Лионела Дик
Проект «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Широкая Масленица»
Тип: ребенок и общество, и его культурные ценности.
Вид: фронтальный (детский коллектив детского сада с 3 лет).
Участники проекта : воспитанники ДОУ с 3 лет, педагоги ДОУ, родители.
Сроки реализации проекта : средней продолжительности (1 неделя)
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Публикация «Проект „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Актуальность. Стали забываться и уходят на второй план исконно русские праздники и обычаи. Но каждый человек обязан знать свои истоки, обычаи и традиции своего народа. Россия как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси и именно непосредственное участие в празднике составляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Воспитывает у детей дошкольного возраста историческую и народную память, развивает чувство национального самосознания.
Проблема. Навязывание традиций и обычаев зарубежных стран. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым мешаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель: Возрождение, сохранение и дальнейшее развитие традиционной русской народной культуры. Знакомить детей с традиционными русскими праздниками.
Задачи:
• расширить и углубить знания о празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника.
• учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
• побуждать детей к выражению своих чувств, отношения к празднику в художественном творчестве.
• воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
• продолжать знакомить с русскими народными играми – забавами; русскими народными песнями, хороводами, дразнилками, небылицами.
Подготовительная работа:
1. Разработать план проекта (старший воспитатель)
2. Изготовления чучела «Маслены».
3. Подобрать:
• художественно – речевой материал; былины, пословицы, дразнилки, загадки о масленице
• познавательную литературу.
• образцы оберегов. (старший воспитатель ДОУ, воспитатели)
4. Подготовить для родителей информационный материал для ширм о масленице; рецептов блинов (воспитатели).
5. Подобрать репродукции картин, отражающих русские народные праздники, русской тройки Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»; музыкальный репертуар (музыкальные руководители).
6. Подобрать музыкальный репертуар. (музыкальные руководители)
7. Разработать сценарии физкультурных досугов (инструктор по физическому воспитанию) и развлечения на улице (музыкальные руководители).
8. Предоставить родителям информацию о проведении масленичной недели в ДОУ «информационные ширмы» (воспитатели).
9. Предложить родителям изготовить совместно с детьми поделки из соленого теста.
Основные формы реализации проекта :
Речевое развитие.
Заучивание поговорок, закличек, дразнилок, поговорок. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах. Разучивание пальчиковых игр. Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, чтение потешек, дразнилок, небылиц.
Художественно-эстетическое развитие.
Рассматривание картин Кустодиева Елена «Масленица», Соловьева «Тройка» и др. Рассматривание игрушек народных мастеров. Изготовление поздравительных открыток, рисование Масленицы, пластилинография по теме. Слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилева, Чайковского. Разучивание хороводов «Веснянка», «Маслена», «Ясна – красна», песен «Наша Масленица», «Блины», частушек, русские народные игры «Заря-Зарница». Оркестр народных инструментов, слушание звона колоколов Никольской церкви. Рассматривание энциклопедий: «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».
Познавательное развитие. Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Знакомство с русскими народными традициями, обрядами, праздниками «Масленица». Воспитание чувства уважения к народным праздникам истории русского народа. Сохранение традиций.
Социально-коммуникативное развитие. Коллективное изготовление куклы – Масленицы, кукол – закруток, оберегов. Знакомство с гостеприимством.
Физическое развитие. Русские игры – забавы: «Тачка», «Три ночи», «Русская метла», притягивание каната, катание с горы, катание на санках, штурм снежного городка.
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традициям проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Продукт деятельности: выставка рисунков детей, выставка оберегов.
Итоговое праздничное мероприятие: Русский народный праздник «Масленица загорела, всему миру надоела».
Понедельник
«Встреча масленицы»
«Маслена - Просковейка – встречаем тебя хорошенько».
Цель: познакомить с традициями народного праздника.
- Интегрированные занятия в группах речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
- «Художественно-эстетическое развитие». Изготовление кукол – закруток или подковки. (младшие, средние группы)
- «Художественно-эстетическое развитие». Обереги из соленного теста солнышко. (старшие, подготовительные группы)
Вторник
«Заигрыш»
Цель: дать детям представления о русских народных играх-забавах.
В спортивном зале: физкультурные забавы - русские народные игры.
В группах НОД: познавательное и речевое развитие («Русские народные богатыри» былины).
- подготовительные группы художественно-эстетическое развитие «Богатырская наша сила» (рисование, лепка, аппликация по мотивам былин)
Среда
«Лакомка»
Цель: познакомить детей с русской народной кухней
В группах НОД: интегрированная ОД : познавательное художественно-эстетическое развитие (лепка из соленного теста – баранки, пряники и т. д.)
Четверг
«Широкий четверг» музыкальный зал.
Цель: дать представление о русской тройке.
Беседы с детьми о русской тройке, просмотр репродукций картин о русской тройке, прослушивание музыкальных произведений.
Пятница
«Прощай Масленица»
Цель: приобщать к истокам народных традиций.
Праздник на улице.
«Масленица загорела, всему миру надоела».
II половина дня – Художественное творчество. Рисование: «Широкая Масленица»; все группы для выставки.
Вторая половина дня (ежедневно в группах)
1. Чтение русских народных сказок, закличек, дразнилок и т. д.
2. Разучивание с детьми дразнилок, закличек, загадок, стихов и т. д.
3. Просмотр детских мультфильмов, видеофильмов.
4. Самостоятельная художественная деятельность детей по желанию: рисование, лепка, аппликация, музицирование на основе полученных впечатлений от прошедшего дня, праздника; изготовление оберегов для детей других групп, членов семьи, друзьям.
Песенки - заклички на масленицу
Приезжай к нам в гости, масленица,
на широкий двор —
на горах покататься,
в блинах поваляться,
сердцам потешаться!
***
Уж ты, моя Масленица,
Красная коса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!
***
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали — нашей Масленице
Семь годков,
А всего у Масленицы
Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
***
А мы масленицу дожидали,
Сыром, маслом гору укладали,
Ой ты, масленица растянися
Да за белую березу зацепися,
А мы масленицу провожали.
А мы масленицу дожидали,
Дожидали, душе, дожидали.
Сыром, маслом гору укладали,
Укладали, душе, укладали.
А мы масленицу увстречали
Увстречали, душе, увстречали.
Ой ты, масленица растянися
Растянися, душе, растянися.
А мы масленицу провожали.
Провожали, душе, провожали.
А мы думали масленки семь недель
А осталось от масленки один день.
***
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
***
Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый Март пришел, всех детей провел
А за ним — и Апрель отворил окно и дверь
А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!
Идет Матушка-весна по полям-лесам одна
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
***
А мы Масленицу провожали
Часто, важко по ней все вздыхали:
Ой, ты, Масляница, воротися!
Ты до красного лета протянися!
А мы Масленицу провожали!
***
Ой, ты, Масленица, обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну,
Присылай Весну!
Прощай, Масленица!
Прощай, Масленица!
Прощай, Масленица!
А мы Масленицу провожали,
Тяжко, важко по ней все вздыхали.
А мы Масленицу провожали.