людмила хрипкова
Проект «Сердцу милый уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
Ознакомление детей с малой родиной – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любовь к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Выбор темы программы «Сердцу милый уголок» обусловлен тем, что Оренбург – многонациональный город, в котором родились и растут наши дети. Это их малая родина, и мы с детства приучаем их любить свой город, развиваем чувство толерантности к людям разных национальностей.
Публикация «Проект „Сердцу милый уголок“» размещена в разделах
Программа «Сердцу милый уголок» реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», с учетом этнокультурных условий, многонационального состава населения и географического расположения Оренбургской области. Она направлена на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей и их родителей в различные виды деятельности.
Программа «Сердцу милый уголок» углубляет задачи образовательной области «Познавательное развитие» задачами освоения национально-регионального компонента, ознакомления с культурой, природой, традициями и обычаями города Оренбурга и Оренбургской области.
Цель и задачи программы
Цель программы: Становление у старших дошкольников предпосылок позиции гражданина своего Отечества в процессе приобщения к культуре, природе, традициям и истории Оренбуржья.
Задачи программы:
1. Формировать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
2. Развивать интерес к народным промыслам, традициям.
3. Закреплять представление о малой родине, о стране, в которой мы живем – Россия, бережное отношение к природе родного края, ко всему живому.
4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, Оренбуржья, своего города Оренбурга.
Планируемые результаты освоения детьми программы
Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной программы является развитие следующих качеств:
Интеллектуальные:
• имеет представление о культуре, традициях, промыслах Оренбуржья, о замечательных людях прославивших родной край;
• владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Оренбуржья, знаком с полезными ископаемыми (нефть, газ, яшма, соляной рудник);
• знает название своего города, его географическое расположение, символику (флаг, герб, гимн, достопримечательности;
• интересуется событиями прошлого и настоящего родного города, задумывается о его будущем.
Физические:
• отражает свои впечатления об Оренбургском крае, городе Оренбурге в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет;
• участвует в событиях, жизни детского сада, города;
• ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайону, центральных улицах города, соблюдает правила поведения в общественных местах (театре, музее, в местах отдыха горожан).
Личностные:
• любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);
• проявляет уважение к людям разных национальностей Оренбуржья и их обычаям;
• выражает позитивное отношение к пожилым жителям города;
• эмоционально отзывается на красоту родного края.
Формы подведения итогов
Итоговыми мероприятиями по программе «Сердцу милый уголок» являются:
• наблюдение процесса формирования представлений старших дошкольников о малой родине и себе как ее части, заполнение карты наблюдения;
• изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности детей;
• организация праздника «Люблю тебя, мой родной город!»;
• изготовление фотоальбома «Лента времени»;
• коллективная выставка продуктов изобразительной художественно-творческой деятельности детей;
• итоговая беседа.
Содержание образовательной работы по программе
Старшая группа
Тема 1.1. «Моя улица»
Беседа о родной улице, целевая прогулка. Закрепить знание домашнего адреса. Рисование «Моя родная улица». Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад».
Дидактические игры: «Мой домашний адрес», «Кто больше улиц назовет».
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фотографии улиц города.
Музыкальный ряд: В. Афанасьев, А. Тепляшин «Города рождаются, как люди».
Литературный ряд: С. Михалков «Моя улица».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, чтение, музыкально-художественная.
Продукт: рисунок «Моя родная улица», схема «Моя дорога в детский сад».
Тема 1.2. «Мой родной город»
Игра «Путешествие по родному городу». Вызвать интерес к истории возникновения своего города, людям, жившим много лет назад. Расширять и уточнять знания о родном городе, закреплять умения узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение, воспитывать интерес к жизни города. «Герб города». Дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба, его назначение.
Дидактическая игра: «Сложи герб», «История родного города».
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фотографии зданий города.
Музыкальный ряд: В. Афанасьев, А. Тепляшин «Города рождаются, как люди».
Литературный ряд: А. Пометун «Родина», Н. Середин «Родина малая»
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение.
Тема 1.3. «Оренбург – наш общий дом»
Люди разных национальностей, проживающих в Оренбурге (башкиры, казахи, татары). Формировать у детей представление о национальных костюмах и традициях людей разных национальностей. Познакомить с песенным творчеством людей разных национальностей.
Подвижные игры: татарская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух», башкирская народная игра «Ласточки и ястребы».
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: куклы в национальных костюмах.
Музыкальный ряд: музыка разных народов.
Литературный ряд: стихотворение «Родной язык».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение.
Модуль 2. «Моя малая Родина»
Тема 2.1. «Оренбургский край – моя малая Родина»
Формировать у детей понятие «малая родина». Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений.
Дидактические игры: «Продолжи пословицу», «Города Оренбургской области»; лото «Народные промыслы».
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фотографии с видами городов Оренбургской области.
Музыкальный ряд: музыка В. Баснера, слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»; музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца «Наш край»; музыка Г. Пономаренко, слова В. Бокова «Оренбургский пуховый платок».
Литературный ряд: П. Воронько «Лучше нет родного края», «Родная сторонушка».
Пословицы:
Нет земли краше, чем сторонка наша.
Всякому мила своя сторона.
Родина любимая, что мать родимая.
Жить – Родине служить.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Родная сторона – мать родная, чужая сторона – мачеха.
Русский человек без родины не живет.
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.
Тема 2.2. «Казаки. История казаков Оренбуржья»
Экскурсия в библиотеку на выставку «Оренбургское казачество». Знакомство детей с Оренбургским казачеством, со смелостью и отверженностью русских казаков.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением казаков, с изображением одежды казаков-воинов, праздничной одежды казаков.
Музыкальный ряд: русская народная песня «Оренбуржцы-казаки».
Литературный ряд: А. Прусс «Рассказы по истории Оренбуржья».
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.
Тема 2.3. «Оренбургский пуховый платок»
Познакомить детей с историей Оренбургского пухового платка, женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда (прялка, веретено, с элементами Оренбургского кружева. Рисование узоров, из которых вяжут платки.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: оренбургский пуховый платок, иллюстрации узоров.
Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок»
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Продукт: рисунок «Оренбургский пуховый платок».
Модуль 3. «Природа Оренбургского края»
Тема 3.1. «Вижу чудное раздолье…»
Дать представление о размерах нашей области и ее природных богатствах. Экскурсия в музей. Беседа о животных и растениях родного края. Рассматривание иллюстраций.
Дидактическая игра: «Птицы нашего города», «Когда это бывает», «У кого какой домик».
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: иллюстрации животных и растений Оренбургской области.
Литературный ряд: Красная книга Оренбургской области; «Берегите землю».
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.
Тема 3.2. «Река Урал»
Познакомить детей с рекой Урал. Расширить знания детей о речных обитателях: растениях и животных, приспособившихся к жизни в воде и на берегу. Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на реке, понимать необходимость бережного отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: фотографии реки Урал, картинки, фотографии обитателей реки.
Музыкальный ряд: Песни о реке Урал.
Литературный ряд: Н. А. Рыжова «Жила - была река», «Как люди речку обидели», Б. Заходер «Течет река…».
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.
Тема 3.3. «Камни Оренбургской области»
Познакомить детей с богатствами Оренбургской области, драгоценными камнями (каким промыслом занимались на Урале, какие ювелирные изделия изготавливали уральские мастера).
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением драгоценных камней Оренбургской области.
Музыкальный ряд: спокойная, классическая музыка.
Литературный ряд: сказки П. Бажова, А. А. Чибилев «Географический атлас Оренбургской области».
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.