Татьяна Абрамова
Проект «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
▼ Скачать
Проект : «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»
Тип проекта : информационно-познавательный (участники проекта собирают информацию, реализуют ее)
Возраст участников проекта : 4-5 лет;
По содержанию: интегративный.
По доминирующему виду деятельности: : познавательный, информационный.
По количеству участников: групповой, коллективный подгрупповой, индивидуальный;
Публикация «Проект „Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
По продолжительности: долгосрочный (01.09.2020-20.05. 2021);
Заявитель: воспитатели, воспитанники группы, родители;
Автор проекта : Абрамова Татьяна Алексеевна, Васильева Наталья Владимировна - воспитатели МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка»;
Актуальность
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально- индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный вопрос в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы в нашей группе. В связи с этим мы разработали цикл мероприятий по обогащению знаний о профессиях, целью, которых является:- сформировать у детей эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строили с учетом современных образовательных технологий, таких как: 1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность - один из результативных методов современного образования, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольной организации. Работа над проектом позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий. Так же значительно углубит знания дошкольников о профессиях; увеличит самостоятельную активность дошкольников; разовьет у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. 2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. 3. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера. Применяемые в работе над проектом информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные презентации,
виртуальные экскурсии формируют у детей представления о разных профессиях и имеют огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. 4. В целях создания условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста мы создали в нашей группе мобильную интерактивную мастерскую «Страна профессий» с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций.
Таким образом, ознакомление детей среднего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Проблема
На сегодняшний день проблема ранней профориентации носит актуальность, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.
проблема цель
Не сформированы представления о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Дать представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
причины задачи
• Не достаточно материалов;
• мало внимания дома,• • подобрать материал;•
Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов» :
Что мы знаем? Все ответы, которые дали дети
Что мы хотим узнать?
С помощью чего узнаем?
Цель проекта : Использование современных образовательных технологий в ранней профориентации дошкольников.
Задачи проекта :
Для воспитателей:
-изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме ранней профориентации дошкольников;
-активизировать инновационные, интерактивные и развивающие технологии в работе по ранней профориентации у дошкольников;
- накопить базу медиаресурсов, которая поможет любому педагогу включать их в свою работу, минимизируя тем самым свои затраты на подготовку к занятиям (картотеки, презентации, дидактические игры);
-повысить педагогическую культуру родителей и педагогов в вопросах использования образовательных технологий в ДОУ и дома;
- сформировать начальные навыки работы с интерактивными мобильными мастерскими, перемещая предметы в пространстве; - подтвердить целесообразность и успешность использования образовательных технологий в ранней профориентации дошкольников;
- пополнить развивающую среду дидактическим материалом (по данной теме);
- повышение компетентности по данной теме за счёт внедрения проектной деятельности;
Для детей:
- Расширить и обобщить представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей.
- Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
-Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей. Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
Для родителей:
- повышение уровня компетентности в вопросах по ранней профориентации дошкольников.
Методы:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы)
- индивидуальная и коллективная работа детей дошкольного возраста
Этапы проекта.
1. Организационный.
Педагог:
1. Разработать проект по теме современные образовательные технологий в ранней профориентации дошкольников.
2. Формулировка темы и задач проекта.
3. Составление плана основного этапа проекта.
4. Подбор литературы, презентаций, фотографий, материала по теме проекта.
5. Выявить основные компоненты познавательного развития детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
6. Оформление информационного уголка для родителей: размещение в нё м консультаций и рекомендаций по теме: «Ранняя профориентация дошкольников»
Родители:
1. Анкетирование родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников»
2. Родительское собрание, познакомить родителей с проектом по ранней профориентации дошкольников», с целью получить поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды. Привлечение родителей к участию в проекте.
Дети:
1. Вхождение в проект.
2. Планирование деятельности.
Педагог:
1. Подобрать иллюстрации, фотографии по темам перспективного плана.
2. Составить альбом по профориентации «Профессии моих родителей».
3. Сбор материала и оборудования для работы по проекту.
4. Организовать встречу с интересными людьми.
5. Спортивный праздник «В мире профессий».
6. Игра-путешествие «В страну профессий».
7. Изготовление мобильной мастерской по профессии.
Дети:
1. Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом : согласно проекту и перспективного планирования проводить 1 занятие в неделю длительностью 15-20 минут, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, интереса и желания детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки.
2. Рассматривание иллюстраций, презентаций, фотографий, материала по теме проекта.
3. Участие в творческом конкурсном движении на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.
Родители:
1. Круглый стол для родителей «Давайте воспитывать в детях доброту».
2. Оформление информационного уголка для родителей: размещение в нём консультаций и рекомендаций по теме ранней профориентации дошкольников.
3. Провести мастер-класс по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
4. Заметки для родителей «Как рассказать ребенку о своей профессии».
5. Оформить презентацию «Профессии нашей семьи».
Список литературы
1. Атемскина Ю. В., Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ. : ООО «Издат-во «Детство-Пресс», 2012
2. Габдулина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Комарова Т. С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997.
7. Новицкая Н., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. - М. : Просвещение, 1995.
8. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ. :ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.