Ирина Чечет
Проект-спектакль «Муха-Цокотуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация проектной деятельности в процессе театрализации позволит обеспечить поэтапную подготовку к постановке спектакля.
Характеристика проекта :
1. Тип проекта : театрализованный;
2. Продолжительность проекта : три недели (с 9.01.18-31.01.18)
3. Предмет проекта : постановка спектакля-импровизации
Задачи проекта :
Публикация «Проект-спектакль „Муха-Цокотуха“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Чуковский. Сценарии развлечений
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Сценарии, спектакли, инсценировки
- Темочки
1. Вызывать у детей интерес к театральной деятельности, желание выступать;
2. Развивать элементы актерского мастерства.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, интонации, выразительных движений).
4. Учить согласовывать свои действия с действиями партнёров.
5. Формировать опыт социальных навыков поведения;
6. Преодолеть неуверенность в себе, застенчивость.
Ожидаемый результат:
1. Получение продукта деятельности - спектакля.
2. Раскрепощение детей.
3. Развитие элементов актёрского мастерства.
4. Выразительность речи.
5. Сплочённость детского коллектива.
6. Вовлечение в проектную деятельность родителей.
7. Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.
Новизна заключается в развитие сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми и их родителями.
.В книге В. Емельянова «Развивающие голосовые игры» я прочитала: «Если вы не работаете по какой-нибудь системе, выдумайте свою: любую! Выдумав, придерживайтесь ее. Лучше плохая система, чем талантливая ежедневная импровизация. Для детей талантливая импровизация педагога при отсутствии системы — только куча положительных эмоций, восхищение и любовь, но никакого движения вперед, и каждый раз — с нуля». И я заняла такую позицию – работа в театрализации средствами проектной деятельности.
Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, образование или искусство, — все обрастает массой проблем.
Да, наше время — время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультики несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?
Самое время вспомнить о развитии театрализации, где дети получают нравственное и художественно-эстетическое обогащение.
Бытует мнение, что пьесы нужно обязательно смотреть, а со слуха они якобы не воспринимаются, тем более – детьми. И я считаю, что в этом смысле читать пьесы и ставить их самим детям это более чем актуально.
«Примеривание» на себя в процессе чтения разных характеров, способов реагирования и ситуаций, по моим наблюдениям, сказывается благотворно на детской психике.
Получается, моя работа - это что–то вроде душевной гимнастики, которая, в свою очередь, развивает эмоциональную сферу.
Конечно, театральные постановки в условиях детского учреждения по многим причинам осуществлять сложно. Но если действовать согласно составленному проекту и подключить к работе родителей, то есть помощников, то можно, не замечая времени, работать над воплощением моей задумки-как импровизация.
Главное – не обидеть кого – то из детей отрицательной ролью или вовсе лишить её. Всех занимаю, если не ролью, то пересказом содержания, предшествовавшего демонстрируемой сцене, работой с занавесом и сменой декораций, звукоподражаниями, согласно проекту. А про отрицательную роль, если она ребенка обижает, говорю, что только особо талантливые актеры умеют играть персонажей, с которыми у них нет ничего общего в характере.
И моя главная цель в этой теме – не произвести впечатления на взрослых, а укрепить и облагородить души детей.
Я не сомневаюсь в актуальности этой проблемы: ведь детская игра на сцене детского сада – это шаг на большую сцену, имя которой – жизнь. Каждый ребенок в будущем должен уметь владеть собой, скрывать или выражать свои эмоции. В этом стараюсь помочь дошкольникам.
Первым шагом стал выбор направления, средств и форм работы.
Для этого подобрала литературу, которая позволила участвовать детям в творческом процессе инсценирования, решающем многие аспекты воспитания. Это, прежде всего нравственное воспитание и эстетическое. Этим целям в полной мере отвечают небольшие инсценировки, постановки сказки.
А сказки в свою очередь – наиболее понятный и любимый детьми жанр, который я и применяю. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Сказки несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям.
Для себя определила пути решения проблемы:
Реализация проектов позволяет задействовать все виды образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «музыка», «Художественное творчество», «социализация», «безопасность», «труд» ,«физическое воспитание», «здоровье» где как не в театрализации можно проследить процесс интеграции.
Это позволяет раскрыть разнообразные способности каждого участника проекта.
На мой взгляд, лишь использование разнообразных методов (наглядного словесного, проблемного, от противного, эвристического, метода убеждения, метода побуждения к сопереживанию, сказкотерапии) и приемов (игрового, приёма активизации мышления, приёма привлечения внимания детей, показа, сопоставления, сравнения, позволило мне работать наиболее продуктивно, используя проектную деятельность.
Работу по этой теме начала с января 2017 учебного года, во второй половине дня, в свободное от занятий время, в процессе чтения сказок и сюжетно – ролевых игр.
Подготовительная работа
Эта деятельность сопровождалась пересказами, вопросами, описанием увиденного на иллюстрациях. Вместе с детьми прочитывала и анализировала содержание и характеры персонажей сказок, спектаклей, отрабатывала мимические, пантомимические движения. Знакомила детей с миром Театра, чтобы они полюбили его, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем.
Задумка спектакля –импровизации заключалась в следующем, чтобы дети спонтанно, не готовясь дома или в садике к заданной роли, делать на сцене не то, что он хочет, а действовать в образе и по сюжету, то есть делать то, что делает его персонаж. Методом театральных этюдов, с помощью игры – импровизации на репетициях я помогала понять детям, какое «действие» совершает его персонаж в спектакле. Удивлялась, какие неожиданные решения в этюдах принимали дети. Особо хочу выделить то, что дети, проникаясь духом образа, самостоятельно находили решение жеста, мимики, удивляя меня свободной игрой.
А после того,как дети выступят, приходит очередь их родителей показать то же, что и их дети-в тех же костюмах (их элементах) и в тех же ролях.
Всю работу строю на использовании театральной педагогики — технологии актерского мастерства. Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, применение на занятиях аудио - и видеозаписей.
Ещё один немаловажный момент - без зрителей все мы прекрасные актеры.
Но вот когда стихает зал, открывается бесшумно занавес и музыка будит тишину. А в зале притихли и смотрят на тебя такие же дети, а главное — папа, мама, бабушка, дедушка. Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Он становится Героем. Из робкого мальчика превращается в принца, а из капризной девочки в добрую и чуткую Золушку. И такое возможно только в Театре.
Начиная эту работу, было страшно, что родители не поймут нас, не смогут помочь нам, в силу своей занятости, не станут соучастниками этого процесса. Но, оказалось, что родители приняли самое активное участие в подготовке детей к спектаклю. Они обсуждали со своим ребенком предстоящую роль, прочитывая сказку дома, готовили костюмы и атрибуты для героев сказки.
На нашу просьбу в пошиве, оформлении костюмов для танцев откликнулись не только мамы, но и бабушки. Многие костюмы шились дома, а дети помогали в его украшении.