Папки-передвижки

Проект «Строительная игра — средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников»

Светлана Гламоздина
Проект «Строительная игра — средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

(краткосрочный)

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Участники проекта : педагоги детского сада, дети, родители.

Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.

Публикация «Проект „Строительная игра — средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников“» размещена в разделах

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А. Н. Давидчук, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова, С. В. Петрушина и др.).

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой и др.

В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.

Актуальность проекта заключается в формировании интереса к конструированию у детей дошкольного возраста, так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности, в частности ориентировку в пространстве.

Цель проекта : Развитие пространственной ориентировки детей посредством строительных игр.

Задачи проекта :

1. Проанализировать педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах пространственного мышления дошкольников через конструктивную деятельность.

2. Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.

3. Проанализировать влияние строительных игр на пространственное развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).

4. Разработать тематическое планирование на месяц для разных возрастных групп для реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

На основе теоретических и практических данных мы выяснили, что у детей, благодаря строительным играм будут формироваться :

• Обобщенные представления о конструируемых объектах;

• Развиваться динамические пространственные представления : умения мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;

• Развиваться пространственное мышление и речь, так как, осваивая пространственные отношения, дети фиксируют их в словах и понятиях, которые запечатлеются в их памяти непосредственно.

Для педагогов:

Информированность по данной проблеме;

• Использование материала в практической деятельности.

Реализация проекта проходила в III этапа:

I этап - Подготовительный

• Подбор и изучение методической литературы по данной проблеме;

• Целенаправленное выявление проводимой работы во всех возрастных группах детского сада по данной проблеме;

• Подборка дидактических и строительных игр на развитие пространственной ориентировки в разных возрастных группах;

• Сбор материала по работе с родителями в данном направлении (фото, совместное конструктивное творчество, участие в фестивале, выставки, памятки и консультации)

II этап – Практический

• Работа с детьми (наблюдения на прогулке, беседы, рассматривание иллюстраций);

• Дидактические и строительные игры с детьми по данному направлению;

• Создание условий для детского конструирования (пополнение предметно - развивающей среды).

• Разработка тематического планирования для разных возрастных групп.

Для развития у детей пространственной ориентировки и конструктивных способностей, в группах имеются уголки для конструктивной деятельности, которые способствуют формированию активной, самостоятельной и коллективной деятельности детей.

Во всех возрастных группах в соответствии с программными требованиями созданы условия для конструктивной деятельности и обыгрывания построек, подобран различный строительный материал и мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.). В старших группах имеются для самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных предметов для развития у детей конструкторских способностей.

III этап – Обобщающий

• Создание мультимедийной презентации проекта «Строительная игра – средство развития ориентировки в пространстве»

• Презентация проекта на педагогическом совете.

Перспектива: заключается в использовании конструктивных способностей для общей подготовки ребенка к жизни, для развития у него общих психических процессов и способностей, присущих людям: умение воспринимать окружающий предметный мир, выражать свое отношение к нему, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую и интеллектуальную активность.

Овладение ребенком пространственными ориентировками, точным словарем, умением применять знания о пространственных отношениях в строительных играх и в повседневной жизни является условием успешного обучения в школе.

Теоретическая база опыта:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 232 с.

2. Строительные игры в детском саду. В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. – М. : Просвещение. 1966.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.

4. «Творю, строю, мастерю» - М. Г. Борисенко (формирование творчества у дошкольников средствами, которые способствуют развитию его воображения).

5. «Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования» - Л. А. Парамонова ( детское экспериментирование: осознанное отношение к образцам, самостоятельное применение известных знаний, способов в незнакомых ситуациях).

6. «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей» - Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских (развитие у детей моторики, накопление сенсорного опыта, формирование мыслительных действий).

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Покормите птиц зимой» Продолжительность проекта: месяц Тип проекта: информационно – практико-ориентированный Участники проекта: педагоги, инструктор по физкультуре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Строительная игра — средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников»
Опубликовано: 24 октября 2014 в 18:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Строительная игра — средство формирования ориентировки в пространстве у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гламоздина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД