Светлана Гламоздина
Проект «Строительная игра — средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников»
▼ Скачать
(краткосрочный)
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Участники проекта : педагоги детского сада, дети, родители.
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.
Публикация «Проект „Строительная игра — средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А. Н. Давидчук, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова, С. В. Петрушина и др.).
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой и др.
В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.
Актуальность проекта заключается в формировании интереса к конструированию у детей дошкольного возраста, так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности, в частности ориентировку в пространстве.
Цель проекта : Развитие пространственной ориентировки детей посредством строительных игр.
Задачи проекта :
1. Проанализировать педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах пространственного мышления дошкольников через конструктивную деятельность.
2. Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.
3. Проанализировать влияние строительных игр на пространственное развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).
4. Разработать тематическое планирование на месяц для разных возрастных групп для реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
На основе теоретических и практических данных мы выяснили, что у детей, благодаря строительным играм будут формироваться :
• Обобщенные представления о конструируемых объектах;
• Развиваться динамические пространственные представления : умения мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;
• Развиваться пространственное мышление и речь, так как, осваивая пространственные отношения, дети фиксируют их в словах и понятиях, которые запечатлеются в их памяти непосредственно.
Для педагогов:
• Информированность по данной проблеме;
• Использование материала в практической деятельности.
Реализация проекта проходила в III этапа:
I этап - Подготовительный
• Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме;
• Целенаправленное выявление проводимой работы во всех возрастных группах детского сада по данной проблеме;
• Подборка дидактических и строительных игр на развитие пространственной ориентировки в разных возрастных группах;
• Сбор материала по работе с родителями в данном направлении (фото, совместное конструктивное творчество, участие в фестивале, выставки, памятки и консультации)
II этап – Практический
• Работа с детьми (наблюдения на прогулке, беседы, рассматривание иллюстраций);
• Дидактические и строительные игры с детьми по данному направлению;
• Создание условий для детского конструирования (пополнение предметно - развивающей среды).
• Разработка тематического планирования для разных возрастных групп.
Для развития у детей пространственной ориентировки и конструктивных способностей, в группах имеются уголки для конструктивной деятельности, которые способствуют формированию активной, самостоятельной и коллективной деятельности детей.
Во всех возрастных группах в соответствии с программными требованиями созданы условия для конструктивной деятельности и обыгрывания построек, подобран различный строительный материал и мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.). В старших группах имеются для самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных предметов для развития у детей конструкторских способностей.
III этап – Обобщающий
• Создание мультимедийной презентации проекта «Строительная игра – средство развития ориентировки в пространстве»
• Презентация проекта на педагогическом совете.
Перспектива: заключается в использовании конструктивных способностей для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него общих психических процессов и способностей, присущих людям: умение воспринимать окружающий предметный мир, выражать свое отношение к нему, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую и интеллектуальную активность.
Овладение ребенком пространственными ориентировками, точным словарем, умением применять знания о пространственных отношениях в строительных играх и в повседневной жизни является условием успешного обучения в школе.
Теоретическая база опыта:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 232 с.
2. Строительные игры в детском саду. В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. – М. : Просвещение. 1966.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
4. «Творю, строю, мастерю» - М. Г. Борисенко (формирование творчества у дошкольников средствами, которые способствуют развитию его воображения).
5. «Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования» - Л. А. Парамонова ( детское экспериментирование: осознанное отношение к образцам, самостоятельное применение известных знаний, способов в незнакомых ситуациях).
6. «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей» - Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских (развитие у детей моторики, накопление сенсорного опыта, формирование мыслительных действий).