Марина Хохлова
Проект «Солнечные грядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество».
Руководитель проекта: воспитатели средних, старших, подготовительных групп.
Возраст участников проекта: дети от 4 до 7 лет.
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники групп, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Солнечные грядки“» размещена в разделах
Тип проекта: долгосрочный (круглый год, групповой, познавательно –
исследовательский.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
• дидактические игры;
• подбор мультфильмов, видеопрезентаций;
• контейнеры, посадочный материал, садовый инвентарь
• выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
• заинтересованность родителей и детей;
• методические разработки.
Цель проекта: формировать у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
Задачи проекта:
1. Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
2. Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений; поддерживать любознательность детей, их стремление к самостоятельности, созиданию.
3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Воспитывать бережное отношение к своему труду.
6. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.
7. Создавать условия для активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
Проектная идея: Создать на территории детского сада мини-огород. Получить урожай овощей и ягод, выращенный самими дошкольниками.
Возможные риски проекта: Посадка рассады огородных культур возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого холодного лета, нехватка теплого периода созревания.
Актуальность проекта
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно острая проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура, ныне живущих людей, могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором пребывает сейчас.
Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает принцип непрерывности процесса развития ребенка-дошкольника. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
• наблюдения;
• опыты и эксперименты;
• исследования;
• игры;
• труд;
• художественно-эстетическая практика;
• знакомство с природоведческой литературой;
• занятия физкультурой и спортом.
Поэтому при разработке этого проекта, мы использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Прогнозируемый результат:
• знания о строении растений, способах ухода за ними;
• практические навыки и умения проращивания семян, подготовки рассады и грунта к пересаживанию, прополки, полива, сбора урожая;
• развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
• появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах;
• формирование социокультурных, личностных компетенций.
Этапы реализации проекта:
I ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьей
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта. Знакомятся с овощными культурами, конкретизируют, систематизируют, углубляют полученные знания
Выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. Проведение консультации для родителей «Участие в проекте «Солнечные грядки».
Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, грунт, посадочный материал, садовый инвентарь.
Создание коллекции семян овощей
Помочь в благоустройстве гряд в мини-огороде
II ЭТАП – реализация проекта
На данном этапе дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; просматривали видеопрезентации; рассматривали иллюстрации, картины; проводились, дидактические игры, беседы, тематические занятия, решались проблемные ситуации и т. д
Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьей
Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.
Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности
Изготовление мнемотаблиц – алгоритмов по трудовой деятельности на огороде, с рассадой.
Подбор дидактических игр по экологии Изготовление таблиц - указателей с названиями растений.
Ведение дневника наблюдений за растениями и погодой.
Непосредственная работа с посадочным материалом, с рассадой. Уход – посадка, полив, рыхление, прополка, подвязка, пикировка, формировка кустов и т. д.
Конструирование, лепка (на каркасе) с элементами конструирования «Пугало огородное» Аппликация и т. д.
Участие в опытах, экспериментах.
Участие в сюжетно-ролевых играх.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, считалок, чистоговорок и т. д.
Слушание и заучивание тематических песенок
Сбор урожая
Подготовка гряд к зимнему сезону
Сбор семян (укроп, тыква) Участие в эстетическом оформлении «огорода»
Закупка посевного материала, грунта, удобрений, контейнеров, садового инвентаря.
Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями
Рецепты для родителей «Вкусно и полезно!»
Подбор информации для детей «Это интересно»
III ЭТАП – заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьей
Проведение вторичной диагностики
Составление отчета о проделанной работе; Оформление документации;
Подготовка презентации проекта. Организация и проведение праздника «В гостях у витаминки»
Проведение конкурса «Овощные фантазии»
Проведение фотовыставки «Я садовод»
Оформление выставки семейных альбомов «Мой зеленый друг»
Защита проектов (индивидуальная, ребенок- родитель)
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.
2. Сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
3. В результате практической, опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
4. Увидели многообразие посевного материала.
5. Стали бережнее относиться к растительному миру.
6. Стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.