Лидия Жиленкова
Проект «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Название проекта : «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»
Тема проекта : подготовка к школьному обучению как средство развития у детей трудовых навыков
Автор проекта : Л. П. Ширунова, воспитатель
Т. С. Кузнецова, педагог-психолог
Участники проекта :
- дети
-родители
- воспитатели
- педагог-психолог
-музыкальный руководитель
Вид проекта- инновационный
База проекта – МБДОУ д/с № 29 «Маячок»
Публикация «Проект „С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся“» размещена в разделах
Срок реализации 2011-2012 учебный год
ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Противоречия
1. Психологическая готовность к школе это фундамент, на котором основывается дальнейшее обучение, развитие ребенка в школе. Однако, зачастую при подготовке детей к обучению в школе основное внимание, как педагогов, так и родителей, уделяется развитию познавательной сферы без достаточного учета огромного потенциала значимых для ребенка дошкольных видов деятельности (игра, элементарный труд, рисование, восприятие сказки и др.).
2. Ориентировка работников образования в подготовке ребенка к школе за счет внедрения новых форм обучения, различных технологий формирования навыков чтения, письма, счета, «иногда заслоняет в сознании работников дошкольного дела важную, но более отдаленную цель воспитание человека как субъекта труда».
3. Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009года № 655» Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Проблема
Анкетирование родителей показало, что 80% опрошенных понимают под школьной готовностью, только лишь навыки детей в чтении и письме, исключая психологическую составляющую, в частности умение работать в коллективе под началом взрослого, планировать свою деятельность, доводить ее до логического конца, адекватно воспринимать свои результаты.
Диагностика воспитанников на начало учебного года показала:
- изучение отношения к трудовым поручениям:
Высокий уровень ответственности ребенка при выполнении трудовых поручений (наличие заранее намеченного плана, проявление инициативы, чувство долга, выполнение задание с желанием, положительная реакция на успех, отрицательная на неудачу) – 10%
Средний уровень – 60%
Низкий уровень – 30%
- изучение влияния коллективной организации труда на его результат:
Успешность выполнения задания в группе – 40%
Успешность выполнения задания индивидуально – 60%
Отмечено, что дети не способны самостоятельно разделяться на группы и ждут распределения на звенья взрослыми.
- изучение трудолюбия детей:
60% детей – трудятся без контроля, но только во время дежурства, делают то, что входит в их обязанности и не более, не зачастую доводят дело до конца.
20% детей – доводят дело до конца, планируют деятельность, помогает товарищам, трудится вне дежурства.
20% - требуют внешнего контроля, понимают значение труда, но не доводят дело до конца.
- изучение умения планировать трудовую деятельность:
80% детей не умеют составлять план трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.
- изучение представлений о труде взрослых:
Умеют выделять содержание различных «профессий», орудие труда, процесс труда и его значимость – 40%.
Актуальность
С точки зрения различных авторов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и Л. И. Цеханская) предпосылками психологической готовности ребенка к школе является умение ориентироваться, подчинять свои действия заданным правилам, выполнять инструкции взрослого, а также умение слушать. Так же, согласно Л. С. Выготскому, обучение в школе расценивается взрослыми как труд, который ценится, его нельзя пропустить или отменить как, например, поход в детский сад. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что трудовая деятельность не является следствием календарного возраста, а возникает и развивается как некое системное качество человека под влиянием определенной среды (Климов Е. А. Тютюнник В. И.).
Трудовые навыки начинают формироваться еще в раннем возрасте на основе усваиваемых навыков самообслуживания, и развиваются в течение дошкольного онтогенеза через игру под влиянием взрослого, максимально ярко проявляется в ходе становления учебной деятельности, отделяясь от нее в последствие в самостоятельную ветвь. Выполняя различные трудовые поручения, дошкольники обучаются различным трудовым операциям, приобретают трудовые навыки и умения, например, обращаться с трудовыми орудиями (ножницы и т. д.) и материалами, а так же приобретают навык5и работы в группе, межличностному взаимодействию – как со сверстниками, так и со взрослыми, что является хорошей предпосылкой для формирования коммуникативной (социально-психологической) школьной готовности. Дети не только начинают понимать смысл труда, его важность и необходимость, но и его значение для других людей, зависимость друг от друга в совместной деятельности, понимать, что результат его труда включен в общее дело.
Своевременное (еще в дошкольном детстве) развитие у ребенка трудовых навыков и умений способствует более быстрому и легкому включению ребенка-подростка в сферу трудовой деятельности. Подросток легче адаптируется в мире трудовых отношений, готов сделать свой профессиональный выбор, приспособлен к процессу обучения, более усидчив, настойчив, целеустремлен, умеет планировать свою работу и разделять ее на составные части, успешен в своей трудовой деятельности.
ЦЕЛЬ проекта : Формирование трудовых навыков и умений, положительного отношения к труду.
Задачи проекта :
1. Изучить практический опыт педагогов и психологов по проблеме трудового воспитания (Е. А. Климов, И. А. Лыкова, Тютюнник В. И.)
2. Выделить структуру и основные свойства трудовой деятельности в дошкольном возрасте, а так же этапы ее развития.
3. Выявить уровень развития трудовых навыков у детей подготовительной группы и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.
4. Создать систему взаимодействия дети-родители-педагоги направленную на формирование трудовых навыков и умений в процессе подготовки к школьному обучению.
5. Развитие у детей подготовительной группы качество человека труда- трудолюбие, ответственность, коммуникативность.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
- повышение профессиональной компетентности по образовательным областям «Труд» «Социализация»
- создание системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, направленную на формирование трудовых навыков и умений в процессе подготовки к школьному обучению.
- повышение уровня у детей подготовительной группы качеств человека труда - трудолюбия, ответственности, коммуникативности в результате разработанной системы взаимодействия дети-родители-педагоги.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
-Разработка системы занятий по развитию трудовых навыков в процессе подготовки детей к школе;
- Разработка подпроектов :
«Ярмарка»
«Мой зеленый детский сад»
- Проведение творческих мастерских;
- Создание картотеки игр по подготовки детей к школе
Инновационность : развитие предпосылок качеств субъекта труда через развитие школьной готовности (социально-психологический акпект)
Содержание проекта
I этап – подготовительно-аналитический
Сроки реализации (сентябрь - октябрь)
Цель: анализ образовательной деятельности дошкольного учреждения по развитию трудовых навыков и умений старших дошкольников и определение актуальности данной проблемы среди будущих первоклассников.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 - Изучение нормативно-правовых документов, методических пособий по проблеме трудового воспитания детей:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009года № 655» Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Закон РФ «Об образовании»
- Изучение передового педагогического опыта:
- исследования Климова В. А.
- учебно-методическкая разработка И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду»
- программа «Дом радости» Н. М. Крыловой;
Знание нормативных документов
Готовность к применению
2 Выявление уровня сформированности трудовых навыков и представления о труде дошкольников подготовительной группы (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) Результаты диагностики
3 Разработка подпроектов «Ярмарка»
«Мой зеленый детский сад»
4 Разработка плана работы творческих мастерских по гендерному признаку «Умелые ручки»
5 Разработка системы психолого-педагогических занятий по развитию трудовых навыков у дошкольников при подготовке к школе. Система занятий, конспекты занятий
6 Изменение предметно-развивающей среды Проведение тематической недели «Профессии человека»
7 Составление картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр по подготовки детей к школе Составление перспективного плана по сюжетно-ролевым и дидактическим играм для подготовки детей к школе
II этап – практический
Сроки реализации: ноябрь-март
Цель: реализация деятельностного и компетентностного подходов, предполагающих включение в проект всех субъектов образовательной деятельности.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Реализация системы по развитию коммуникативных и трудовых навыков у дошкольников -Создание коллективных работ для украшения территории детского сада
-разработка информации для родителей на информационные стенды по трудовому воспитанию и различных аспектах школьной готовности;
- Выставки «Моя мама мастерица», «Папа может все что угодно»
2 Реализация подпоекта «Русская ярмарка» - Создание поделок совместно дети+ педагоги+родители с использованием различных видов художественного творчества;
- Проведение мастер класс для родителей «Мастерство моей бабушки»
- Проведение массового гуляния «Ярмарка»
3 Реализация подпроекта «Мой зеленый детский сад» - Создание коллективной работы
«Любимый детский сад»
-Конкурс рисунков «Площадка детского сада»
- Совместно с родителями озеленение территории детского сада
4 Проведение творческих мастерских - Разработанный план мастер –классов по креативному рукоделию
(бисероплетение, войлоковаляние, макраме, ковровая техника, столярная мастерская, изготовление моделей воздушного транспорта)
- Выставка «Папа, мама я – умелая семья»
- изготовление жаворонков к празднику «Сороки»
5 Обновление предметно-развивающей среды по теме «Профессии человека» - приобретение дидактического материала «Новые профессии»
- Конкурс рисунков «Вырасту большой, стану…»
6 Проведение игр по составленному перспективному плану - Усвоение детьми правил школьной жизни
III этап – заключительный
Срок реализации: апрель-май
Цель: обобщение опыта и определение результата практической деятельности по развитию трудовых навыков и умений дошкольников через готовность к школьному обучению
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Выявление уровня сформированности трудовых навыков и представления о труде дошкольников подготовительной группы (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) Положительная динамика
2 Анализ созданной модели взаимодействия дети-родители-педагоги Эффективность внедренной системы занятий доказано повышением уровня развития трудовых навыков у детей на 10%
3 Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта Презентация
4 Оформить материалы проектной деятельности с целью дальнейшей трансляции Представление проекта на сайте ДОУ, педагогическом совете