.
Игра «Назови 10 отличий Деда Мороза от Санта Клауса»
-Похожи друг на друга эти Морозы? (Нет). Перечислите 10 отличий.
Физкульминутка «Мороз Красный нос»
Ой, Мороз Красный нос,
Мы тебя все знаем.
(Хлопки в ладоши.)
И тебя, Дед Мороз,
Радостно встречаем.
(Руки вытянуты вперед, поклон.)
Ой, Мороз Красный нос,
Бей сильней в ладоши!
(Хлопки в ладоши.)
А у нас веселей
Затанцуют ножки!
(Ножка на носок, пятку.)
Я, Мороз Красный нос,
С белой бородою.
(Показать бороду.)
Ущипну, так до слез,
Не шути со мною.
(Взять себя за нос.)
Для чего, почему
(Поднимает плечи вверх, удивляемся.)
Должен я сердиться
Я пришел к вам, друзья,
(Ходьба на месте.)
Чтобы веселиться!
(Хлопки в ладоши.)
-Сейчас мы с вами отправимся в новогоднее путешествие с ветром по разным странам и посмотрим, какие там Деды Морозы. Готовы? (звучит фонограмма ветра, вьюги).
-А приземлимся в Бельгии и Польше. Здесь нас встретит новогодний дедушка - Святой Николай. Он считается самым первым Дедом Морозом. Он оставил, приютившим его, семье золотые яблоки в башмачке перед камином.
-Во что одет Святой Николай? (Носит белое платье и шляпу).
-Это платье называют мантией, и ездит он на коне, сопровождаемый слугой-мавром Чёрным Петером, который помогает нести тяжёлый мешок с подарками для послушных детей. Шалуны подарков не получают — для них Чёрный Петер носит розги. Что такое розги и для чего они нужны? (затруднились ответить) Розги – связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, берёзы, орешника, деревьев и кустарников, тонкие упругие и гибкие прутья, используемые для телесного наказания — порки за непослушание. В процессе изготовления розог их часто отмачивали в солёной воде, для придания им большей упругости.
-Перенесёмся во Францию. Здесь два деда Мороза. Одного зовут Пер Ноэль («Рождественский Дед», а второго Шаланд. Расскажите о наряде Пер Ноэля? (Во Франции дедушка с посохом и в широкой шляпе). Кладёт подарки детям прямо в дымоход. А вот второй – Шаланд – бородатый старик. Во что он одет? (Меховая шапка и тёплый дорожный плащ). Вместо мешка – корзина с розгами для ленивых и непослушных детей.
-Италия. В Италии в Новый год к детям приходят дедушка Бабо Наттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк.
Итальянские дети верят, что Бефану приносят звёзды. Она проникает в дома через печную трубу и кладёт подарки в чулочки.
В Швеции тоже два Деда Мороза : сутулый с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссам. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки. Посмотрите на экран, где могут быть оставлены подарки?
-А вот Норвегия. Кто здесь раздаёт подарки детям? (Подарки детям раздают маленькие человечки). Этих человечков называют домовыми — ниссе. Во что они одеты? (Они носят вязаные колпачки) Я открою вам небольшой секрет: они очень любят сладкое. Поэтому, чтобы задобрить их и получить больше подарков, дети в канун Нового года раскладывают по дому в укромных уголках разные лакомства. (Куклы Морозов выставляются на стол с целью сравнения одежды).
Итог:
Воспитание познавательного интереса к предметному миру, расширение кругозора посредством познавательно исследовательской деятельности.
Аппликация «Борода Деда Мороза»
— Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Одним из главных героев новогодней темы, конечно же, является дедушка Мороз
Первый этап нашей работы – вырезание шаблонов заранее и положила в уголок творчества. Дети переводят шаблоны на цветную бумагу и вырезают. Вырезали круг из бежевой бумаги – это голова. Шапку из красной бумаги, отворот шапки и ворот шубы из голубой бумаги. Наклеили шапку на верхнюю половину лица, а под нижнюю часть — ворот шубы. Далее приступили к оформлению лица: приклеили глазки, нарисовали нос и румяна. По шаблону вырезали брови и приклеили.
Следующим этапом стало изготовление бороды из бумажных колечек. Взяли белую бумагу А4, сложили пополам и разрезали по линии сгиба.
Получилось 2 одинаковых прямоугольника.
Получившиеся прямоугольники снова складывали пополам и разрезали по линии сгиба. Получилось 8 прямоугольников. Затем складывали каждый прямоугольник пополам по ширине, по линии разрезали.
И так эту работу выполнили несколько раз. Получилось 32 полоски. Склеивали полоски по принципу изготовления бумажной гирлянды (цепочки, которую делали практически все в детстве.
С учётом индивидуальных особенностей, дети могут выполнять разные задания. Одни клеили по 5-8 колечек, заранее самостоятельно отсчитав себе полоски, другие — 10 колец в цепочке, а некоторые более 10.
Поле того, когда цепочки готовы, нужно их наклеить их на лицо дедушки Мороза. И в итоге получилась шикарная борода.
Русские народные пословицы и поговорки
• Два друга — мороз да вьюга.
• Мороз красит нос.
• Дед мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам посещает.
• Спасибо, Дед мороз, что к Новому году снегу нанёс.
• Дед Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Стихи
1. Новый год стучится в двери,
На пороге Дед Мороз,
Я глазам своим не верю:
Он подарки мне привез!
Он — волшебник самый главный,
Новогоднею порой,
Самый добрый он и славный,
Зимний, сказочный герой!
Я скажу ему: «Спасибо
За подарки, что привез!
Будь здоровым и счастливым,
Лучший в мире Дед Мороз!»
2. Здравствуй, Дедушка Мороз!
У тебя холодный нос.
Ты прекрасный и большой.
Мы подружимся с тобой!
Мы споём с тобою песни
И стихи тебе прочтем,
Чтобы Новый год чудесный
К нам вошел неспешно в дом!
3. Расскажу вам по секрету:
Есть Волшебник в мире этом,
Шуба длинная на нем,
Он со спортом не знаком,
В телефоны не играет,
Только раз в году гуляет,
Любит ёлочку и деток,
Носит он запас конфеток
И мешок с игрушками,
С куклами, с хлопушками.
Приезжает в санках ярких
И привозит нам подарки.
Так кого же ждём мы тут?
Дед Мороз его зовут!
4. Наконец-то ты пришел.
И не заблудился.
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Ты мне даже снился.
Расскажи же, как живешь,
Как ты к нам добрался?
Хорошо, что нас нашел
И не потерялся.
5. Дед Мороз — он лучший самый,
Он волшебник не простой.
За спиной мешок огромный,
С белоснежной бородой!
Приходи скорее в гости,
Заждались тебя друзья.
Ждут детишки, папы, мамы.
В общем, вся наша семья!
Погостишь у нас немножко,
Выпьешь чая с пирогом,
А потом усадим в сани
И помчишься в новый дом!
6. Дед Мороз — отличный дед,
В шубу тёплую одет!
С бородою и с мешком,
Он приходит в каждый дом!
Исполняет все мечты,
В гости жди его и ты!
7. Дед Мороз пришёл на праздник,
И принёс с собой в мешке
Смех, веселье, радость, счастье,
И подарки детворе.
8. Дед Мороз спешит на праздник
С чудной елкой на плечах.
И сияют, словно звезды,
Огоньки в его глазах.
Здравствуй, сказочный волшебник!
Отдохнуть тебе пора.
Посмотри: тебе так рада
Во дворе вся детвора.
Для тебя исполним песни,
Встанем вместе в хоровод.
Дня на свете нет чудесней,
Чем волшебный Новый год!
Дедушка, скорее с нами
Потанцуй, веселись!
Громко топни сапогами
И за бороду держись!
9. Милый и красивый,
С белой бородой,
Дедушка хороший,
Но совсем седой,
Малышам подарки
Сладкие принес,
Самый настоящий,
Лучший — Дед Мороз!
10. Дед Мороз, ты пришел!
Мы тебя так ждали,
Мы старались целый день,
Елку наряжали.
Стих учила я с утра,
Гольфы одевала.
Убирала, подметала,
К вечеру устала.
Дед Мороз, скажи ты мне:
Я не зря старалась?
Ты подарочек принес?
Я его дождалась?
11. Дед Мороз пришел к нам в дом
В валенках и шубе.
Значит, праздник за окном,
И подарок будет!
Значит, расскажу стишок,
Встав на табуретку,
И полезет он в мешок
Доставать конфетки.