Наталья Каракулова
Проект «Шахматы для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение
детский сад № 63
Проект на тему : «Шахматы для дошколят»
Выполнила: воспитатель 1категории Каракулова Наталья Викторовна
Публикация «Проект „Шахматы для дошколят“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Цель: создание условий для успешной самореализации дошкольников через обучение игре в шахматы, и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.
2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать связную речь.
5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.
6. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
7. Развивать внимание, память.
8. Формировать познавательную активность детей.
Участники проекта : дети подготовительной группы детского сада, их родители, руководитель шахматного кружка.
Вид проекта : групповой, долгосрочный, исследовательско - творческий
Планируемый результат: овладение детьми основными понятиями и терминами, необходимыми в шахматной игре. Развитие повышенного интереса родителей к роли шахмат в жизни дошкольников.
Актуальность проекта. Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.
Вырастить здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития. Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. С. В. Герасимова определяет, что стимулом к активному использованию шахматной игры, с целью компенсации психического развития детей, послужил приказ Министерства образования и науки «О шахматном образовании в системе образования РФ от 18 мая 2004г. №2211
Многие считают, что шахматы для детей – это слишком сложное занятие. Не всякий взрослый способен оценить все преимущества и прелести шахмат. Но, возможно, всё-таки происходит потому, что человек уже взрослый? Практика показывает, что маленьким детям эта игра интересна. Многие специалисты утверждают, что дети прекрасно обучаются шахматам уже с четырех лет. Даже двухлетние крохи могут проявлять интерес к фигурам и шахматной доске. Такая игра – это их первый толчок в интеллектуальном развитии. Главное – это вовремя уловить этот момент и развивать его.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, влияет на творческие способности, улучшает память и помогает в обучении. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Планируемые мероприятия
1 этап
Подготовительный • Собрать и изучить специальную литературу о шахматной игре.
• Обогащение развивающей среды шахматного кабинета.
• Заинтересовать родителей в актуальности данного проекта и для оказания ими помощи в организации проекта.
2 этап
Основной, практический. • Использование дидактических игр для закрепления изученного материала.
• Театрализованные постановки шахматных сказок.
• НОД Художественное творчество (лепка) «Шахматные фигуры».
• Презентация «Шахматист – Анатолий Карпов».
• Организация фотовыставки «Играем дома в шахматы».
• Создание «Книги шахматных сказок».
3 этап
Заключительный • Создание лэпбука «Шахматы».
• Открытое занятие «Путешествие в шахматную страну».
• Оформление альбома «Великие шахматисты».
Результат проекта :
В ходе проекта дети овладели основными понятиями и терминами, необходимыми в шахматной игре.
В ходе проекта дети лучше стали ориентироваться в пространстве; логически продумывать следующий ход: как свой, так и «противника». А также у детей развивалась наблюдательность, внимание, мышление.
Развитие повышенного интереса родителей к роли шахмат в жизни дошкольников. Создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников; увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников.