Елена Беляева
Проект для детей старшей группы «Широкая Масленица»
▼ Скачать
Паспорт проекта.
Тип проекта : творческий.
Вид проекта : познавательно-игровой, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Сроки реализации: одна неделя
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Знакомство с традицией проведения народного праздника-Масленица.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества;
Публикация «Проект для детей старшей группы „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Ожидаемый результат:
Дети познакомились с традициями, обычаями, играми, связанными с празднованием «Масленицы»
Итоговый результат:
1. Оформление выставок продуктивной деятельности детей
2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»
3. Стенгазета «Как мы дома праздновали масленицу»
Актуальность: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»
Ожидаемый результат:
Дети познакомились с традициями, обычаями, играми, связанными с празднованием «Масленицы»
Итоговый результат:
1. Оформление выставки подделок «Масленица»
2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»
3. Оформление стенгазеты «Как мы праздновали Масленицу»
4. Выставка детских работ: «Масленица -Масленичное солнце»
Что мы знаем Что мы хотим узнать Как мы это сделаем Результат
Масленица –это блины, соломенная кукла, которую сжигают Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице» Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме. Посредствам художественного творчества (Лепка, рисование, аппликация).
Через художественное слово: сказки, потешки, заклички. Выставка продуктивной деятельности детей Рассказывание стихотворений о «Масленице» Название дней недели
Тематическое планирование
Понедельник «Встреча Масленицы»
Цель: Познакомить с традициями народного праздника.
Беседа на тему «Широкая масленица»
Презентация «Широкая масленица». Знакомство с народным праздником – Масленица. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.
Вместе с детьми делали бумажную масленицу. Если солому найти проблематично — делаем куколок из веточек, ниток и прочего подручного материала. Масленица — добрая.
Пальчиковая гимнастика «На блины» — развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
Хоровод «А мы Масленицу дожидались».
Масленица, Масленица – душа красная девица!
Мы по кругу пойдём, дружно спляшем и споём!
Так, что пой, гуляй, пляши семь денёчков от души!
Первый день привечай – хороводом встречай!
Вторник — «Заигрыш»
Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
Изготавливаем вместе с детьми яркое солнышко.
Поиграть в хоровод с сделанными солнышками. Все ходят по часовой стрелке и поют-закликают солнышко: «Солнышко, покажись! Красное, появись! Согрей землю! Нам дай хороший урожай! Чтобы были пироги хороши и велики! Чтобы мы пекли блины вооот такой величины» (расходятся в стороны).
Среда «Лакомка»
Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.
Познакомить с обрядовой кухней; загадки про масленицу.
Провожаем зиму мы,
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем? (Масленицу)
Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
(Масло)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!
(Блин)
Что за место вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать.
(Ярмарка)
Это очень вкусный праздник,
Дарит нам блины с икрой,
А еще с вареньем вкусным,
Что за праздничек такой? (Масленица)
«Блинчики на сковородке»
Развлечение нравится ребятишкам любого возраста. Взрослые принимают в нем активное участие, подготовка минимальная: расчертить круглое игровое поле (сковородку). Участники держатся крепко за руки и стараются вытолкнуть друг друга в круг, чтобы игрок-блинок «испекся» на сковородке. Побеждает участник, который ни разу не оказался в кругу. По окончании игры все угощаются блинами.
«Блины — лепёшки»
Это весёлая и задорная забава-кричалка, где нет победителей и проигравших. Ребята делятся на две команды: одна по сигналу хором должна кричать «блины», другая же – «лепёшки» (дети это всегда обожают). Текст предлагается следующий:
Хороша была зима, её мы провожаем И тепло весеннее радостно встречаем. Печём с припёком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины! И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепёшки! И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают). Наступила долгожданная масляна неделя, И никто не сосчитает, сколько же мы съели. Ели-ели мы (знак рукой) блины! И ещё (знак рукой) лепёшки! А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся). Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье, В каждом доме оценили хлопоты-старанье, На столе стоят (знак рукой) блины! А рядышком (знак рукой) лепёшки! Чтобы больше в нас вошло — прыгаем на ножке (все прыгают). Ещё кружок вокруг себя (все кружатся, И хлопаем в ладошки (все хлопают).
Четверг «Разгуляй»
Цель: Дать представление о русской тройке
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, заучивание закличек. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
Пальчиковая гимнастика «Оладушки» — развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
Ладушки-ладушки,
Пекла бабка оладушки, (хлопать в ладоши, которые надо держать горизонтально, при этом сверху то правая, то левая рука)
Маслом поливала, (левая ладонь — горизонтально, а правая рука стучит по ней, собранными в щепотку пальцами)
Детушкам давала. (обе руки вытянуть перед собой)
Даше — два! (показать средний и указательный палец правой руки)
Паше — два! (показать средний и указательный палец левой руки)
Ване — два! (показать средний и указательный палец правой руки)
Тане — два! (показать средний и указательный палец левой руки)
Всем дала! (вытянуть руки в стороны и вперед и слегка поклониться)
«Гори, гори ясно» — формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Описание игры:
играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо- Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги! После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.
«Блинная эстафета»
Нужно приготовить блины и несколько сковородок. Участники берут в руки сковороды с блинами и, пробегая определённое расстояние, должны подбросить блины на сковородах не меньше трёх раз. Блин должен упасть обратно в сковороду. У кого блин упал на землю, тот выбывает.
Пятница «Широкая масленица»
Цель: Приобщать к истокам народных традиций.
Участие в развлечении «Эх, Масленица». Приобщать к истокам народных традиций; развитие творческих способностей.
Артикуляционная гимнастика «Солнышко» — нарисовать надутыми губами солнце.
Тир Деда Мороза. По одной из легенд, именно Мороз был отцом Масленицы. Поэтому для ребят можно устроить такую забаву как тир Мороза или Деда Мороза. Организовать мишени, налепить побольше снежков и провести командные соревнования. Победит самый меткий, тот, кто больше наберет очков.
Тяни канат! Две команды берутся за канат с двух сторон и тянут, что есть силы. Кто перетянет команду противника, тот и победил.
В конце праздника обязательным атрибутом и кульминацией считается сжигание куклы - чучела Масленицы, как ознаменование ухода зимы и наступления весны, тепла, пробуждения природы.
Мы на масляной неделе
Каждый день блины ели!
Было весело и вкусно!
А Зима вздыхала грустно,
И чего она сердита?
Что ли, нету аппетита?
От того Зима грустна,
Что вот-вот придёт Весна!