Елена Николаевна Шапорова
Педагогический проект «Робинзоны родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 6
Педагогический проект
«Робинзоны родного края»
(в рамках реализации краевого и муниципального проекта «Наше будущее – Хабаровский край»)
Направление: эколого-краеведческое
Автор:
Шапорова Елена Николаевна,
старший воспитатель МБДОУ детский сад № 6,
высшая квалификационная категория
г. Советская Гавань Хабаровского края
2020 г
Паспорт проекта по эколого-краеведческому направлению
Публикация «Педагогический проект „Робинзоны родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
наименование «Робинзоны родного края»
(региональный компонент экологического образования)
Вид проекта Информационно-практико-ориентированный
по доминирующему виду деятельности: познавательно-исследовательский
по продолжительности: долгосрочный
по количеству участников: групповой
Виды детской деятельности Двигательная: экскурсии, походы
Игровая: дидактические игры
Познавательно-исследовательская: исследование (наблюдение, экспериментирование, проектирование, коллекционирование
Инновационное
направление Использование инновационных технологий:
- проектирования;
- методики Н. А. Коротковой «Путешествие по карте»;
- технологии проблемного обучения А. Савенкова.
Апробация региональной парциальной программы «Наш дом – природа» (Приморский краевой институт развития образования)
Цель проекта Совершенствование системы работы ДОУ по эколого-краеведческому направлению через организацию познавательно-исследовательской деятельности при изучении природы родного края
Задачи проекта 1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме познавательного развития детей средствами исследовательской деятельности родного края.
2. Содействовать пробуждению познавательной деятельности детей; поощрять исследовательский интерес.
3. Привлечь к оценке состояния экологической ситуации в ДОУ для заполнения экологического паспорта. Способствовать формированию значимости выполненной работы.
4. Развивать экологическое самосознание и личную ответственность за состояние окружающей среды.
Планируемый результат проекта 1. Осознание педагогами ДОУ важности целенаправленного изучения дошкольниками природы родного края : тех растений и животных, а также полезных ископаемых, которые ребенок может увидеть своими глазами.
2. Подбор методической и информационной литературы, позволяющей облегчить работу воспитателей по поиску фактического и методического материала краеведческого характера о природе Хабаровского края, Дальнего Востока.
3. Внедрение в практику работы с детьми парциальной программы «Наш дом – природа»; инновационных технологий.
4. Организация и проведение исследовательских работ на территории детского сада для заполнения экологического паспорта.
5. Повышение уровня информированности и вовлеченности по теме проекта всех субъектов образовательного процесса
Автор проекта Старший воспитатель Е. Н. Шапорова
Участники проекта педагоги ДОУ; родители; обучающиеся
Актуальность
Люблю и знаю,
Знаю и люблю,
И тем сильней люблю,
Чем больше знаю
Ю. Ефремов
Эти слова поэта посвящены родному краю. Действительно, чем больше узнаешь о родном крае, тем сильнее влюбляешься в него.
Можно изучать историю родного края по иллюстрациям в энциклопедиях, видеофильмах и книгах. А можно ввести ребят в удивительный мир леса, парка, родной улицы и сказать : «Вот он! Посмотри, как он красив и неповторим! Я помогу тебе раскрыть его секреты, научу жить так, чтобы не причинять ему вреда. Береги и храни его».
В этом, на наш взгляд, и заключается подход к воспитанию у дошкольников любви к Родине. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно эколого-краеведческая деятельность дает дошкольникам возможность контакта с окружающим миром, наглядные ответы на возникающие вопросы.
Конечно, возможности воспитания экологической культуры и патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в эколого-краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов.
Проблема
Становление осознанно правильного отношения к природе родного края.
Изучение и анализ практики работы позволяет утверждать: с одной стороны, педагоги стремятся к формированию у дошкольников систематических знаний о родном крае, с другой – признают собственную неготовность к работе с детьми по данному направлению. Это связано с тем, что нет региональных программ, учебно-методических и практических пособий для воспитателей ДОУ, что затрудняет реализацию принципа регионализма экологического образования дошкольников.
Осознание того, что выстраивание регионального образовательного пространства нашего учреждения затруднено во многом из-за отсутствия региональной программы экологического образования, и невозможность создания таковой силами педагогов ДОУ побудили нас искать пути решения.
Поэтому актуальной для нашего коллектива стала разработка проекта «Робинзоны родного края».
Новизна проекта
Особенность инновационного проекта заключается в разработке методического сопровождения образовательного процесса по эколого-краеведческому направлению с учетом региональных особенностей.
Цель:
Создание необходимых условий для формирования экологической культуры дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности при изучении природы родного края; апробацию и внедрение технологии проблемного обучения А. Савенкова, технологии Н. А. Коротковой «Путешествие по карте»; технологии проектного обучения.
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме познавательного развития детей средствами исследовательской деятельности при изучении природы родного края.
2. Обогащать представления детей о природе родного края на основе поисково-исследовательской работы.
3. Содействовать пробуждению познавательной деятельности у дошкольников:
- формировать умения вести краеведческие наблюдения;
- развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи; использовать способы фиксации.
4. Воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к окружающему миру через выполнение социально значимой работы: покормить птиц, убрать мусор, посадить дерево…
Подходы к реализации программы
• системно-деятельностный (разработка системы по формированию у детей эколого-туристских знаний и умений в природопользовании);
• культурологический (организация поведения детей в природе на основе формирования культурного отношения к природе, окружающей среде).
Принципы:
• управляемости и целенаправленности (предполагает создание условий для формирования у детей туристских умений);
• природосообразности (формирование у дошкольников стремления к познавательной деятельности);
• научности (научное подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование обще картины мира через исследование, наблюдение и экспериментирование);
• сезонности
• результативности (достижение практических результатов);
• региональности.
Методы работы:
- наблюдения
- экскурсии – прогулки сезонного характера
- практическая работа с природным материалом, и в самой природе
- познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения, эксперименты, коллекционирование, проектирование, работа с картами, схемами)
- творческие задания на дом: узнать из дополнительных источников про животных, птиц, растения родного края
Формы работы:
- Клуб исследователей природы
- Дачные путешествия
- Путешествия по городу/микрорайону
Участники проекта : субъекты образовательного процесса МБДОУ детский сад № 6; социальные партнеры – сотрудники заповедника «Ботчинский»; сотрудники краеведческого музея им. Н. Бошняка.
Срок реализации: 2020-2024 гг
Планируемый результат
1. Осознание педагогами ДОУ важности целенаправленного изучения дошкольниками природы родного края : тех растений и животных, а также полезных ископаемых, которые ребенок может увидеть своими глазами.
2. Подбор методической и информационной литературы, позволяющей облегчить работу воспитателей по поиску фактического и методического материала краеведческого характера о природе Хабаровского края, Дальнего Востока.
3. Внедрение в практику работы с детьми парциальной программы «Наш дом – природа»; инновационных технологий.
4. Организация и проведение исследовательских работ на территории детского сада для заполнения экологического паспорта.
5. Повышение уровня информированности и вовлеченности по теме проекта всех субъектов образовательного процесса.
Этапы реализации проекта по эколого-краеведческому направлению
этап содержание планируемый результат
Подготовительный Создание методических, кадровых условий, материально-технической базы Подбор методической и информационной литературы о природе Хабаровского края, Дальнего Востока.
Изготовление наглядно-дидактического материала.
Обновление экологической тропы; экологического паспорта
Повышение квалификации педагогов через организацию консультаций, теоретических и практических семинарских занятий Памятки, рекомендации по итогам методических мероприятий
Изучение концепций экологического образования дошкольников и разных парциальных программ Обеспечение взаимопроникновения федерального и регионального компонентов экологического образования
Поиск и изучение региональных программ Выбор парциальной региональной программы
Определение цели и задач проекта, ожидаемых результатов Цели и задачи, ожидаемые результаты проекта
Определение основных форм работы с детьми Выбор форм работы
Разработка плана мероприятий План реализации проекта
Обогащение предметно-развивающей среды План по расширению предметно-развивающей среды
Теоретический Изучение программы факультативного курса «Наш дом – природа» (Владивосток) Внедрение программы
Консультация для воспитателей по планированию работы Банк методических материалов
Корректировка перспективно-тематического планирования Утвержденный перспективный план
Определены темы исследований «Я и мой город»
Разработка дидактического и методического сопровождения Обеспечение использования эффективных форм и методов работы; современных технологий.
Разработаны авторские пособия, конспекты
Практический этап Внедрение программы факультативного курса «Наш дом – природа» (Владивосток) Реализация регионального компонента экологического образования дошкольников
Организация выставки методических материалов по реализации проекта Выставка методических материалов
Организация массовых эколого-краеведческих, эколого-оздоровительных мероприятий с детьми Банк конспектов, фототека
Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность детей с элементами экспериментирования Индивидуальные дневники наблюдений/исследований
Создание исследовательских мини-проектов; видеороликов; презентаций Банк проектов; презентаций
Совместная деятельность с родителями Акции; презентации
Аналитический Анализ степени достижения поставленной цели Аналитическая справка
Ежегодные выставки-отчеты о работе по теме проекта
Систематизация и обобщение полученных результатов Банк дидактических, методических, наглядных материалов
Публикация в СМИ на Maam.ru
Презентация педагогическому сообществу : оформление фотоматериалов, презентаций Отчеты на сайте ДОУ.
Представление опыта работы коллектива на Всероссийском конкурсе «Образцовый детский сад – 2020»
Обобщение положительного опыта Участие в конкурсном движении
Перспективы на будущее Развитие детского туризма
Направления работы с детьми:
Познавательно-исследовательская деятельность «Я и мой город»
Работа с моделями окружающего нас мира по методике Н. А. Коротковой «Путешествие по карте»
Эколого-краеведческое направление работы ДОУ летом на экологической тропе
План познавательно-исследовательской деятельности «Я и мой город»
№ тема исследования
1 Кто где живет
дом, улицы, карта-схема микрорайона, состояние дорог/тротуаров, учреждения/предприятия
2 Растения в моем городе
3 Знакомство с деревьями
4 Знакомство с почвой
5 Птицы в моем городе
6 Насекомые в моем городе
7 Млекопитающие в моем городе
8 Климат моего города
9 Воздух, которым мы дышим
10 Вода в нашей жизни
11 Энергия
12 Как люди причиняют вред окружающей среде
13 Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Экологическая разведка (ПИД) :
- анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения
Перспективный план работы со старшими дошкольниками по методике Н. А. Коротковой «Путешествие по карте»
Задача:
Формировать навык работа с моделями окружающего нас мира, развивающими пространственные отношения: схемами, планами детского сада, участка, района, города, края, страны.
№ тема содержание
1 Что где поставлено – там и нарисовано
(план групповой комнаты) - составление плана группы (с предварительным измерением её длины и ширины шагами)
- что такое план, зачем нужен, чем интересен и как его составляют
- профессия: картограф
- дидактические игры типа «Покажи на плане»
2 А здесь мы бегаем
(план группового участка) -измерение длины и ширины участка (различные условные мерки)
- составление плана каждым ребенком в тетради в клеточку
- составление общего плана
- дидактические игры типа «Отыщи, где спрятано»
3 Наш детский сад
(план территории ДОУ) - попытаться измерить путь от дверей детского сада до своего участка
- составить план территории ДОУ
- дидактические игры типа «Где находится?»
4 Мы живем здесь
(план микрорайона Моргородок») - составить план своего района
- найти и обозначить кто где живет
- беседы с использованием плана об улицах, домах, основных объектах – школах, детских садах, магазинах, расположенных на территории района
- закрепить знание своего адреса
- отметить на плане красной точкой место жительства каждого ребенка группы
- дидактические игры с использованием плана района
5 Наш родной город
(план города) - составление плана
- беседы о городе и его изображении на плане
- выделить на плане условные обозначения, которыми обозначен краеведческий музей; основные памятники
- дидактические игры с использованием плана
6 Наш край на карте
(план края) - дать представления о границах края, о реках, об основных городах
7 Мы и наша страна - рассмотреть карту административного деления (найти наш край, город)
- рассмотреть карту природных зон (ландшафты)
Эколого-краеведческое направление работы ДОУ летом на экологической тропе
Условие реализации – создание естественной для ребенка среды жизнедеятельности, знакомство с природной сферой микрорайона.
Для непрерывности реализации инновационного направления в сфере экологического образования коллективом педагогов разработана программа организации летнего отдыха детей «Сто тропинок лета, или увлекательные путешествия». Каждый год коллектив совершенствует и дополняет эту программу.
Задачи:
1. Формировать осознанно-правильное отношение к объектам природы, которые находятся рядом с детьми.
2. Научить детей визуально определять экологические проблемы (например, загрязнение) и находить пути их решения.
3. Учить разным способам и приемами экспериментальной и исследовательской деятельности; учить находить причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, обосновывать свои суждения.
4. Поддерживать стремление участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды в родном регионе.
Основные формы, методы и средства работы с детьми
Совместная деятельность взрослого с детьми Самостоятельная деятельность детей (предметно-развивающая среда)
формы и методы средства
Беседа с использованием иллюстративного, раздаточного материала, технических средств, демонстрацией опытов.
Наблюдения, экскурсии.
Игры-соревнования, игры-состязания.
Детский туризм.
Практические занятия в помещении и на местности. Мультимедийное видео.
Аудиотека.
Художественно-иллюстративный материал.
Библиотека.
Стимульный, раздаточный материал.
Центр игры (атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы – юные туристы»).
Мини-центр «Наш дом – природа» (оборудование и материалы для познавательно-исследовательской деятельности, стимульный материал: карты, схемы, модели)
Выставки
Коллекции
Важнейшее условие эффективности эколого-краеведческой работы с дошкольниками – понимание их родителями необходимости гражданского воспитания и помощь педагогам в этой работе.
Проведение совместной воспитательно-образовательной деятельности через участие в проекте; в акциях «Чистый берег», «Сохраним планету от мусора»; в фестивале «Краски родного края».
Мониторинг результативности
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований:
• индивидуальные беседы с детьми на тему
• наблюдения в естественных условиях
• интервьюирование детей на тему
• анкетирование родителей
Литература
1. А. Е. Тихонова Учите любить родную землю, Хабаровск, 1996 ХГПУ
2. А. Е. Тихонова Мир вокруг меня (региональные программно-методические материалы для воспитателей детских садов, Хабаровск, 2005 ХКИППК ПК
3. А. Е. Тихонова Впереди – лето Хабаровск, 1997
4. Журнал Дошкольное воспитание 1/2008, 115 (региональный компонент экологического образования)
Приложение 1.
Информация для педагогов о методической и информационной литературе, позволяющей облегчить работу воспитателей по поиску фактического и методического материала краеведческого характера о природе Хабаровского края, Дальнего Востока.
Для того, чтобы знакомить детей с природой родного края педагоги должные быть знакомы с методическими рекомендациями, программами, разработанными авторами нашего региона. Так что же это за литература, в которой представлены интересные сведения краеведческого характера о природе Хабаровского края?
методические рекомендации преподавателей ХК ИППК ПК Л. Н. Шатанковой, О. А. Фоминой, Е. И. Паламарчук содержат примерный круг природных объектов для изучения с детьми как растительного, так и животного мира. Есть рекомендуемая литература о родном крае и его природе, которую можно использовать в работе с детьми.
методические пособия А. Е. Тихоновой, доктора педагогических наук, профессора кафедры ботаники ХГПУ; академика и вице-президента Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности, её Приамурского отделения, содержат краткие методические указания для занятий с детьми; план и содержание прогулок в природу, дополнительную познавательную информацию:
- Учите любить родную землю, Хабаровск, 1996 ХГПУ
- Мир вокруг меня (региональные программно-методические материалы для воспитателей детских садов, Хабаровск, 2005 ХКИППК ПК
Времена года: хрестоматия дальневосточной природы С. Д. Шлотгауэр, доктор педагогических наук, профессор ХГПУ, академик МАНЭБ (содержит интересные факты для наблюдений) :
Парциальная программа факультативного курса «Наш дом – природа» на основе материалов регионального компонента
«Чистый край» (информационная брошюра по проблемам управления отходами для жителей Хабаровского края)
Приложение 2
Добрые традиции «Аленького цветочка»
Акция «Украсим наш сад цветами»
Цель: объединение усилий родителей, детей и сотрудников ДОУ для благоустройства территории и участков детского сада.
Принять участие в акции всех приглашаем!
Удачи всем желаем!
Радуйтесь, творите, создавайте, выращивайте!
Детский сад наш украшайте!
Процесс документируется фотографиями, рисунками для проведения выставки «Как мы делали наш сад красивым»
План акции
1. Выращивание рассады цветов; уход и наблюдение за рассадой.
2. Высаживание рассады цветов на территории ДОУ.
3. Изготовление листовок на тему акции.
4. Раздача рассады и семян цветов, собранных детьми осенью.
5. Проведение смотра календарей наблюдений, конкурса «Самая лучшая клумба»
6. Выставка рисунков «Как мы делали наш сад красивым»
7. Оформление фотоотчета
Акция «Посади дерево»
Где было пустое место,
Где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево
И не забудет его.
(В. Берестов)
План проведения акции
«Посади дерево»
1. Проект «Деревья на территории нашего детского сада»
2. Выставка рисунков выходного дня «Деревья нашего края»
3. Конкурс «Самый интересный вопрос о деревьях»
4. Мини-музей деревьев «Деревья родного края»
5. Высадка саженцев деревьев на территории ДОУ и за её пределами
6. Запуск зеленых шаров в память о добром деле