Наталья Чугунова
Проект для детей 6–7 лет «Русские народные музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №23»
Проект «Русские народные музыкальные инструменты»
Чугунова Н. А.
г. Кириши
2021 год
Девиз проекта : Истоки русские мы будем знать,
На инструментах русских весело играть.
Проект по составу участников: групповой
Публикация «Проект для детей 6–7 лет „Русские народные музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Продолжительность проекта : долгосрочный (с января по май)
Тип проекта : исследовательско-творческий
Участники проекта : дети, педагоги, родители, музыкальный руководитель детского сада
Возраст детей : 6-7 лет
Автор проекта : музыкальный руководитель Чугунова Н. А.
Проблема: Дети не знают русские народные музыкальные инструменты (историю, название, звучание и т. д.)
Актуальность проблемы:
Летят в космос ракеты, плывут в океаны атомные корабли, весь мир наполнен гулом моторов. Достижения науки и техники кажутся невероятными. Изменился человек, круг его интересов неизмеримо вырос. А искусство? Музыка? Меняются ли они с развитием цивилизации?
Конечно! Изменились и содержание, и формы современной музыки. Появились новые музыкальные инструменты, богатые и совершенные по своим техническим и художественным возможностям. Разве сравнить современный рояль с древними гуслями или современный электронный баян, с маленькой саратовской гармоникой. А как ново и фантастично звучит ансамбль современнейших электромузыкальных инструментов! Неужели русские народные музыкальные инструменты это такая архаика, такой примитив, что и не заслуживает в наш век столь пристального внимания.
Нет. Мы русские люди, и должны знать историю русской культуры, истоки нашей русской музыки. Это основа для воспитания нравственно-патриотических чувств. Обогащение знаний о нашей русской культуре и русской музыке путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами поможет нам вырастить настоящее культурное общество.
Цель проекта : Формировать знания детей о русских народных музыкальных инструментах.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Обогатить знания детей дошкольного возраста о русских народных инструментах; приобщить к истокам русской народной музыки.
Развивающие:
- Развивать умение детей определять звучание музыкальных инструментов на слух.
- Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами и новыми понятиями (тембр, динамика, диапазон, скоморох, оркестр, дирижёр, пюпитр и т. д.)
- Развивать навыки игры на русских народных музыкальных инструментах
(ложках, бубне, трещотке, свистульке, гуслях, и т. д.).
Воспитательные:
- Приобщать детей к русской музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами.
Ожидаемые результаты по проекту
Дети расширят знания о русских народных музыкальных инструментах и русской культуре.
Научатся определять звучание музыкальных инструментов на слух.
Словарный запас детей пополнится новыми музыкальными терминами и понятиями.
Воспитанники закрепят навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и русской музыкальной культурой будет способствовать развитию у детей нравственно-патриотических чувств и любви к России.
Методы и приё мы:
1. Наглядный метод (демонстрация русских народных музыкальных инструментов, видео, презентации, картин и т. д.)
2. Словесный метод (беседы, рассказы, потешки, частушки, стихи, чтение художественной литературы)
3. Игровой метод (музыкальные игры «Весёлый бубен», «Игра с Козликом»; музыкально-дидактические игры «Отгадай, на чём играю?», «Что лишнее?»; отгадывание загадок и т. д.)
4. Практический метод (игра на русских народных музыкальных инструментах, посещение концерта, танец «Бабалайка», творческие работы (рисунки, поделки и т. д.)
5. Использование ИКТ технологий (презентации, ИКТ-игры)
Этапы
проекта Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями воспитанников
1 Сбор информации о данной проблеме
Предварительные беседы с детьми на данную тему
Анкетирование родителей «Знаете ли вы русские народные музыкальные инструменты?»
2
Сбор информации о русских народных музыкальных инструментах.
Подбор аудио и видеоматериала.
Слушание звучания рус. нар. муз. инструментов.
Изучение истории рус. нар. муз. инструментов.
Оформление информационного стенда
«Русские народные музыкальные инструменты»
3
Чтение стихов, пословиц, загадок о русских народных музыкальных инструментах
Встреча-концерт с учащимися Школы Искусств
Изготовление творческих работ (рисунков)
Игра на русских народных музыкальных инструментах
Совместное с детьми творчество
«Рисуем русские народные музыкальные инструменты»
4
Подготовка с детьми номера «Оркестр» (игра на русских народных инструментах) под русскую народную мелодию «А я по лугу» на празднике 8 Марта
Проведение развлечения «Музыка русского сердца» Выступление детей «Оркестр» (игра на русских народных инструментах) русская народная мелодия «А я по лугу» на празднике 8 Марта.
Участие детей в итоговом развлечении «Музыка русского сердца» Оформление выставки совместных детско-родительских творческих работ
Участие родителей в итоговом развлечении «Музыка русского сердца»
Выводы:
Воспитанники получили новые знания о русских народных инструментах.
Научились определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.
Словарный запас детей значительно обогатился новыми понятиями и музыкальными терминами.
Дети закрепили навыки игры на русских народных музыкальных инструментах.
В процессе совместной с родителями и педагогами исследовательско-творческой деятельности, дети получили неоценимый опыт общения друг с другом, и приобщились к истокам русской народной культуры.
Список литературы
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Д. А. Рытов «Музыкальная народная культура» 4-10 лет
3. Бычков В. Н. «Музыкальные инструменты» - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
4. Васильев Ю. А., Широков А. С. «Рассказы о русских народных инструментах» – 2-е изд. – М. : «Сов. композитор», 1986 г.
5. Кабалевский Д. «Воспитание ума и сердца» М. : «Просвещение», 1981 г.
6. Кабалевский Д. «Как рассказывать детям о музыке» М. : «Просвещение», 1989 г.
7. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Изд. «Просвещение», 1990 г.
8. Михеева Л. В. «Музыкальный словарь в рассказах» М. : 1998 г.
9. Поплянова Е. М. «Кто стоит на трех ногах» : Музыкальные загадки. Изд. «Композитор Санкт-Петербург», 2004 г.
10. «Энциклопедия для детей» Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Глав. ред. В. А. Володин. — М. : Аванта+, 2000 г.
Музыкальный материал
1. Каплунова «Наш весёлый оркестр»
2. Журнал «Колокольчик» №44 2010 г.
3. Материалы журнала «Музыкальный руководитель»
4. Материалы журнала «Музыкальная палитра»
5. Аудиоэнциклопедия «Чевостик», «Русские инструменты»
6. «Русские народные песни и пляски» аудиодиск
7. Г. Вихарева «Музыканты»
8. Кузнецова О. С. «Домашний оркестр» 1998 год
9. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день.» 2007 год
10. Костина Э. П. «Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей» 2010 год
11. Анисимова Г. И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы» 2005 год
12. Песни Татьяны Морозовой «Балалайка», «Гармонист Тимошка»
Интернет-ресурсы
1. https://ru.wikipedia.org/
2. https://muzofon.com/
3. https://www.rusfolkorchestra.icape.ru/
4. https://rodnaya-tropinka.ru/
5. https://www.lute.ru/guitar/guitar_story.htm
6. https://maam.ru
7. https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/html
8. https://www.folkmusic.ru/instrument.php
Русские народные музыкальные инструменты.
(итоговое совместное с родителями развлечение по проекту)
Муз. руководитель: Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Прекрасный день нам дарит праздник,
И главный гость на нём – игра.
Так скажем: «Здравствуйте» друг другу,
И улыбнёмся как всегда!
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Муз. руководитель: Мы сегодня не напрасно в этом зале собрались,
Ждёт вас всех сегодня в зале удивительный сюрприз!
Посмотрите на экран. Это что такое там?
Дети: Это музыкальные инструменты!
Муз. руководитель: Инструменты не простые,
Все они для нас родные,
Ведь русский люд их мастерил,
И душу всю он в них вложил.
Они все вместе собрались, и дружно звуки полились,
И зазвучал для вас оркестр народных инструментов.
Звучит оркестр русских народных инструментов.
Муз. руководитель: Ну, что… готовы вы теперь для экспериментов?
Инструменты изучали,
Много мы о них узнали.
И сейчас вам всем, друзья,
Загадки загадаю я.
Загадки: Ой, звенит она, звенит, За обедом суп едят,
Всех игрою веселит. К вечеру «заговорят»
А всего-то три струны Деревянные девчонки,
Ей для музыки нужны. Музыкальные сестренки.
Кто такая, отгадай-ка? Поиграй и ты немножко
Это наша … (балалайка) На красивых ярких. (ложках)
Приложил к губам я трубку, Мы собрали хоровод.
Полилась по лесу трель. Пригласили весь народ,
Инструмент тот очень хрупкий, Дополняет наш кружок
Называется. (свирель) Пастуший утренний… (рожок)
В руки ты её возьмёшь, Три струны, а звук какой!
То растянешь, то сожмёшь. С переливами, живой.
Звонкая, нарядная, Узнаю его в момент -
Русская, двухрядная. Самый русский инструмент.
Заиграет, только тронь, Выглядит он скромно,
Как зовут её? (гармонь) А зовётся… (домра)
Тараторит, словно тётка. Есть бубенчики на нём, по нему мы громко бьём.
Называется…. (трещотка) С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (бубен)
Муз. руководитель: Становись скорей в кружок,
С нами поиграй, дружок!
Игра «Весёлый бубен»
Муз. руководитель: В оркестре нашем инструментов много,
Следить за ними нужно очень строго.
Музыканты долго думали, как быть?
И решили их по группам разделить,
Чтоб не путали в оркестре никогда
Инструментов этих чудо-голоса!
На экран наш посмотрите,
Лишний инструмент найдите.
Игра «Что лишнее?»
Муз. руководитель: Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка,
Чтоб печали все ушли,
Чтобы ноги в пляс пошли.
Танец «Балалайка»
Муз. руководитель: А сейчас прошу внимания –
Не простое испытание.
Кто на чём играет, нам расскажите,
Музыкантов правильно нам назовите.
Нам на баяне сыграл - …. (баянист,
А на гармонике - … (гармонист).
На домре - … (домрист,
А на бубне - … (бубнист).
На свирели нам трели играл - … (свирелист).
На гуслях - … (гусляр,
А на ложках - … (ложкарь,
Держит рожок - … (рожечник,
Ну, а гудок - … (гудочник).
Очень длинное названье
У музыканта у того,
Кто играл на балалайке –
Назовите-ка его - … (балалаечник).
Что же вы, друзья, грустите?
Навострите ушки!
Мы сейчас для вас споём
Весёлые частушки!
«Частушки» 1) Мы частушки вам споём, 2) Балалайка, балалайка,
И вы постарайтесь. Я в тебя влюблённая,
Дружно хлопайте в ладоши, Потому что ты родная,
Громче, не стесняйтесь! Русская, народная!
3) Играй, гармонист, 4) У свирели есть секрет,
Играй, не ломайся! Я его не знаю.
Для кого-нибудь не надо – Так красиво зазвучит,
Для нас постарайся! Аж сердце замирает.
5) Во саду ли в огороде 6) Зазвучали гусли сладко,
Я играл на домре. Я чуть-чуть закрыл глаза.
Птицы все ко мне слетелись, Эй, Ванюшка, не зевай-ка,
Подпевали хором. В огород зашла коза.
7) Это что за разговор: 8) У частушек есть начало,
То ли ссора, то ли спор? У частушек есть конец.
Тараторят, будто тётки, Кто частушки наши слушал,
Наши русские трещотки. Прямо скажем – молодец!
Муз. руководитель: Ждёт нас всех сейчас игра. Поиграть хотите? (Да)
«Музыкальная угадай-ка»
Муз. руководитель: Балалайки, гусли, домры, и баяны, и гармошки.
Есть трещотки, гудки, бубны, даже расписные ложки.
Все играют звонко дружно. Слушать их не надоест.
Отгадать, друзья, нам нужно, это что звучит? (Оркестр)
Что ж, друзья, вы все сидите? Инструменты вы берите.
Как умеете играть, надо всем нам показать.
«Музыканты» музыка Г. Вихаревой
1) Посмотрите-ка на нас, 2) Посмотрите-ка на нас,
Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.
Ложки в руки взяли, Птички прилетели,
Дружно заиграли. Песенку запели.
3) Посмотрите-ка на нас, 4) Посмотрите-ка на нас,
Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.
Колокольчики звенят, Заиграли бубенцы,
Всех в округе веселят. Ай, какие молодцы!
5) Посмотрите-ка на нас, 6) Посмотрите-ка на нас,
Музыканты мы сейчас. Музыканты мы сейчас.
На трещотках мы играем, Бубен – стук, бубен – бряк,
Всех в округе потешаем. Вот какой он весельчак!
7) Посмотрите-ка на нас, музыканты мы сейчас.
Вот оркестр у нас какой, развесёлый озорной!
Муз. руководитель: Ах, какой оркестр у нас!
Музыканты – высший класс!
Мамы, папы не зевайте,
Кроссворд скорее отгадайте!
Ну, а дети не скучают,
Дружно вместе поиграют.
«Музыкальный кроссворд» для родителей «Игра с козликом» для детей
Муз. руководитель: Есть ещё сюрприз у нас – современный перепляс.
Вот мальчишки удалые, а с ними ложки расписные!
«Танец с ложками»
Муз. руководитель: Мы сегодня пели и играли,
Об инструментах русских много мы узнали.
Мы инструменты русские не будем забывать,
На инструментах русских будем мы играть.
Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час,
Подобно радостному чуду,
Она звучит в сердцах у нас!