Светлана Зайчикова
Проект «Сталинградская битва в истории моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сталинградская битва в истории моей семьи»
Тип проекта : исследовательский.
Возраст участников: 4-6 лет
Участники: воспитанники старшей группы «Радуга», их родители, воспитатели.
Продолжительность реализации проекта : январь-февраль 2023 года
Автор:
Зайчикова Светлана Владимировна
воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»
2023 год
Публикация «Проект „Сталинградская битва в истории моей семьи“» размещена в разделах
Проект : «Сталинградская битва в истории моей семьи»
Автор проекта : Зайчикова Светлана Владимировна.
Участники проекта : (воспитатели, воспитанники старшей группы «Радуга», родители)
Тип проекта : исследовательский, среднесрочный (январь – февраль 2023 г.)
Цель проекта : Создание условий для обогащения детей знаниями о Сталинградской битве через открытие в группе мини-музея «Сталинградская битва в истории моей семьи».
Задачи:
• Изучить историю семьи, проследить ее связь с историей Сталинградской битвы, собрать материал об участии близких родственников в Сталинградской битве.
• Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ, свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям (фотографиям, наградам, письмам, документам, уважительное отношение к старшему поколению, интерес к истории своей семьи.
• Создать условия в группе (мини – музей) для знакомства с героическим прошлым нашей страны, подвигом ее жителей, членов семьи через комплекс совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей.
• Привлечь родителей к патриотическому воспитанию дошкольников.
Методы: исследование исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся в семейных архивах.
Материал, инструменты, оборудование: информация о проекте в родительских группах, открытие мини-музея «Сталинградская битва в истории моей семьи».
Место проведения: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65» Кировского района г. Саратова.
Проблема: Как отразились героические события Сталинградской битвы на судьбах семей моих воспитанников, моей личной семьи?
Проект направлен на нравственное воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики, которая строится с учетом особенностей современного музея, его уникальностью предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и документами прошлого и настоящего. При использовании информационной поддержки семей воспитанников, в мини-музее собраны уникальные наградные документы ветеранов Сталинградской битвы, фотографии, информационные материалы; оформлены постоянные экспозиции «Семейные реликвии (документы военных лет)», «Награды», «Памятные места города Волгограда».
Актуальность
«Интерес к прошлому – забота о будущем»
Каждый из нас может и должен гордиться историей своей семьи. Порой дети дошкольного возраста и не подозревают, что в летописи их семьи отражены те подвиги, из которых складывалась большая Победа всей страны.
Детям дошкольного возраста легче понять историю своей страны, начав её изучение с истории своей семьи. Рассказы об участии в событиях того времени можно считать первым шагом в гражданско - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Эмоционально воспринимая и сопереживая рассказам старших родственников о военной поре, ребята становятся активными участниками сбора, изучения и оформления материалов о военном прошлом.
Тема Сталинградской битвы чрезвычайно актуальна в ходе подготовки к празднованию 80 – летия Победы в Сталинградской битве. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
При знакомстве с историей Сталинградской битвы было отмечено, что у старших дошкольников недостаточный объем знаний об истории освобождения города от немецко-фашистских захватчиков во время Сталинградской битвы, недостаточны (или отсутствуют вообще) знания об участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне.
Во время проведения бесед, виртуальных экскурсий по музею –заповеднику Сталинградская битва, рассматривая документы, награды, у детей возник вопрос: наши прадедушки и прабабушки могут помнить о ней, могли быть участниками этих событий, или хранить память о них. Я рассказала ребятам, что моя бабушка была участником Сталинградской битвы и у меня хранятся ее ордена и медали.
Тогда у детей возникли вопросы: «Возможно, и в моей семье есть медали или фотографии прадедушек или прабабушек, которые участвовали в ВОВ, а именно в Сталинградской битве?»
Способ решения проблемы: Ребята захотели узнать, коснулась ли Сталинградская битва их семей. Для этого они обратились за помощью к родителям, бабушкам и дедушкам.
Технология описания проекта :
Основной целью данного проекта является сбор краеведческого материала о значении героического прошлого нашего народа, роли семьи в истории великой Победы. Успешность развития дошкольников при знакомстве с героической историей своей семьи, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Дети, исследуя семейные архивы, узнают историю Сталинградской битвы и участие членов семьи в защите города, приобретают навыки работы с краеведческим материалом; родители и воспитывающие взрослые собственным примером воспитывают уважительное отношение к памяти героев, героическому наследию.
Этапы работы:
I. Подготовительный
Цель: создание необходимых условий для работы над проектом, создание мотивации, диагностика начального состояния.
Задачи:
1. Расширить представления детей о героическом прошлом нашего народа в годы Сталинградской битвы.
2. Формировать бережное отношение к исторической памяти своего народа, своей семьи.
II. Основной
Цель: разработка проекта; создание условий для реализации проекта.
Задачи:
1. Сбор краеведческого материала для создания мини-музея «Сталинградская битва в истории моей семьи».
2. Изучить экспонатов, принесенных для мини-музея.
3. Разработать и провести цикл занятий с детьми по теме проекта.
III. Завершающий
Цель: Открытие мини-музея «Сталинградская битва в истории моей семьи».
Задачи:
1. Обобщить собранный краеведческий материал.
2. Организовать экскурсионную деятельность воспитанников в мини-музее.
Реализация плана: В ходе реализации проекта дети приобретут знания о героическом прошлом родного народа, истории своей семьи, научатся работать с краеведческим материалом.
Предполагаемый результат:
1. Расширение и систематизация у детей знаний об истории Сталинградской битвы.
2. Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
3. Организация совместной детско-родительской деятельности. Мини-проекты «Сталинградская битва в истории моей семьи».
4. Разработка цикла занятий с детьми по ознакомлению детей с героическим подвигом родного народа, участия членов семьи в Сталинградской битве.
5. Привлечение детей и родителей к созданию мини-музея, проведению акций.
6. Создание в группе мини – музея «Сталинградская битва в истории моей семьи» силами детей и родителей.
Направления реализации проекта :
В ходе реализации проекта были организованы и проведены следующие мероприятия:
• конкурс рисунков «Пусть всегда будет мир»
беседы на тему «Что мы знаем о подвиге нашего народа в годы войны?», «Сталинградская битва», «Письмо с фронта»;
• презентации, подготовленные детьми совместно с родителями «Я помню и горжусь»
• разработан и проведен цикл занятий: «Память о войне в истории моей семьи», занятие: «Семейная реликвия», занятие: «Ордена и медали».
• оформлена фото-выставка и альбом «Герой в моей семье»;
• проведены виртуальные экскурсии по памятным местам города «Мамаев курган», музей –заповедник «Сталинградская битва», «Памятники Волгограда»;
• собран краеведческий материал об участии семей воспитанников в Сталинградской битве;
• создан мини – музей «Сталинградская битва в истории моей семьи»;
• Оформлен паспорт мини-музея;
Успешность проекта обеспечивает предметно-развивающая среда, созданная силами всех участников проекта :
• копии наградных документов и фотографии ветеранов Сталинградской битвы;
• ордена, юбилейные медали и знаки ветерана Великой Отечественной войны;
• альбом «История одного героя» (о членах семьи, награжденных орденами и медалями за героизм, проявленный в Сталинградской битве);
• альбомы и наборы открыток «Города – герои»;
• дидактические игры с патриотическим содержанием;
• подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней;
• подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о Сталинградской битве, празднике Победы, о мире;
• мини-музей «Сталинградская битва в истории моей семьи
Заключительные положения:
Проект «Сталинградская битва в истории моей семьи» разработан в рамках празднования 80-летия Сталинградской битвы. Работа над проектом способствовала проявлению познавательного, творческого потенциала у воспитанников, семей-участников, формированию у дошкольников представлений о своей семье, ее истории, воспитанию уважения к памяти предков. Предложенный проект позволил подчеркнуть важность проблемы патриотического воспитания, способствовал проявлению интереса к героическому прошлому родного города, семьи, как со стороны детей, так и со стороны родителей, способствовал развитию творчества и конструктивных действий ребенка
Результативность реализации проекта «Сталинградская битва в истории моей семьи» :
В процессе проведения диагностики результатов проекта, с детьми были проведены беседы, которые позволили выявить увеличение интереса к истории своей семьи. Так же было отмечено, что ребята проявляют интерес к героическому прошлому родного народа. У ребят появился интерес к сбору исторического и краеведческого материала.
Проект «Сталинградская битва в истории моей семьи» был успешно реализован в период с января по февраль 2023 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем