Анастасия Жаркова
Краткосрочный проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русские народные сказки»
Тип проекта : социально - значимый, информационный, творческий.
Сроки проведения: октябрь-ноябрь.
Участники: дети, воспитатель, родители.
Цель проекта : развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с русскими народными сказками.
Задачи проекта :
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
2. Научить выделять основных сказочных героев.
Публикация «Краткосрочный проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
3. Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
2. Формировать навыки связной речи.
3. Содействовать обогащению словаря.
4. Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
6. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
7. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
2. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца.
4. Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям.
Актуальность:
Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Почему именно сказка? Сказочные темы наиболее интересны и доступны пониманию ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, помогает расширить нравственные представления о проявлении добра и зла, развивает творческое и познавательное мышление дошкольника. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказки способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Чаще всего при использовании сказочных сюжетов в работе с детьми используют театрализованную деятельность, драматизацию, обыгрывание и сочинение сказочных сюжетов.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.
К сожалению, в настоящее время не все родители видят многогранные возможности этого направления своей деятельности и не в полной мере используют её духовно-нравственный потенциал. Поэтому тема проекта «Русские народные сказки» является актуальной.
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки по русским народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
План реализации проекта :
Этапы реализации проекта
Сроки реализации Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с родителями
Подготовительный С 1 октября по 4 октября
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
3. Обогащение развивающей среды:
• 1) в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций с изображением героев сказок по мере изучения;
• 2) в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме;
• 3) в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
• 4)в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок.
4. Составление консультаций для родителей, рекомендаций, информационного уголка и анкеты.
Основной:
С 7 октября по 11 октября
1. Беседа «Сказка от начала начинается, до конца читается»
2. Чтение русских народных сказок.
3. Пересказ по картинкам русских народных сказок.
4. Д/ и: «Собери картинку», «Узнай сказку по зачину».
5. Раскрашивание на тему: «Русские народные сказки»
6. Отгадывание загадок по русским народным сказкам. Оформление информационного уголка для родителей: «Русские народные сказки»
С 14. октября по 18 октября
1. Чтение русских народных сказок.
2. Заучивание наизусть пословиц, поговорок, считалок.
3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок.
4. Д/ и: «Что сначала, что потом»; «Как звать - величать?»; «Из какой сказки волшебная вещь?»
5. Совместная работа: «Лечение книг»
Анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
С 21 октября по 25 октября
1. Чтение русских – народных сказок.
2. Беседа с детьми «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка»
3. Д/ и: «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «Подбери иллюстрацию к сказке».
4. Творческое рассказывание «Придумай конец сказки»
5. Раскрашивание на тему: «Герои русских народных сказок» Консультация на тему: «Читайте вместе с детьми»
С 28 октября по 01 ноября
1. Чтение русских народных сказок.
2. Пальчиковый театр по сказке «Колобок»
3. Творческое рассказывание «Придумай конец сказки».
4. Расскрашивание на тему: «Герои русских народных сказок».
5. Д/ и: «Путаница», «Собери картинку»
6. Экскурсия в библиотеку для родителей и их детей.
Создание книжек малышек для детей младшей группы.
С 04 ноября по 08 ноября
1. Чтение русских народных сказок.
2. Пересказ по картинкам русских народных сказок.
3. Пальчиковый театр «Теремок».
4. Раскрашивание на тему «Герои русских народных сказок»
5. Отгадывание загадок по теме русских народных сказок.
6. Рекомендации для родителей на тему: «Какие русские народные сказки читать детям старшего дошкольного возраста»
С 11 ноября по 15 ноября
1. Чтение русских народных сказок.
2. Драматизация по русской народной сказке «Репка».
3. Д/ и: «Путаница»; «Из какой сказки предмет»; «Собери картинку».
4. Заучивание пословиц и поговорок из русских народных сказок.
5. Раскрашивание на тему: «Герои русских народных сказок».
6. Совместная работа родителей и детей – рисование рисунка на тему: «Мой любимый сказочный герой»
С 18 ноября по 22 ноября
1. Чтение русских народных сказок.
2. Д/ и: «Какому герою принадлежит предмет?»; «Угадай загадку»; 3.«Раскрашивание на тему: «Герои русских народных сказок»
4. Творческое рассказывание на тему : «Придумай конец сказки».
5. Драматизация сказки «Курочка ряба»
6. Изготовление родителями шапочек – масок для драматизации сказок.
Заключительный:
С 25 ноября по 29 ноября
1. Выставка рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой»
2. Защита проекта : показ презентации.
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Творческие работы, выполненные родителями и детьми дома.
3. Экскурсия в библиотеку на тему: «Все о русских народных сказках»
Работа с родителями:
1. Оформление информационного уголка для родителей: «Русские народные сказки».
2. Анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».
3. Консультация для родителей «Читайте детям сказки!».
4. Рекомендации для родителей на тему: «Какие русские народные сказки читать детям старшего дошкольного возраста».
5. Изготовление родителями шапочек - масок для обыгрывания сюжетов сказок.
Результаты проекта :
1. Созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по изготовлении шапочек – масок.
Продукт, полученный в результате реализации проекта :
1. Оформление информационного уголка для родителей «Русские народные сказки»
2. Изготовление шапочек-масок для драматизации сказок.
3. Рисунки «Мой любимый сказочный герой»
4. Создание книжек-малышек русских народных сказок для младших групп.
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектиро-вания : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
4. Есаулова Н. А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2007.
5. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.
6. Науменко Г. М. «Народное детское творчество : сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
7. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»
СПб. : «Паритет», 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.