Людмила Санникова
Проект «След человека на Земле»
Введение.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Публикация «Проект „След человека на Земле“» размещена в разделах
В один из весенних дней воспитанница подготовительной группы Аня Смольникова пришла в детский сад и сообщила: «Людмила Ивановна, мы с мамой шли в детский сад по дорожке мимо мусорных баков, а рядом с ними бегают огромные собаки. Мы очень испугались, что они нас покусают».
Встает проблема: мульды для мусора постоянно переполнены, так как работники жилищно-коммунального хозяйства вовремя не вывозят мусор. Люди вываливают мусор рядом с баками, а собаки растаскивают его. Создается впечатление «свалки».
Проблема загрязнения улиц мусором существует в каждом селе. Большинство людей не радует вид брошенных бутылок, пивных банок, этикеток, пакетов и другого мусора. Многие относятся к этому равнодушно. Позиция, занимаемая официальными властями, до последнего времени никак не меняет решение в положительную сторону, а ведь проблема становиться гораздо серьёзнее с каждым днем. Поэтому у нас возникла идея: организовать акцию «Чистое село» при взаимодействии с педагогами, детьми, их родителями и общественными «институтами».
I этап. Подготовительный.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
По характеру контактов: открытый, долгосрочный (полгода, фронтальный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, администрация МО «Камское».
Цель проекта : формирование экологической культуры дошкольников через взаимодействие с социумом.
Задачи:
Воспитатели
- формировать умения детей применять полученные знания и навыки экологического поведения в окружающем мире, в природе;
- развивать чувство привязанности к родному дому, улице, селу;
- воспитывать начала экологической культуры.
Дети
- применять полученные знания и навыки экологической культуры в окружающей жизни;
- уважать труд других людей;
- видеть красоту окружающего мира.
Родители
- освоить теоретические вопросы экологического воспитания детей;
- осуществлять нравственное воспитание дошкольников;
- обогащать социальный опыт детей.
Администрация МО «Камское»
- выполнять функциональные обязанности по очистке села от мусора.
Гипотеза исследования : (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, экскурсий по селу, по берегу реки Кама, рассматривания фотографий, чтения литературы) : чтобы на улицах было чисто, не надо выбрасывать, где попало. Необходимо установить на специально отведенных местах контейнеры и вовремя их вывозить. Убедить людей, что жить в чистоте и красоте приятно.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы :
1. Организация экскурсий по селу.
2. Беседы детей с родителями на экологические темы.
3. Организация встреч с людьми, отвечающими за порядок в селе: с дворниками, с людьми, вывозящими мусор за территорию детского сада, села.
Прогнозируемый результат.
- воспитатели: повышение авторитета взрослых в воспитании детей;
- дети: регулирование своего поведения в соответствии с усвоенными нормами и правилами;
- родители: повышение самооценки в вопросах успешной адаптации, социализации дошкольников в современном мире;
- улучшение взаимопонимания детей и родителей в семье.
Результаты исследования :
- изготовление плакатов на экологическую тему (апрель);
- рисунки детей на тему «Берегите Землю» (май); (Приложение №1)
- акция на берегу реки Кама «Отдохнул – убери за собой мусор» (июнь);
- презентация «жалобной книги природы» (июль) (Приложение №2)
- конкурс стихов на тему «Моя малая родина» (август);
- презентация проектов «Берегите природу – наш Дом» (сентябрь).
II этап. Организация исследования в рамках проекта.
Воспитатели.
2.1. Сбор материала (в течение проекта);
- подбор цикла бесед на экологическую тему: о правилах поведения в общественных местах;
- подбор иллюстраций и изготовление фотографий ;
- чтение и обсуждение книг, литературных произведений, научно-познавательной литературы;
- подбор педагогических ситуаций на тему «Охрана окружающей среды».
2.2. Экологическая деятельность детей.
- субботники на территории прогулочных участков (апрель);
- посадка зеленых насаждений на территории детского сада (май);
- письма-обращения в ЖКХ с предложением участвовать в проекте (май);
- оформление экологического уголка на своем участке (июнь);
- оформление экологической тропы (июль);
- поддержание порядка на прогулочных участках и верандах (в течение всего периода посещения детьми детского сада, до выпуска в школу).
2.3. Творческая деятельность детей.
- составление стихов и рассказов на тему «Как сберечь окружающую природу»
(апрель) (Приложение №3)
- выставка рисунков детей на тему «Каким бы я хотел видеть свое село» (март);
- организация фотосессии (совместная работа детей и родителей на тему «Красота спасет мир») (июль).
Взаимодействие с родителями.
- субботники на территории прогулочных участков (апрель);
- консультация для родителей по составлению детских проектов;
- рассказы родителей о сохранении окружающей среды из жизненного опыта;
- проведение родительских собраний на темы:
1. «Охрана окружающей среды – задача взрослых» (март);
2. «Воспитание у детей начал патриотизма и гражданственности» (май);
- организация «почтового ящика» для родителей (внесение предложений по благоустройству села (июнь);
- подготовка «открытого письма» в ЖКХ (июль).
III этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.
1. Презентация совместных детско-родительских проектов «Сделаем село чище» (март – апрель);
2. Посвящение детей в юные экологи «Мы – друзья природы» (июнь); (приложение №4)
3. Конкурс на самый красивый участок в детском саду, на самую красивую клумбу, экологический уголок и т. д. (июль); (приложение №5)
4. Праздник с участием детей, родителей, представителей ЖКХ «Берегите Землю» (август);
6. Презентация альбома «Красивые уголки села» (август);
Условия, необходимые для реализации данного проекта :
- посещение социально-значимых объектов;
- информационно-практическая работа с родителями;
- вовлечение родительского комитета и административных организаций в работу над проектом;
- вовлечение общественности;
- посещение детского сада детьми в течение всего летнего периода.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- стремление детей к чистоте и порядку вокруг себя;
- желание трудиться совместно с взрослыми;
- умение бережно относиться к окружающему, как части Земли;
- совершать добрые поступки на примере взрослых.