ольга еськова
Проект «Светлая Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта «Светлая Пасха»
Тип проекта По методу : познавательно-творческий;
По длительности: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта • Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
• Родители воспитанников группы.
• Воспитатели.
Образовательные области Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие
Публикация «Проект „Светлая Пасха“» размещена в разделах
Цель Познакомить с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» и его обычаями; привлечь детей и их родителей к совместному изготовлению пасхальных подарков.
Задачи • Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», его историей.
• Развивать интерес к культуре предков.
• Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
• Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа, к народному творчеству.
• Развивать детское творчество и эстетическое восприятие.
Мероприятия и продукты реализации проекта 1. Конспекты бесед по теме проекта.
2. Обновление картотеки русских народных подвижных игр.
3. Составление картотеки художественно-словесного материала по теме проекта.
4. Оформление папки-передвижки для родителей «Пасхальные обычаи на Руси».
5. Консультации для родителей «Пасха. Светлое Христово Воскресенье», «Традиции пасхальных блюд».
6. Памятка для родителей «Роспись пасхальных яиц».
7. Участие во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальный звон».
8. Творческое участие родителей в оформлении выставки «Пасха в нашем доме».
9. Презентация проекта «Светлая Пасха».
Планируемые результаты 1. Сформированные представления детей о народных праздниках.
2. Общее представление детей о празднике «Светлое Воскресение Христово», о его возникновении и значимости для верующих людей.
3. Умение организовывать народные пасхальные игры на основе имеющихся знаний.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
6. Повышение интереса к празднику участников проекта.
7. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями.
Форма презентации Фотоотчет проведения мероприятий проекта, выставка творческих работ «Пасха в нашем доме».
Актуальность проекта
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Ход реализации проекта
1 этап – подготовительный 1 - 3 апреля 2015 г.
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для познавательной, игровой, театрализованной деятельности; иллюстративный материал, художественную литературу, фольклор по теме проекта; подготовить презентацию «День Светлой Пасхи», составить картотеку народных пасхальных игр.
3. Подобрать материалы для продуктивной деятельности и ручного труда.
4. Составить перспективный план мероприятий.
2 этап – практический 6 - 10 апреля 2015 г.
Работа с детьми:
Познавательное развитие
• Беседы: «Народные праздники», «Что такое Пасха?». Цель: развивать ценностное отношение детей к родной культуре, формировать представление о народных праздниках, об истории и значимости для верующих праздника «Светлое Воскресение Христово».
• Презентация «День Светлой Пасхи». Цель: знакомить детей с традициями и обычаями празднования этого дня в России, дать представление о народных пасхальных играх, в которых участвовали не только дети, но и взрослые; познакомить с видами росписи пасхальных яиц.
• Рассматривание иллюстрированных книг с изображением соборов, церквей, народными гуляниями, различными росписями; деревянных расписанных яиц, образцов росписи яиц. Цель: пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю; формировать чувство национального достоинства.
• Развивающие игры: «Пасхальные яйца», «Пасхальный лабиринт», «Найди пасхальное яйцо». Цель: развивать у детей внимание, логическое мышление, память.
Социально-коммуникативное развитие
• Игровая ситуация «Мы встречаем праздник». Цель: выявить дополнительные интересы детей, формировать активную жизненную позицию.
• Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжет «Наш праздничный день». Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
• Дидактическая игра «Делай добро». Цель: развивать представления детей о нравственных поступках.
Речевое развитие
• Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Птичка», К. Фофанов «Под напев молитв пасхальных», С. Есенин «Пасхальный Благовест», К. Бальмонт «Вербы», К. Случевский «Воскрес!», А. Блок «Вербочки», Я. Полонский «Пасхальные вести», Г. Поворова «Пасха», Л. Зилов «Легенда о христовом жаворонке», Н. Вагнер «Яичко», Г. Евдокимова «Первое красное яичко», фольклорные произведения. Цель: познакомить детей с произведениями разных поэтов, посвященных светлому празднику Пасхе; воспитывать интерес к православным праздникам, развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
• Заучивание наизусть: А. Майков «Христос воскрес!», закличка «Солнышко». Цель: учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи, активизировать память и развивать мимическую и речевую выразительность.
• Составление рассказов «Как мы дома готовимся к Пасхе». Цель: развивать связную речь детей.
• Чтение и заучивание пословиц, поговорок и примет о Пасхе. Цель: воспитывать любовь к художественному слову, развивать интерес к устному народному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование цветными карандашами «Пасхальная радость». Цель: развивать композиционные навыки, закреплять технику работы карандашом, продолжать развивать творческий потенциал, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к народным праздникам.
• Коллективная аппликация «Праздник Светлой Пасхи». Цель: вызвать у детей интерес к оформлению работ элементами пасхальной атрибутики, учить создавать коллективную пасхальную композицию, развивать эстетическое восприятие, умение работать ножницами и клеем, красками и кистью; продолжать учить детей выполнять работу поэтапно, внимательно слушать педагога, развивать мелкую моторику пальцев; воспитывать интерес к культуре родной страны.
• Разукрашивание по теме проекта. Цель: развивать навык работы с карандашом и фломастером (закрашивать аккуратно, не выходя за границы изображения, развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоятельность цветового решения; воспитывать уважение к русской народной культуре, ее истокам.
• Ручной труд «Петушок», «Цыпленок». Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой создания поделок из бросового материала, формировать умение аккуратно работать с элементами декора, используя клей, внимательно слушать указания, выполнять работу поэтапно; развивать мелкую моторику пальцев рук, терпение, усидчивость; воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление сделать им приятное, подарив подарок.
• Слушание аудиозаписей: «Пасхальная весна» (слова и музыка Е. Матвиенко, «Пасхальное яичко» (слова и музыка Н. Тананко) и др. Цель: создавать праздничное настроение у детей, вызывать эмоциональный отклик.
Физическое развитие
• Русские народные подвижные игры: «Горшки», «Карусель», «Гори ясно», «Волк и зайцы», «Волк и свинка».
• Народные пасхальные игры : «Займи место», «Пронеси – не урони», «Собери целое из частей», «Карусели», «Раскрути яйцо», «Катание крашенок», «Чьё яйцо крепче?». Цель: развивать двигательную активность детей, знакомить с народными играми, создавать бодрое, радостное настроение.
• Физкультурные минутки: «Сосулька», «Птицы на зарядке», «Прочь усталость, лень и скуку».
• Игры для снятия психоэмоционального напряжения: «Сосулька», «Птичка - синичка», «Ветка рябины».
Работа с родителями:
1. Папка-передвижка «Пасхальные обычаи на Руси».
2. Консультации «Пасха. Светлое Христово Воскресенье», «Традиции пасхальных блюд».
3. Памятка «Роспись пасхальных яиц».
4. Разучивание с детьми пасхальных стихотворений.
5. Совместное с детьми участие в выставке-конкурсе «Пасха в нашем доме».
3 этап – итоговый 13 - 15 апреля 2015 г.
1. Выставка творческих работ «Пасха в нашем доме».
2. Участие во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальный звон».
3. Презентация проекта «Светлая Пасха»
4. Постановка новой задачи: Узнать, как празднуют Пасху в других странах?
Результаты и социальная значимость проекта :
В результате реализации данного проекта был собран разнообразный развивающий материал, который активизировал интерес детей и взрослых по данной теме. Участие детей в проектной деятельности способствовало развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а так же активизации интереса к народным праздникам.
Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне семьи и познавательной активности. Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых.
Используемая литература:
1. Праздник праздников. Специальный выпуск альманаха «Молодёжная эстрада» №1/ Сост. Г. Е. Левкодимова; художник И. Машков. – М. : Молодая гвардия, 1993.
2. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" : Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
Интернет источники:
• https://nsportal.ru/detskiy-sad
• https://ped-kopilka.ru
• https://stranakids.ru/pesni-na-pashu/
• https://bookz.ru/authors/tat_ana-strigina/pashal_n_282/1-pashal_n_282.html