Анна Демушкина
Проект «Сказки деда Филимона» по теме «Филимоновская игрушка»
Проект совместной деятельности "Сказки деда Филимона "
Над проектом работали : дети подготовительной к школе группы № 5 и педагог дополнительного образования - СП «ЦРР – д/с «Сказка» пос. Космомольский Чамзинского района Республики Мордовия
Деятельность: творческая, продуктивная
Продолжительность проекта : 1 месяц
Публикация «Проект „Сказки деда Филимона“ по теме „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
Участники: дети подготовительной к школе группы, педагог доп. образования.
Актуальность:
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты, В любом произведении декоративно- прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который - наша задача. В нашей местности глиняная расписная игрушка - свистулька большая редкость, поэтому мы решили как можно больше рассказать о ней, сделать своими руками и расписать. Так началась работа над проектом.
Проект посвящен актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине. На мой взгляд, просто необходимо хранить традиции нашего народа, чтобы знать историю своей страны, семьи. Каждый, кто является гражданином России, должен беречь и способствовать сохранению художественного наследия своих предков, а во – вторых, в любом современном обществе происходят большие изменения, которые могут повлиять на традиционную народную культуру как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому считаю интересным проследить характер таких изменений на примере филимоновской игрушки.
Цель:
Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведения искусства. Способствовать увеличению кругозора детей, обогащать лексический запас, видеть красоту игрушки.
Задачи:
• Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки.
• Воспитывать любовь к народному искусству России.
• Познакомить с процессом ее изготовления, многообразием форм.
• Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Формы работы:
• Беседа. Чтение стихов, рассказов о народных игрушках.
• Просмотр презентации: «История филимоновской игрушки».
• Рассматривание народных игрушек из глины, иллюстраций.
• Раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;
• Лепка игрушки.
• Роспись.
Методы и приемы:
• Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий)
• Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование скульптурного пластилина).
• Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, в проектной деятельности используется следующий нетрадиционный метод: метод «подмастерья» : весь процесс работы рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка.
В ходе художественно — творческих работ необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего проекта ориентир идет на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта предполагаем, что у детей сформируется интерес к филимоновской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, потешек, загадок, игр.
Перспектива данной деятельности:
Использовать выполненную детьми продуктивную деятельность в создании эстетической среды, в оформлении праздников и досугов, подарков.
Продолжать знакомство с другими народными промыслами России.
Создать мини музей.
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим».
План проекта :
1. Создание выставки игрушек народно-прикладного творчества.
2. Консультация для родителей:«Филимоновская игрушка - жемчужина народного искусства»
3. Беседа об истории филимоновской игрушки. Просмотр презентации.
4. Слушание аудиокассеты: «Русские народные потешки и частушки»
5. Лепка игрушек из скульптурного пластилина.
6. Покрытие основы.
7. Роспись.
8. Создание мини - музея, выставки детских работ.
Список литературы
1. Асташина Е. История глиняной игрушки. Народное творчество. 2007. №2.
2. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.
4. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях — Ростов-на-Дону «Феникс», 2002. 4.
5. Усупова А. П. Русское народное творчество детскому саду — М. Издательство «Просвещение», 1972.
6. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду — М. «Просвещение», 1984.