Светлана Магомедовна Султанахмедова
Проект «Табасаранские ковры» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Табасаранские ковры» в подготовительной группе
Получить в детстве начало
эстетического воспитания –
значит на всю жизнь приобрести
чувство прекрасного, умение
понимать и ценить произведения
искусства, приобщаться
к художественному творчеству.
Н. А. Ветлугина.
Вид проекта : познавательно-творческий
Срок реализации: среднесрочный (01.03.2022 г. – 22.04.2022 г.)
Публикация «Проект „Табасаранские ковры“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дагестан
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Актуальность проекта
Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей республики обусловлена современными условиями совершенствования системы образования, где дошкольное воспитание является начальной ступенью развития личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.
Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.
Заканчивая работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному декоративно искусству, можно обратиться к Табасаранскому ковроткачеству. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с Табасаранским искусством ковроделия. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей на основе регионального компонента.
Проблема:
У детей слабые знания о Табасаранском искусстве, особенностях узоров табасаранского ковроткачества, об инструментах для ковроткачества.
Цели:
Развивать у детей познавательный интерес к ДПИ Дагестана.
Раскрыть некоторые особенности ковроткачества (материалы, специфика орнамента, цвет, композиция)
Углублять и обобщать знания детей о Табасаранском искусстве ковроткачества
Воспитывать интерес к народному искусству, труду мастериц
Задачи:
Образовательные:
• Вызвать интерес у детей к Табасаранскому ковроткачеству.
• Углублять знания детей о народных промыслах через ДПИ
• Учить детей оригинально составлять узоры из предложенных элементов
• Закрепить умение ориентироваться в различных видах ДПИ Дагестана
• Учить видеть красоту и своеобразие ДПИ Дагестана
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к ДПИ Дагестана
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Ожидаемые результаты проекта :
Познакомятся с инструментами для ковроткачества.
Дети будут лучше ориентироваться в видах декоративно-прикладного искусства Дагестана
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный, 1.03.22 г-11.03.22 г
Деятельность педагога Деятельность детей
Ввести в игровую ситуацию. Вживаются в игровую ситуацию.
Сформулировать проблему. Осознают проблему.
Определить задачи. Принимают задачи проекта.
Определить продукт проекта Объединение в рабочие группы
Помогает в решение задач.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.
Подготовка к открытому занятию
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Виды декоративно-прикладного искусства Дагестана».
Консультация и помощь родителям по сбору информации и оформление книжек – образцов.
2 этап. Практическая деятельность. 14.03.22 г-15.04.22 г
Деятельность педагога Деятельность детей
Практическая помощь. Используют иллюстрации.
Направляет и контролирует осуществление проекта. Работа над страницами книжки.
Работа над изготовлением карты (с указанием городов, районов, центров ДПИ)
Оснащение музей «Дагестанская сакля» предметами ДПИ и быта.
В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
3 этап. Презентация. 18.04.22 г-22.04.22 г
Деятельность педагога Деятельность детей
Подготовка к открытому занятию Готовят атрибуты
Выставка музея «Дагестанская сакля»
Рассказывают о народных промыслах.
Выставка книжек – образцов Табасаранского ковроткачества Загадывают и отгадывают загадки.
Презентация проекта : итоговое занятие (приложение 1) Исполняют песни, стихи, танцы.
Схема реализации проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась»,
«Собери целое», «Продолжи рисунок», «Составь орнамент», «Найди пару», «Укрась ковер»
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по Дагестану», «Мы идем в музей», «Ярмарка Дагестанских мастеров», «Семья»
Образовательная область «Физическое развитие»
Дагестанские подвижные игры: «Подними платок», «Есть в ауле детский сад»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Целевая экскурсия в природу (рассмотреть растения, сравнить с элементами узоров в орнаменте)
Экскурсия в Краеведческий музей
Экскурсия в мини - музей детского сада «Дагестанская сакля»
Беседы: «Дагестанские умельцы», «Путешествие в Табасаран», «Работа в Артели», «Инструменты ковроделия», «Путешествие по Дагестану», «Дагестанская ярмарка» «Чем славится Дагестан»,
Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
Ориентировка в пространстве.
Рассматривание инструментов для ковроделия.
Умение складывать из частей целое, дидактические игры «Собери целое из частей», «Составь узор из геометрических фигур»
Просмотр фильма о работе в Артели.
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение «Узоры» (лезг., М. Магомедов, «Бабушкин сундук», Р. Рашидов «Гончар из аула Балхар», «Песня ковровщицы» (дарг., загадки. дагестанские народные пословицы, поговорки. Р. Рашидов Лудильщик Кичи» (даг., М-Расул «Почему затупился штихель» (даг., М. Митаров «Дружба».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность
Составление композиции ковра из цветной бумаги, ниток, аппликация «Ичиги для джигита», «Табасаранский орнамент»
Рисование элементов балхарских узоров, кубачинских узоров, табасаранских орнаментов.
Раскрашивание плоскостных силуэтов кувшинов, подносов, тарелок, платьев красками и гуашью.
Лепка подносов, кувшинов
Музыкальное воспитание:
Муз. игра «Ловкие джигиты» Ш. Шамхалов,
Танцы «Танец с кувшинами», «Девичий танец» муз. народная
Слушание «Лезгинская народная мелодия» в обработки С. Керимова.
Календарные обрядовые песни. «Солнце золотой ярай».
Слушание даргинской народной мелодии обр. Ш. Шамхалова,
Роль родителей в реализации проекта :
Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок.
Рассматривание и подбор иллюстраций.
Подбор орнаментов и узоров для оформления книжки, используя интернет, энциклопедии, альбомы по декоративно – прикладному искусству.
Изготовление поделок, страниц книжки.
Оснащение музея «Дагестанская сакля»
Продукт проектной деятельности :
Выставка книжек – образцов Табасаранского ковроткачества
Выставка альбомов по ДПИ Дагестана: Балхарское искусство, Кубачинское искусство, Унцукульское искусство, Табасаранское искусство. (приложение 5)
Открытое занятие «Табасаранские ковры»
Подарок младшей группе – ковры в Дагестанский уголок
Открытое занятие для родителей
Заключение
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Ознакомление с табасаранским ковроткачеством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к ковровым изделиям, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Литература:
1. Дагестанский народный орнамент. М. М. Байрамбеков, изд. НИИ педагогики, Махачкала-2001 г
2. Добрый мир игры. А. В. Гришина. Махачкала, 2014 г
3. Музыкальное воспитание дошкольников (программа) С. С. Агабекова
4. Примерное перспективное планирование. Региональный компонент. А. В. Гришина, Махачкала, 2014 г
5. Проектная деятельность в детском саду (методические рекомендации) Л. Ф. Гусарова
6. Родничок (программа, Дагучпедгиз, Махачкала,1992 г
7. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. М. м. Байрамбеков, Дагучпедгиз, Махачкала,1996 г
8. Фольклор и литература Дагестана. Дагучпедгиз, Махачкала,1998 г.