Марина Ларина
Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Русская матрешка»
в первой младшей группе
Вид проекта : познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный, с 11.04.2022. г. по 22.04.2022. г.
Предмет проекта : Русская матрешка.
Участники: дети 2-3 лет, воспитатель, родители
Виды деятельности: игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная, конструирование, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Публикация «Проект „Русская матрешка“ в первой младшей группе» размещена в разделах
Актуальность: Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам. Современные родители очень мало внимания уделяют теме народного творчества, фольклора, считая этот аспект русской культуры необязательным для ребенка. Данный проект доказывает, что тема «народной игрушки», как составная часть знаний о быте русского народа, очень интересна современным дошкольникам, они с удовольствием играют в Матрешку, выполняют различные виды заданий, с ее использованием, обогащают свой словарный запас, приобщаясь тем самым к русской культуре.
Цель проекта : заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста через представление о русской матрёшке.
Задачи проекта :
• познакомить детей с игрушкой «Русская матрешка» в различных видах самостоятельной и совместной с педагогом деятельности детей
• учить детей различать матрё шек по основным признакам: цвету, величине.
• познакомить детей с особенностями росписи русской матрёшки, вызвать желание украшать наряды матрешек.
• обогащать и активизировать словарный запас детей.
• развивать мелкую моторику пальцев рук.
• развивать навык счета;
• продолжать учить рисовать красками;
• развивать творческие и театральные способности;
• воспитывать бережное отношение к игрушке;
Ожидаемый результат:
Проявление у детей интереса к Матрёшке, как национальной игрушке.
Развитие познавательной активности детей.
Положительная динамика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;
Повышение уровня вовлеченности родителей в образовательный процесс.
Этапы реализации:
I этап – подготовительный
• сбор материала по данной теме, оформление группы;
• Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
• Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с Матрёшками;
• Подбор интернет – ресурсов по теме проекта;
• Картотека русских народных игр;
• Аудиозаписи, СД – диски;
• Разработка плана реализации проекта;
• Информирование родителей о предстоящем проекте;
• Рекомендации для родителей;
• Подбор материалов для художественного творчества детей.
II этап. Реализация проекта.
Познавательное развитие.
НОД ФЭМП «Матрешка»
НОД Конструирование: «Строим домик для матрешки»,
Дидактическая игра:«Наряди матрешку»
Дидактическая игра: «Считаем матрешек»
Речевое развитие.
НОД «В гости к нам пришла матрешка» .
Дидактическая игра : «Здравствуйте матрешки».
Сюжетно ролевая-игра: «Накорми матрешку».
Чтение стихотворений: Н. Колмаковой «Как у нашей матрешки»,
В. Берестов «Матрешкины потешки».
Рассматривание иллюстраций «Матрешки расписные» .
Комплексное занятие для детей 1-й младшей группы «В гостях у Матрешки».
Художественное творчество.
Лепка «Строим домик для матрешки».
«Угощение для матрешки»
Рисование «Украсим сарафаны матрёшкам»
Взаимодействие с родителями
• Консультация «Русская народная матрешка».
• Беседы с родителями по теме проекта.
• Рекомендация для родителей: «Знакомство детей с русской народной игрушкой - Матрёшка».
III. Этап заключительный
• выставка детских рисунков «Сарафан для матрешки»;
• выставка рисунков, выполненных детьми совместно с родителями «Моя любимая матрешка»;
• создание видеоролика: «С мамой дома не скучали - мы матрешек рисовали!»;
• создание «Мини – музея: «Русская матрёшка».
Результаты проекта
В ходе проекта дети получили элементарные представления о народной игрушке – русской матрешке. Проявили активность в разных видах деятельности, а так же приобрели навыки пользования игрушкой и различными игровыми действиями с матрёшкой, которая вызывала у детей радость, интерес и эмоциональный подъем.
Наблюдалось улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизировалась позиция родителей как участников педагогического процесса детского сада. 70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.
Продукты проекта :
• Выставка детских рисунков «Сарафан для матрешки»;
• Выставка рисунков, выполненных детьми совместно с родителями
«Моя любимая матрешка»;
• Видеоролик «С мамой дома не скучали - мы матрешек рисовали!»
• Консультация для родителей «Русская народная матрешка».
• «Мини – музей: «Русская матрёшка».
Список использованной литературы
1. Берестов В. «Матрёшкины потешки», Москва, 1992 г.
2. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. – Чебоксары:
ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с. : 16 ил.
3. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 - 2 года).
Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. Русская матрёшка. М. : Мозаика, 2003г
6. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005