Татьяна Исакова
Проект «Русская старина» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Русская старина».
(Подготовительная группа)
Разработала:
воспитатели
1 квалификационной категории
Исакова Т. Н.
г. Курчатов
2022 г.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной логопедической группы; Воспитатели; Родители; Социальное партнёрство: музей, СОШ №5.
Продолжительность: Краткосрочный.
Актуальность:
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках - всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры теряет свое значение, потому что в повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – дети окружены в основном современной техникой. И особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. Необходимо донести до сознания детей, что они являются частью народной культуры, воспитать детей на национальных традициях. Итак, учитывая то, что патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью формирования духовно-нравственных ориентиров, необходимость возрождения патриотизма в обществе не вызывает сомнений. Сохранение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры и возрождение некоторых ее утраченных форм – задача, которая ставится в последние два десятилетия перед мировым сообществом. И Россия в этом вопросе не исключение. Президент России Владимир Путин поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов.
А высказывание К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…», и в современном мире не потеряли своей актуальности. Именно поэтому стала актуальна разработка проекта по патриотическому воспитанию дошкольников, через знакомство детей с народными традициями, бытом и культурой русского народа.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
1. Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
2. Знакомить с различными образцами устного народного творчества, прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
3. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству, воспитывать интерес к народному творчеству России;
4. Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года;
5. Развивать и обогащать словарный запас;
6. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;
2. Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;
3. Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;
4. Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую Родину, ее достижения и культуру.
Формы взаимодействия с детьми и родителями:
Беседы: «По следам хлеба», «Это русская сторонка, это – Родина моя», «Я - россиянин», «Русские обычаи»
Дидактические игры: «Скажи красиво о России», «Моя семья», «Дом добрых дел», «Символы России», «Это русская сторонка, это – Родина моя», «Какая это роспись?», «В мире древней России», «Кто защищает наши границы?», «Символы России»
Чтение р. н. с. : «Колосок», «Мужик и медведь», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка-Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Царевна-Несмеяна», «Иванушка-дурачок», «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». «Лисичка-сестричка и серый волк», «Мороз и заяц», «Морозко», «Рукавичка», «Два Мороза», «Кот и лиса», «Заяц-хваста», «Лиса и тетерев», «Сивка Бурка», «Василиса Премудрая», «Снегурушка и лиса», «Лиса и медведь», «Заюшкина избушка», «Золотой топор», «Петух и жерновцы», «Мена»
Заучивание потешки: «Зайчишка-трусишка»
Заучивание попевки: «Во поле берёзка стояла», «Восенушка — осень»
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве, загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта).
Подвижные игры: «Сова», «Ворон», «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Лиса и зайцы», «Бабка-Ёжка», «У медведя во бору», Хороводная игра «Наша Родина большая», «Два Мороза», «Горелки», «Чай-чай, выручай»,
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Березка»
Рисование: «Золотая хохлома», «Русская матрешка»
Аппликация: «Кокошник»
Конструирование из строительного материала: «Русская изба»
Консультации: «Русский народный фольклор в жизни старших дошкольников», «Приобщение к истории, традициям и культуре России».
Выставки: «Предметы русской старины», «Шью, вяжу и вышиваю».
Фотовыставка: «Красота родного края».
Посиделки: «С чайком, крендельком и баранками».
Мастер-класс «Народная кукла - оберег»
Экскурсия в музей
Структура проекта:
I. Подготовительный этап:
- Определение проблемы и вытекающих из неё задач.
- Подбор и изучение литературы.
- Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
II. Практический этап:
- Беседы;
- Чтение;
- Игры (дидактические, подвижные, пальчиковые);
- Заучивание (потешек, попевок);
- Загадывание загадок;
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Рисование, аппликация, конструирование;
- Консультации;
- Мастер-класс;
- Выставки;
- Экскурсии.
III. Заключительный этап:
Посиделки.