Альбина Волкова
Проект «Ступеньки здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лучший способ сделать ребёнка хорошим – это сделать его здоровым».
Оскар Уайльд.
Тип проекта : информационно – практико -ориентированный
Продолжительность проекта : в течении года
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Цель проекта : создание и организация благоприятных условий пребывания, воспитания и образования детей с нарушением зрения в коррекционной группе, укрепление психического и физического здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Публикация «Проект „Ступеньки здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
создание условий для полноценного и всестороннего развития дошкольников, профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем, совершенствования предметно - развивающей среды.
формирование представлений у дошкольников с нарушением зрения о способах сохранения зрения, укрепление жизнестойкости детского организма через привитие культурно - гигиенических навыков.
воспитание практических знаний, умений, навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.
повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Актуальность проекта :
Проблема сохранения и укрепления зрительных функций является главной для детей с патологией зрения. Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нарушения зрения негативно влияют на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка.
Одним из проявлений своеобразия физического развития детей с нарушением зрения является неравномерность развития. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, нарушение ориентировки в пространстве.
Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Поэтому для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.
Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.
Работа для оказания помощи детям, имеющим нарушения зрения, ведется по двум направлениям:
коррекция зрения;
коррекция и развитие психофизической деятельности детей (снятие эмоционального напряжения, релаксация, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики пальцев рук и ног).
Принципы здоровьесберегающих технологий :
«Не навреди!»;
сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
систематичности и последовательности;
доступности и индивидуальности;
всестороннего и гармоничного развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Этапы реализации:
1 этап. Организационно – подготовительный.
2 этап. Основной.
3 этап. Заключительный.
Ожидаемые результаты:
1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей с нарушением зрения;
2. Совершенствование навыков самостоятельности;
3. Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
4. Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения активному здоровому образу жизни в кругу семьи.
1 этап. Организационно – подготовительный:
1. Создание и изучение методических материалов по здоровьесбережению; работа с интернет – ресурсами.
2. Анкетирование родителей.
Выяснить знания родителей о состоянии зрения ребенка и как выполняются рекомендации.
Консультирование родителей по нетрадиционным методам и приемам оздоровления детей.
3. Подобрать дидактический материал с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия и индивидуальных особенностей детей.
2. Основной этап:
1. Организовать цикл мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, через применение основных видов здоровьесберегающих (коррекционных) технологий.
Развитие тактильной чувствительности, координированного движения пальцев и кистей рук. Увеличение подвижности пальцев.
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, при наличии зрительного дефекта особое внимание необходимо обратить на тренировку пальцев. Это позитивно влияет на развитие интеллекта и речи, а в дальнейшем — и координации движений «рука — глаз». Комплексы пальчиковой гимнастики:
«Жук», «Елочка», «Ладушки-ладошки», «Цветок», «Этот пальчик», «Помощники», «На полянке», «По грибы», «Дождик», «Зайцы».
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с разнообразными предметами (с использованием бельевых прищепок, зубной щетки и др. бросового материала)
Массаж активных точек на пальцах и ладонях
Су-джок терапия
Су-джок терапия — стимуляция биологически активных точек, соответствующих органам и системам, расположенным на кистях рук — с помощью массажного мячика.
В результате улучшается кровоток, повышаются упругость и эластичность мышечных волокон, рефлекторно стимулируется работа внутренних органов и систем.
Снятие зрительного напряжения и утомления глаз, укрепление зрительно-двигательных мышц.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз направлена на предупреждение зрительного утомления, укрепление глазных мышц и снятие их напряжения. Она благоприятно влияет на работоспособность как зрительного анализатора, так и всего организма. Для зрительной гимнастики рекомендуются упражнения, в ходе которых производятся движения глазами. При выполнении упражнений применяют
сигнальные символы, которые демонстрируются на уровне глаз и служат ориентиром для выполнения движений; зрительные тренажеры для снятия зрительного утомления и развития прослеживающей функции глаз. Используются лабиринты, перепутанные линии.
Для развития зрительной координации используются различные ориентиры, расположенные на потолке или стене. Детям предлагается найти какую-либо игрушку или фигуру. Сочетаются движения глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния.
Комплексы упражнений гимнастики для глаз:
«Паучок», «Филин», «Рисуем глазами», «Далеко-близко», «Поймай зайку», «Глазки отдыхают».
Также используем интерактивную зрительную гимнастику по методике В. Ф. Базарного -для тренировки глаз используются – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей.
Пальминг
В процессе зрения расходуется «зрительный пурпур», который восстанавливается в полной темноте. С помощью пальминга (наложения ладоней на закрытые глаза) снимается утомление глаз, нормализуются острота зрения и, прежде всего, восприятие цвета. Упражнения проводятся в середине или конце занятия после активной зрительной нагрузки.
Динамические паузы
Поддержать работоспособность детей с нарушениями зрения помогут динамические паузы (физкультминутки). Это прекрасное средство переключения детей с одного на другой вид деятельности, повышения работоспособности, активизации двигательной сферы. Тематические физкультминутки нужно проводить на каждом занятии.
Развитие длительного речевого выдоха
Дыхательная гимнастика
Дети с нарушением зрения в большинстве случаев имеют нарушения речи. Поэтому дыхательная гимнастика — неотъемлемая часть их полноценного развития.
Это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний органов дыхания. Дыхательная гимнастика полезна детям, часто болеющим простудными заболеваниями, а также воспитанникам с нарушениями речевого развития, поскольку способствует формированию речевого дыхания, диафрагмальных и межреберных мышц, увеличению объема легких.
Дыхательная гимнастика:
- «Резинка», «Лягушонок», «Гуси-гуси», «Дровосек». «Петушок», «Часики»
«Хождение по корригирующим дорожкам» - хороший метод закаливания, как для детского сада, так и для дома. При хождении укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам, воспитания правильной осанки, летом мы применяем и обширное умывание.
Кинезиология
Наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения - развитие межполушарного взаимодействия. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий, в период адаптации, при нарушении сна и гиперреактивности.
«Свеча» «Оладушки». «Кулак-ребро-ладонь»
Самомассаж
Это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание). В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье
Является профилактикой простудных заболеваний
Повышает жизненный тонуса у детей
Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Самомассаж «Назойливая муха» под музыку» «Чтобы горло не болело»,
Массаж друг другу «Дятел», «Рельсы, рельсы»
Интеграция всех образовательных областей в НОД
просмотр развивающих видеофильмов.
- чтение художественной литературы.
Беседы: «О пользе спорта для здоровья», «Витамины полезны для здоровья», «Что делать, если человек заболел?», «Как люди заботятся о своем здоровье?», «Правила ухода за очками», «Экскурсия в кабинет охраны зрения».
- НОД:
Для чего нужны глаза», «Ты себе не навреди, свои глазки береги», «Наши глаза».
- Экспериментальная деятельность: Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки.
- Правила бережного отношения к зрению (В картинках)
Игра «Зоркий глаз»
- Упражнения на развитие зрительного внимания «Внимательные глазки»
- Да и нет, не говорите, черное с белым берите.
- Игры на развитие тактильных чувств.
- Художественное творчество (рисование) «Я здоровье берегу и здоровым быть хочу».
Художественно – эстетическое развитие: «Азбука здоровья» (смешарики, «Сестрички – вредные привычки. «Я расту» А. Барто,
«Мойдодыр» К. Чуковский.
Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :
Работа по здоровьесбережению детей не будет результативной, если не налажены взаимодействия с родителями. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, пробудить у них интерес и желание заниматься со своими детьми. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Информационный стенд: «Профилактика зрительных нарушений», «Как выбрать очки и правильно с ними обращаться» (советы врача - офтальмолога», «Запрещенные физические упражнения для детей дошкольного возраста».
Консультации, беседы по вопросам здоровьесбережения. - «Режим дня», «Дыхательная зарядка для часто болеющих детей (развитие речевого дыхания)», «Значение развития осязания и мелкой моторики у детей, имеющих нарушения зрения» «Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»; «Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста»;
Папки передвижки «Советы тифлопедагога (упражнения для снятия зрительного утомления, «Гигиена и уход за очками», Телевизор и дети», «Какие упражнения и задания способствуют улучшению зрения?»,
«Комплексы упражнений для органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры».
наглядная агитация - стенды, выставки, памятки)
Коллаж «Сохрани своё здоровье»;
Выпуск мини-книжки «Здоровая еда моего ребенка»
Заключительный этап:
Проведение мониторинга детей для оценки результативности работы по проекту.
Проведение круглого стола с привлечением родителей. (Создание стимула у родителей для дальнейшего участия в проекте.)
Оформление выставки для родителей «По страницам проекта».
Награждение грамотами родителей - активных участников проекта.
Оформление альбома – отзыва мнений родителей о проведении проекта.
Полученный результат реализации проекта :
В результате целенаправленной и системной работы:
У детей сформированы простейшие представления о возможностях человеческого организма, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повысился уровень познавательного развития.
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
Улучшение соматических показателей здоровья.
Литература:
1. Аветисов Э. С. "Охрана зрения у детей". - Издательство "Медицина", 1975.
2. Базарный В. Ф. «Зрение у детей». Проблемы развития. -Новосибирск: Наука,1991. 54 с.
3. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. 2004г.
4. Глушкова Е. К. "Береги зрение". - Издательство "Медицина", 1987
5. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии». – М. : ВАКО, 2007.
6. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
7. Коновалова Н. Г. «Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного возраста» - Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
8. Горбушкина С. Б. «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». Детство – Пресс. Санкт-Петербург, 2014
9. Чевычелова Е. А. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет». Издательство «Учитель». Волгоград 2012
10. Орлова Н. «Ребятишкам про глаза» детская литература. Новосибирск, 2003
11. Смирнова И. Ю. «Тайна Страны хорошего зрения» детская литература. Новосибирск, 2004