Елена Растеряева
Проект «Рисование цветной солью»
▼ Скачать + Заказать документы
Вводное занятие. Эта удивительная белая соль.
Знакомство с окрашиванием соли. «Разноцветное солнце».
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой – рисованием солью; способствовать овладению умением рисовать по соли разными инструментами; развивать композиционные умения.
Публикация «Проект „Рисование цветной солью“» размещена в разделах
- Проекты
- Рисование. Все материалы
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Соль. Рисование солью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Задачи воспитателя: показать возможности превращения мелкой соли в художественный материал. Дети, взяв щепотку соли, попытаются выложить на цветном картоне любой знакомый объект: дерево, яблоко, облака, солнце. Затем на разносы (оргстекло) воспитателем высыпается немного соли и равномерно распределяется на дне. В дальнейшем дети научатся сами распределять соль на поверхности с помощью линейки или полоски картона. Инструмент для рисования – палец. Можно рисовать пальцами обеих рук одновременно, усиливая или ослабляя нажим; можно использовать карандаш, зубочистку. Таким образом, дети видят, что линия получается прямой, волнистой, тонкой, или широкой. Простой и кружевной, колючей или бархатистой, нежной, злой, непрерывной, короткой, словно штрих или мазок.
В работе с неокрашенной солью дети находят новые возможности и способы передачи художественных образов.
С помощь цветного мела учим окрашивать соль. На тарелку с ребристым дном высыпаем немного соли, мелом начинаем растирать соль до получения необходимого оттенка.
Делаем рисунок цветной солью. Сравниваем два получившихся рисунка. Делаем вывод.
Цветная соль. Осеннее дерево.
Цель: расширять знания приёмов работы с солью; показать способы её окрашивания и получения нужных оттенков и цветов; развивать чувство цвета. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги сюжет
«Осень». М. Ивенсен
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
На этом этапе детям предлагают цветную соль, которую лучше тонировать раскрошенной сухой пастелью, или пищевыми красителями.
Цветной солью можно выложить узор на картоне белого или контрастного с солью цвета, а затем рисовать в рамочке по готовому слою соли. Дети старшего возраста знают, как можно получить нужный цвет, смешивая краски на палитре. Полученные умения помогают тонировать соль различными красителями и открывать новые, непредсказуемые оттенки.
На любом этапе полезно использовать упражнение, известное в мировой педагогике как «Линия на прогулке» : рисование безотрывной линии, заполняя всё пространство листа. Упражнение преследует решение таких задач, как раскрепощение руки, развитие координации в системе глаз-рука, освоение границ заданного пространства. Линия на соли получается живой, свободной, неравномерной по ширине и глубине. Она может вылиться в какой - либо образ.
Натюрморт «Урожай». Приклеенная соль.
Цель: Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить работать с клеем и соль разных оттенков, соотносить цветовую гамму с временем года. Композиционно располагать на листе бумаги овощи и фрукты. Вызвать стремление самостоятельно создавать образы, в том числе с помощью деталей; показать способы фиксации изображения клеем.
Ребёнку очень важно продемонстрировать продукт своей деятельности, услышать отзывы, проанализировать то, что у него получилось.
На лист картона дети наносят эскиз карандашом или клеем. Выбирают соль для рисования разного цвета, высыпают её на линию клея. Лишнюю соль после работу стряхнуть. Можно нанести клей на весь лист картона, а потом выкладывать рисунок.
Рисование солью уже с первых занятий даёт большие возможности для самовыражения. Дети учатся различать реальный и вымышленный мир, составлять разные композиции, подбирать красивые, гармоничные цветосочетания, различать цветовые контрасты и нюансы.
Фантазия, воображение – это основа, на которой формируются творческие способности и в итоге незаурядный характер ребёнка в будущем.
Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети фантазируют, потому что хотят побыть в роли волшебников. Нужно немного помочь ребёнку, и придуманные им чудеса станут реальностью.
Натюрморт «Ваза с цветами».
Продолжать знакомить с натюрмортом. Учить составлять натюрморт, работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе бумаги вазу с цветами.
Осень - время года. Листочки на деревьях желтеют и лес одевается в яркие желто-красные наряды. Все чаще звенит дождик и начинает холодать, а в самом конце осени может пойти настоящий зимний снег.
Небольшие в простых рифмах стихи про осень для детей наглядно передают осеннее настроение природы, рассказывают детям в стихах об осенних явлениях в природе.
«Осенний букет». И. Скородумова
Плачет дождь по стёклам -
Всё вокруг намокло.
Знает маленькая Мила:
Это осень наступила!
Чтобы не промокли ножки,
Нужно надевать сапожки.
Листья жёлтые летят,
На земле ковром лежат.
Собрала в букет их Мила -
Маме осень подарила!
«Осень». Тимофей Белозеров
Осень, осень.
Солнце
В тучах отсырело -
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле, на тропинку,
Выдуло зайчонка -
Первую снежинку.
«Осень». Э. Булгакова
Если нет настроения,
Если yлица промокла,
Дождь размазывает слёзы
По асфальтy и по стёклам,
Если дети на прогулку
Не высовывают носа,
Это значит - потеpяла
Разноцветный зонтик Осень.
Осенняя песенка. Алексей Плещеев
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Рассмотреть иллюстрации фотографий «Осень», репродукции художников И. И. Левитана «Золотая осень», П. П. Кончаловского «Яблоки на столе». Отметить осеннюю палитру красок.
Учить составлять натюрморт из цветов в вазе. Делать набросок с натуры на планшетах.
Работа с клеем и цветной солью за столами. Самостоятельный выбор цвета, смешивание нескольких цветов.
Пейзаж «Закат».
Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе пейзаж.
На закате
Я обожаю красоту заката.
Особенно когда он на воде.
Блеск волн горящих дивного наката…
Всё воскрешает лучшее во мне.
Всегда любила наблюдать закат.
По небу солнце разливает краски.
Сегодня, как и много лет назад,
Я снова окунаюсь в эту сказку.
Рассмотреть репродукции работ художников с использованием ИКТ технологий (презентация «Закат»).
Отметить цветовую гамму природного явления, выбрать сочетания цвета окрашенной соли для работы.
Сделать набросок на листе бумаги.
Продолжать аккуратно работать с клеем и солью. Учить брать соль щепотью по -немногу, насыпать на окрашенную поверхность тонким ровным слоем. Продолжать учить составлять сочетания цветовой гаммы на рабочей поверхности.
Выставка рисунков, обсуждение всех работ.
Пейзаж «Горы»
Продолжать знакомить с жанром живописи - пейзажем. Учить работать с клеем и соль разных оттенков. Композиционно располагать на листе горный пейзаж.
Чтение стихотворения о горах
Владимир Высоцкий
Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,-
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.
Наши горы тоже помнят нас.
Когда я утром открываю шторы,
То далеко, в туманном полусне,
Я вижу удивительные горы,
Вершинами сверкающие мне.
Кому-то просто непонятно это,
Мол, горы - на другом краю Земли,
А за окном - всего лишь игры света
И облаков, мерцающих вдали.
Но знаю я - за горизонтом горы,
Которые прекрасно помнят нас.
И пусть мы с ними встретимся нескоро,
Но ведь еще случится этот час!
Рассмотреть репродукции работ художников, изображавших горный пейзаж с использованием ИКТ технологий (презентация «Горный пейзаж»).
Отметить цветовую гамму гор в разное время суток, выбрать сочетания цвета окрашенной соли для работы.
Сделать набросок на листе бумаги. Можно выделить некоторые детали рисунка с помощью техники пуантилизма (тычок ватной палочкой, рисование точками).
Продолжать аккуратно работать с клеем и солью. Учить брать соль щепотью по -немногу, насыпать на окрашенную поверхность тонким ровным слоем. Продолжать учить составлять сочетания цветовой гаммы на рабочей поверхности.
Выставка рисунков, обсуждение всех работ.
«Весёлые человечки»
Продолжать учить детей изображать тело человека. Проявлять фантазию, творчество в выборе цвета.
Продолжать учить детей изображать человека. Придумывать детали необычной формы, в строении, костюме, головном уборе…
Учить наносить клей тонкой линией, насыпать соль на клей тонкой струйкой.
Позволить детям самостоятельно расположить рисунок на листе бумаги, соблюдая композицию в работе
«Фантазия»
Цель: активизировать приёмы декорирования изделий; развивать художественно-творческую инициативу, стремление к поиску новых решений с опорой на уже известные способы при создании художественного образа, воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе. Вырабатываем усидчивость, терпение, внимание. Предложить детям с помощью клея, красок и соли затонировать лист картона Солёные фантазии.
На предыдущих занятиях дети опирались на показ примеров и приёмов рисования; на этом этапе они создают рисунки без руководства воспитателя, опираясь на собственные фантазии и мироощущение, создавая рисунки на более сложные темы: «Портрет мамы», «Дворец», «мартышка на пальме».
Методические и практические советы для воспитателя и родителей.
Подготовка цветной соли
для художественно - творческой деятельности детей.
Соль для детей является добавкой для приготовления пищи и каждый, из них может точно определить какой продукт солёный, а какой нет. Мы же предлагаем детям соль не только как продукт, а как творческий материал для рисования.
Дети старшей и подготовительной группы могут подготовить для малышей цветную соль с помощью мела и пищевых красителей.
Высыпаем горстку соли на картон и с помощью цветного мела растираем соль до получения однородного цвета. Высыпаем цветную соль в прозрачную баночку. Желательно сделать несколько разных оттенков – жёлтый, красный, голубой, синий, зелёный.
Для получения более насыщенного цвета используем пищевые красители разных оттенков. Насыпаем соль в пакет. наливаем немного красителя на соль и в пакете перемешиваем до однородного цвета. Высыпаем цветную соль на бумагу и просушиваем (30 минут рядом с источником тепла). Соль может покрыться коркой при высыхании, необходимо руками или скалкой ещё раз растереть соль. Рассыпать соль по цвету в прозрачные ёмкости.
Рисование солью может использоваться и на любых программных занятиях – это занимает немного времени и приобретает характер дидактических игр с художественным содержанием.
Консультации для родителей на мастер - классах способствуют сближению детской и взрослой фантазии, а также позволяет больше времени уделять тесному контакту детей с родителями. Позволяет почувствовать необходимость проводить больше времени друг с другом.
Выставка солевых рисунков для родителей даст новый виток в творчестве детей, будет способствовать желанию детей произвести впечатление на родителей и сверстников. Родители вместе с детьми продолжают рисовать по соли дома.
Не менее интересно и коллективное рисование, способствующее живому, дружелюбному общению и обмену идеями. Чтобы раскатать о тесто для работы, используем большую деревянную доску или доску с бортиками из прозрачного оргстекла. (А2-А1)
Дети по желанию декорируют своё произведение солью, бусинами, другими предметами. На этом этапе они узнают некоторые термины из мира скульптуры: барельеф, контррельеф. Расширяется знание знакомых жанров живописи: портрета, пейзажа, натюрморта. Вводятся новые понятия: маринистика, анималистика.