Елена Корепанова
Проект «Родословная моей семьи».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Родословная моей семьи».
Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья.
Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм.
Публикация «Проект „Родословная моей семьи“,» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений.
Термин «родословие» использовался в России с XI в. И до начала XX в,; современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная». На протяжении нескольких лет, в подготовительных группах мы проводим проект с родителями «Моя родословная», который стал уже традиционным.
Целью данного проекта является – научит составлять родословную, устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной.
Задачи, которые приходиться решать в процессе этой деятельности, многообразны.
Задачи познавательного характера
• Расширять представления о семье (у нее есть свои история и традиции).
• Формировать представление о родственных отношениях.
• Обогащать словарный запас терминами родства.
• Формирование элементарных представлений о родословной.
Задачи нравственного воспитания.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
• Воспитывать уважение к труду взрослых.
Алгоритм действия (план работы)
1. Предварительная работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Проведение проекта
4. Выставка совместных работ для детей и родителей.
1. Предварительная работа:
Прежде всего следует обратить внимание на особенности развития у детей представлений о составе семьи, об отношениях родства. Составление родословной предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня понимания отношений родства, словарного запаса, их характеризующего, умения оперировать терминами родства.
Эта работа начинается еще в средней группе, детям даются представления о том, что такое семья – это все, кто живет вместе с ребенком, о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Учим детей знать и называть своих ближних родственников. Интересуемся тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убрать игрушки, помочь накрыть на стол и т. д.).
В старшей группе детей знакомим где работают их родители, как важен для общества их труд. Учим уважать труд и занятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Рассматриваем фотографии родственников, помогаем увидеть внешнее сходство с другими родственниками (цвет глаз, цвет волос).
В подготовительной группе проводим основную работу по составлению родословной. Дети в этом возрасте должны знать свое отчество, имена и отчества своих родителей, интересы своих родственников. С детьми продолжаем рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из жизни.
На этом этапе у дошкольников формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России.
Данная работа проводиться на занятиях по социальному развитию
• Что значат наши имена «Ты скажи мне, как тебя зовут»
Задачи: Познакомить детей с правом каждого человека на имя. Подвести их к пониманию того, что у каждого человека есть имя и его имя может звучать по-разному. В доступной форме показать детям историю имен, значение их имен.
Формировать позитивное отношение к своему «Я».
• «Декларация прав ребенка». Право на имя
Задачи: Формировать у детей представление о том, что каждый ребенок, каждый человек имеет права и обязанности. Познакомить детей с правом каждого человека на имя, отчество и фамилию.
Формировать позитивное отношение к своему «Я».
• О происхождении фамилии.
Задачи: Формировать представление о появлении у людей имен и фамилий.
Воспитывать уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени.
• Моя семья
Задачи: Развивать у детей коммуникативные умения. Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.
• Мужчины и женщины в семье
Задачи: Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
• История моей семьи.
Задачи: Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные.
Познакомить детей с тем, что каждая из семей уникальна и замечательна по-своему.
Совершенствовать умение составлять короткие рассказы, употребляя в речи имена и отчества родных.
Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
Развивать связную речь, познавательный интерес.
• Родословная – старинная русская традиция.
Задачи: Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях.
Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях.
Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
• Родословная моей семьи.
Задачи: Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях.
Прививать любовь и привязанность к своей семье.
Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду.
А так же и в других видах деятельности: рассматривание репродукций произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета
Цель: дать детям представление, о том, что семьи бывают разные по численности, составу; показать, как это отображено в произведениях изобразительного искусства.
Изо. деятельность «Портрет моей семьи», «Дом в котором я живу».
Рассматривание иллюстраций семей сказочных героев.
Цель: продемонстрировать возможные варианты состава семьи.
Рассматривание семейных альбомов детей.
Цель: Познакомить детей с тем, что каждая из семей уникальна и замечательна по-своему.
Игра «Кто старше».
Цель: закрепить родственные понятия старше, младше, в наглядной форме показать ленту времени жизни каждого члена семьи.
2. Работа с родителями. Проводим предварительно с родителями консультацию «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции». На которой рассказываем родителям о том, что такое родословная, знакомим с некоторыми правилами согласно которым составляется родословная, со специальной терминологией, предлагаем материалы, которые помогут родителям разобраться в сложных вопросах, связанных с составлением родословной. Основная цель данной консультации – вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи. А также предлагаем памятку, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Наличие эскизов способствует развитию интереса к истории своей семьи, открывает творческие способности у детей и их родителей.
3. Проведение проекта.
Паспорт проекта.
Раздел
программы Познавательное развитие
1 2
Тематическое поле Ознакомление с историей своей семьи, составление родословной
Название проекта «Родословная моей семьи»
Тип проекта педагогический
Цель научит составлять родословную, устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной.
Задачи • Расширять представления о семье (у нее есть свои история и традиции).
• Формировать представление о родственных отношениях.
• Обогащать словарный запас терминами родства.
• Формирование элементарных представлений о родословной.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
• Воспитывать уважение к труду взрослых.
Мероприятия Формы работы с детьми
Цикл занятий по познавательному блоку «Я и моя семья».
рассматривание репродукций произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета
Изо. деятельность «Портрет моей семьи», «Дом в котором я живу».
Рассматривание иллюстраций семей сказочных героев.
Игра «Кто старше».
Формы работы с родителями
Консультация для родителей «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции»
Памятка для родителей, включающая эскизы возможного оформления родословной и значение терминов, которые используются в работе с детьми.
Оформление родословной.
Результат Родословные семей воспитанников
Критерии Родословные:
- Важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род.
- Желательно наличие фотографий
- эстетически оформленный
Анализ ресурсов Фотографии членов семьи, рассказ о семье
Форма презентации Рассказ о своей семье, выставка родословных для детей и их родителей.
Детям дается задание, дома с родителями составить родословную своей семьи и рассказать о ней на итоговом занятии.
Родители проявили свое творчество и мастерство при составлении родословных, все проектные работы отличаются друг от друга по оформлению и количеству поколений. Каждый ребенок рассказал историю своей семьи с опорой на модель, детям было интересно слушать рассказы друг друга, рассматривать модели родословных. (Приложение 2). В завершении работы над проектом оформляем выставку семейных работ, посетить которую могут все желающие.
Составление родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Рассказ о моей семье.
Часовенная Ксения Андреевна
Я, Часовенная Ксения Андреевна (дата рождения 08.11.2005, хожу в МБ ДОУ «ЦРР – детский сад № 7 «Аннушка» в подготовительную группу.
Папа, Часовенный Андрей Анатольевич (дата рождения 23.11.1977, работает в ОАО «Нарьян-Марстрой» (СМУ) в должности каменщика.
Мама, Часовенная Тамара Ивановна (дата рождения 19.06.1981, работает в МБ ДОУ «ЦРР – детский сад № 7 «Аннушка» в должности документоведа.
Брат, Часовенный Данил Андреевич (дата рождения 05.04.2001) учится в школе № 3 в четвертом классе.
Родители моей мамы живут в поселке Красном
Дедушка Митусов Иван Иванович, на пенсии, работал в Нарьян-Марскомгоргазе старшим слесарем.
Бабушка Митусова Нина Павловна, на пенсии, работала заведующей молочно-товарной фермой.
Прадедушка Хатанзейский Павел Иванович, г (год рождения 1933), работал трактористом в СПК «Харп»
Прабабушка Хатанзейская Ольга Евстратьевна, (год рождения 1933, работала телятницей на ферме.
Прапрадедушка Хатанзейский Иван Степанович
Прапрабабушка Хатанзейская Просковья
Прапрадедушка Митусов Иван Иванович, (год рождения 1918, 25 лет работал киномехаником, работал в телятнике
Прапрабабушка Митусова Мария Ильинична (год рождения 1920, работала дояркой на ферме.
Рассказ о моей семье Малафеевская Дарина
Свою родословную я знаю со слов мамы, а она помнить о
прошлом по рассказам бабушки и дедушки.
Мой прадед Филипп Николаевич Бобиков родился и жил в
Коми. Он был отличным охотником. Ему было 26 лет, когда
началась Великая отечественная война. Первые годы войны
дедушка Филипп был снайпером. Однажды ему пришлось долго
лежать в засаде, и он отморозил себе обе ноги. После
госпиталя дед продолжил воевать, но уже в полку разведчиков -
артиллеристов. Он и его товарищи были всегда впереди
основной армии. Именно на них ложилась задача выяснить, где
находится неприятель и расчисть путь для прохождения
пехоты. За годы войны дедушка Филипп получил множество
ранений, но дошел до Германии. За мужество и отвагу он был
награжден Орденом Красной Звезды и медалью «За взятие
Берлина».
После войны Филипп Николаевич был назначен председателем колхоза. В тот период он познакомился и
влюбился с первого взгляда в красавицу Ирину Яковлевну Чупрову.
От их брака родилось десять детей. Прабабушку Иру даже
наградили медалью «Мать героиня».
Одной из их детей и была моя любимая бабушка Галя. Когда
она оканчивала школу, по радио часто крутили популярную в те
годы песню «У Печоры у реки». Так бабушка узнала про Нарьян-
Мар, городок не велик и не мал. Продолжить обучение было
решено в «Нарьян-Марском педучилище». Уже, будучи молодой
учительницей, бабушка попала в деревню Коткино и стала
работать директором Дома культуры. Там её сразу заметил
первый парень на деревне, первый тракторист колхоза Павел
Коткин. Через три года они поженились. : У Павла
Иннокентьевича и Галины Филипповны родилось четверо детей.
Среди них была и моя мамочка Татьяна Павловна. Благодаря её
рассказам я знаю некоторые моменты истории моей большой
семьи. А когда я вырасту, у меня тоже родятся дети, и я
обязательно расскажу им всё что знаю о своих предках