Анна Сычинникова
Проект создания картины «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/сад № 4
Проект
Создание картины «Осень»
Сычинникова Анна Леонидовна,
воспитатель
г. Заполярный 2020 год
Паспорт проекта
Развитие творческих способностей детей
Вид проекта : творческо-продуктивный.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель Сычинникова А. Л
Образовательная область: художественное творчество, активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.
Публикация «Проект создания картины „Осень“» размещена в разделах
Цель проекта : развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе деятельности с различными материалами. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности, интерес к художественному экспериментированию.
Задачи проекта :
образовательные:
- учить детей создавать сюжетную композицию из природного материала- засушенных листьев и цветов, травы на заданной основе;
- расширять знания детей об осени, о сезонных изменениях в природе (познание);
развивающие:
- развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира, умение работать коллективно;
- обогащать словарный запас, расширять кругозор, способствовать развитию внимания, памяти;
воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее красоту в композициях;
коррекционные:
- развивать мелкую моторику рук, развитие связной речи, развитие коммуникативности, успешности в общении.
Создание картины «Осень».
Делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук на обычном листе картона расцветают сказочные цветы, оживают насекомые, звери и птицы.
Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы кистей рук помогают такие интересные занятия, как оригами, пластилинография, аппликация. Они дают детям неограниченные возможности для творчества, способствуют развитию мелкой моторики, которая стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка в целом, поэтому эта работа должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Умение трудиться в коллективе формируется в процессе работы над композициями из природного материала. Изготовление композиций ставит детей в условия, когда надо спланировать свою деятельность, суметь договориться с товарищем и распределить справедливо работу, помочь друг другу. Общий результат труда также дорог детям, как и индивидуальные поделки, потому что он получен совместными усилиями, исканиями, переживаниями. И этот смысл общности труда необходимо донести до сознания детей, научить их вместе радоваться, вместе огорчаться.
В подготовительной к школе группе продолжают формировать навыки мыслительной деятельности, развивать воображение и творчество, обучать техническим приемам работы с природным материалом (подбор материала, соединение деталей и т. д.)
В подготовительной к школе группе дети учатся работать самостоятельно, контролировать свою деятельность. Они могут планировать работу по условию, например: воспитатель дает задания — изготовить поделку только из и веточек и листьев и т. д. Ребята свободно комбинируют материал для поделки, используют заменители.
В работе с детьми шире используются произведения художественной литературы для формирования устойчивого интереса к ручному труду с природным материалом.
Так, загадки, пословицы о деревьях, растениях, травах, обсуждение которых проводят после экскурсий в природу и перед изготовлением композиции, заставляют детей размышлять, развивают их воображение. В этом возрасте ребятам представляется большая самостоятельность в подборе материала для создания композиции, в его подготовке к работе.
Вызвав у детей интерес к предстоящей работе, воспитатель предлагает им рассмотреть схематический рисунок (модель, воспитатель на первых порах облегчает задачу — предлагает в качестве образца рисунок.
Анализируя рисунок, дети вычленяют ее составные части, устанавливают последовательность работы. Затем ребята приступают к изготовлению. Воспитатель предлагает им разложенный заранее на столах материал или же просит подобрать его самостоятельно (в зависимости от цели работы).
Во время работы он продолжает учить детей контролировать свои действия, помогает им добиться поставленной цели, следит за тем, чтобы соблюдались правила пользования. Важно создать такую обстановку в группе, чтобы во время коллективного труда ребята помогали друг другу, стремились к тому, чтобы у всех получилось красива.
Готовую работу оценивают по нескольким параметрам: по качеству, по количеству использованного дополнительного материала, по отношению к работе, к товарищам, к результатам своего труда и труда сверстников. По окончании работы дети убирают используемые материалы, сохраняя порядок в группе.
Как организовать работу над композициями?
Вначале воспитатель продумывает прием, с помощью которого можно заинтересовать детей (например, загадывает загадку, читает стихотворение) Объявляет тему и показывает рисунок-образец (или фотографию) композиции.
Следующий этап в организации труда детей — это планирование предстоящей работы (выделение основных частей и последовательности изготовления).
Затем воспитатель определяет форму организации детей при выполнении работы (по двое, по трое, коллективно). Форма организации зависит как от тематики заданной композиции, так и от навыков коллективного труда, сформированных у детей. Выбор формы организации труда предполагает последующее распределение заданий между детьми, подбор материала и инструментов для работы.
Когда подготовительный этап работы проведен, дети приступают к выполнению задания. В процессе труда над картиной воспитатель организует дружную работу детского коллектива, предупреждает возникновение конфликтов, помогает каждому ребенку добиваться желаемого результата.
I Подготовительный этап.
Предварительная работа: экскурсия на тропу здоровья для сбора листьев и наблюдения в природе, беседы на тему осени; чтение стихотворений на тему осени; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые -разные»; речевые игры «Скажи красивое слово», «Скажи, какой? (какая, какое); художественное творчество «Раскрась осень, используя тёплые цвета», «Листопад»; экспериментирование с природным материалом для пробуждения художественных ассоциаций «На что похож листок?»
Словарная работа: осень, листопад, листва, листья, лес, опадать, засыхать, кружиться, шелестеть, осенний, золотой
Материалы, инструменты, оборудование:
- красивые по форме и окраске листья разных деревьев (рябина, берёза, трав, лепестки цветов; - вязальные нитки разных цветов; - ватман для основы композиции; - ножницы; - клей; - клеевые кисточки; - салфетки матерчатые и бумажные.
II Основной этап.
Содержание:
Организационный момент.
Дети рассматривают разложенные на столе красивые осенние листочки, любуются, описывают их «красивыми» словами; вспоминают, как они гуляли на тропе здоровья и собирали листья.
Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
А вы хотите сохранить красоту листопада? А как это можно сделать? (ответы детей обсуждаются) Давайте, сегодня мы с вами будем осенними волшебниками и этот наш ватман превратим в осеннюю картину. Воспитатель показывает силуэты лесных зверей, птиц и спрашивает у детей, каким образом можно их украсить осенними листочками, веточками и другим природным материалом?
Педагог подводит детей к идее создания картины из осенних листьев.
«Мы подготовили фон для картины. Сначала нужно представить себе картину в целом (что на ней будет изображено, наклеить на силуэты по цвету листочки, веточки и другой природный материал, который мы с вами подготовили и составить из этого осенний сюжет. В целом получиться картина «осеннего леса».
Дети приступают к работе. Самостоятельно выбирают силуэты, осенние листья. Воспитатель помогает определиться с цветом, предлагает поэкспериментировать, прикладывая листочки разного цвета к выбранному силуэту и сравнивая цветосочетания; подсказывает, что маленькие и хрупкие листья нужно брать аккуратно. По мере выполнения предложить детям, что можно дополнить картину и другим материалом (нарезанные вязальные нитки).
Умение трудиться в коллективе формируется в процессе работы над композициями из природного материала.
III Заключительный этап.
Анализ и оценка работы.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. «Эта композиция стала украшением нашей группы, вы такие талантливые волшебники! Мне очень понравилось с вами заниматься творчеством. А давайте пригласим детей из других групп полюбоваться нашей картиной!»
Картина «Осень» на выставке в детском саду «Живи, лес!»
Используемая литература:
Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок / В. А. Ветлугина. – М. : Просвещение,2005.
Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятия. Л., 2000. – 9 с Варкки Н. Ребё нок в мире творчества: Творчество и эстетическое воспитание дошкольников 2003.
Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. – М. ,2007. – 175 с