Светлана Трачева
Проект «Развитие речи посредством коммуникативных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Цель проекта: Развитие речи через использование речевых игр.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать особенности поведения детей в общении, выявить на основе диагностических методик уровень развития коммуникативной сферы;
2. разработать систему коммуникативных игр;
3. пополнить предметно – развивающую среду логопедического кабинета;
4. вовлечь родителей в единое пространство «Детский сад – семья».
Актуальность проекта
Проблема коммуникативной компетентности детей и ее формирование стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода, активных инновационных процессов, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников, их развитию и социальной адаптации в современном обществе.
Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием эмоциональной сферы детей. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. В нашем детском саду был разработан и реализован проект, способствующий развитию речи через системное использование коммуникативных игр.
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формированию у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Я понимаю, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с ФГОС, но и придавать импульс инновационным процессам. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова, академика Российской академии образования, «Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки разнообразия детства». Он отметил, что «Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку».
Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».
Для детей, имеющих общее недоразвитие речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В игре ребенку легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.
Педагогами разработан целый ряд современных игровых технологий. Я предлагаю игровое пособие “Речевые кубики”, которое построено на наглядной основе.
1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.
- подборка игр для развития фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями;
- составление рекомендаций для родителей, воспитателей;
- разработка бесед с детьми;
-составление календарно-тематического плана.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя: -
взаимодействие логопеда с воспитателями, это совместное составление перспективного планирования игровой деятельности на текущий период по всем направлениям; - обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; - оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении играми;
- совместное проведение интегрированных комплексных занятий.
Календарно - тематический план на месяц
№ п / п Название игры Программное обеспечение
1
неделя Игра «Построй башню для Тигра»
Игра «Ответь правильно»
Игра «Прохлопай и трой».
Игра «Съедобное – несъедобное». Цель: развитие слухового внимания, восприятия, моторики, автоматизация поставленного звука.
Цель: приучать детей отвечать на вопрос полным предложением.
Цель: развитие моторики, навыка деления слов на слоги, обогащение словаря.
Цель: уточнить знания детей о съедобных и несъедобных предметах, развитие внимания, моторики, автоматизация поставленных звуков.
2
неделя Игра «Строитель»
Игра «Живой – неживой».
Игра «Я – покупатель».
Цель: научить ребенка делить слова на части и подбирать кубик с соответствующей картинкой.
Цель: уточнить знания детей о живых и неживых предметах, о животных, насекомых и птицах, автоматизация звука «ж».
Цель: закрепить знания детей о том, что можно купить в магазине, автоматизация звуков, развитие монологической речи.
3
неделя Игра «Снежный ком»
Игра «Самый внимательный».
Игра «В лесу».
Игра «Летает – не летает».
Цель: способствовать осознанному распространению и запоминанию предложения.
Цель: закрепление в речи обобщающих понятий, развитие внимания, моторики.
Цель: уточнить знания детей о лесе, развивать воображение, моторику.
Цель: закрепить в словаре детей названия того, что летает, и не летает. Различать понятия: кто? и что?. Развивать внимание, моторику, речь.
4 неделя Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Что растёт?».
Игра «Цветные улицы города». Цель: формировать у детей умение задавать вопрос для уточнения необходимой информации.
Цель: закрепить в словаре детей глагол «растёт», развивать внимание, мышление, речь. Автоматизация звука «р» и «с».
Цель: развитие воображения, связной монологической речи, мышления, моторики, закрепление в словаре детей названия цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий,
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАГЛЯДНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ
Игры с кубиками Использование кубиков с предметными картинками на гранях
Игровой метод Использование макетов и пособий Рассказ
Моделирование Рассматривание картин Беседа
Метод упражнения Игры –драматизации
Перечень методик коммуникативного развития
· беседы
· сюжетные игры
· коммуникативные тренинги для детей
· ситуативный разговор
· дидактические игры
· составление и отгадывание загадок
· игры с правилами
Формы взаимодействия с детьми для развития коммуникативной культуры
- -реальные жизненные ситуации общения (краткие разговоры); - коллективные разговоры; - индивидуальные разговоры; - словесные поручения (образцы просьбы); - рассматривание иллюстраций, рисунков ребенка, книг; - рассказ воспитателя о себе (); - объединение детей различных возрастов, посещение других групп (совместные игры, труд); - игры в телефон, радио, справочное бюро, касса, ТВ; - создание коммуникативных ситуаций, ситуаций для непреднамеренных разговоров; - образцы вопросит и других конструкций; - беседа - организованный разговор; - совместное рассказывание, совместное словесное творчество; - прием драматизации (при рассказывании, рисовании, сочинение рассказов по картине); - коллективная деятельность (изо, труд и другое); - совместное составление рассказа (один начинает, другой дополняет, третий продолжает); - деятельность - творческая сюжетно – ролевая игра (совместное создание предметно-развивающей среды, придумывание сюжета, разыгрывание ролевых диалогов); - народные подвижные игры, игры с правилами (дидактические). Модель формирования комму
Модель взаимодействия с другими педагогами
Для четкого функционирования системы мною были разработаны следующие документы:
1. План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса. 2. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями групп.
3. Тетрадь взаимосвязи со специалистами ДОУ.
4. Целая система взаимосвязи «учитель-логопед - родители».
План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса. В данном документе представлены мероприятия совместной деятельности учителя-логопеда со специалистами дошкольного учреждения и родителями воспитанников. Взаимодействие учителя-логопеда со всеми субъектами образовательного процесса осуществляется в следующих формах: семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, анкетирование, беседы-практикумы, индивидуальные беседы, родительские собрания, консультации для родителей и совместные занятия с детьми.
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями групп. В первую очередь воспитатель, находясь большую часть дня в контакте с ребенком в игровой форме закрепляет движения и положения органов артикуляционного аппарата разученных с логопедом, контролирует употребление в речи поставленных логопедом звуков, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов, систематически контролирует грамматическую правильность речи! В тетради учитель-логопед обозначает звуки над которыми на данном этапе он работает с тем или иным ребенком (для продолжения работы над ними, предлагает воспитателям примерный перечень игр и упражнений, направленных на: -активизацию и обогащение словаря; -развитию грамматического строя и связной речи; -развитию мелкой моторики и дыхания; -на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; -развитию фонематического слуха. Картотеки игр сделаны мною в виде наборов пластиковых карточек, где описаны сами игры, задачи, оборудование, что безусловно облегчает работу воспитателям. Мною было предложено организовать логочас во второй половине дня, где данные игры и упражнения могут быть использованы воспитателями. Также они могут использоваться при организации самостоятельной деятельности детей и в режимные моменты.
Тетрадь взаимосвязи со специалистами ДОУ. В тетради расписаны задачи работы специалистов. Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкальнодидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом. Проводит индивидуальную работу с детьми по запросу логопеда. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физическому воспитанию на занятиях использует разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. По рекомендации учителя-логопеда проводит подвижные игры на автоматизацию звуков. Развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи. 4. Тетрадь взаимосвязи «учитель-логопед - родители». Данная тетрадь представлена индивидуальными логопедическими тетрадями детей. Учитель-логопед в тетрадях предлагает речевой материал, по которому родители отрабатывают с детьми задания дома. Существует «Почта одного дня» - это своеобразная информация для родителей. Открывая шкаф для ребенка, родители на дверке в прозрачном кармашке видят маленький листочек с информацией: «Радуемся вместе с Вами, у Вики появился звук «р», напоминайте Вике, чтобы она произносила звук «р» в словах. Спасибо!» На стенде «Советы логопеда» есть кармашек «Умники и умницы». В конце каждой недели логопед оценивает деятельность детей и по результатам работы помещает в него фотографии наиболее активных ребят. В приёмных групп учитель-логопед предлагает родителям информацию по вопросам речевого развития детей с недоразвитием речи в соответствии с их возрастными особенностями. Результативность и эффективность такой слаженной работы всех специалистов ДОУ прослеживается в сравнении диагностик речевого развития детей в начале и в конце учебного года. Таким образом: только тесный контакт в работе специалистов может способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
2 Этап – Практический – познавательный
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.
Речевая готовность детей 6-7 лет к обучению.
Словарь: дети старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) 6-7 лет имеют большой запас слов - 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.
Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.
В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения, доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.
Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др.
Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух.
Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л,реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.
Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Картотека коммуникативных игр
(старшая группа)
Пособие разработано учителем-логопедом высшей категории Свистуновой О. Н.
Цель: Развитие всех сторон речи, психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, общей и мелкой моторики рук, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Пособие представляет собой кубики разного цвета. На каждой грани кубика наклеены картинки, содержащие в названиях часто нарушаемые в речи детей звуки.
Использовать кубики можно с детьми от 4 до 7 лет, как для профилактики речевых расстройств, так и для коррекции звукопроизношения и общего недоразвития речи. Можно рекомендовать использование «Речевых кубиков» и для работы с детьми массовых групп. Пособие многофункциональное, предназначено для совместной работы со взрослым и для самостоятельной работы детей, дает заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса работы с кубиками.
С помощью речевых кубиков можно:
- познакомить детей с обобщающими понятиями: продукты питания, животные, птицы, транспорт, овощи, фрукты, посуда, и др. ;
- закрепить произношение сложных слов;
- уточнить в словаре детей понятия «Кто?» и «Что?»;
- отработать грамматические категории;
- развить связную монологическую речь;
- автоматизировать в речи произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
- дифференцировать звуки в речи;
- обогатить словарный запас детей;
- развивать фонематические процессы, навык звукового анализа и синтеза слов;
- способствовать социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника (в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде).
- развивать произвольные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, эмоции.
«Игра есть верный показатель детской силы, детской энергии, детского здоровья. Чем здоровее дитя, тем оно дольше и охотнее играет.
Не нужно давать детям много игрушек, особенно сложных, дорогих, — такие игрушки развивают в детях пассивность. Игрушки должны содействовать проявлению ДЕЯТЕЛЬНОЙ стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, словом, быть предметом игры, а не развлечения. Игрушки должны быть именно хорошим, гибким материалом для детских игр и время от времени давать толчок для творческой фантазии дитяти.
Поэтому хороши игрушки в виде простого материала — бумага, палочки, кубики, поскольку они могут превращаться во все, во что придется».
Предлагаю Вашему вниманию варианты работы с речевыми кубиками.
1. «Построй башню для Тигра».
Цель: развитие слухового внимания, восприятия, моторики, автоматизация поставленного звука.
Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, содержащие в названии закрепляемый звук, например, звук «Р». Из отобранных кубиков построить башню (или дом) для какого-нибудь героя.
В этом доме получилось 5 этажей. Предложите ребёнку назвать, что на первом этаже, на втором и т. д. Можно запомнить картинки и назвать их по памяти, чётко проговаривая звук «р».
Аналогичную работу проводим с другими звуками (с, ш, з, ц, ж, л, ль, ч, щ, с гласными звуками).
Играть могут 2 ребёнка: один находит слова со звуком «ш», другой – со звуком «с». И т. п.
«Дом для Лунтика». Ребёнок отбирает картинки со звуком «л» в названии, строит из кубиков дом. Называет чётко каждую картинку и придумывает рассказ о том, как Лунтик будет использовать предметы в доме. Например: ложкой он будет есть варенье из яблок, иголкой будет зашивать скатерть на столе, молоком и шоколадом будет угощать своих друзей: Пчелу и Слонёнка, голубей накормит семечками подсолнуха, юлой и балалайкой играть вечерами с друзьями и т. п.
2. «Строитель».
Цель: развитие фонематического восприятия, моторики, звукопроизношения.
Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, в названии которых нет закрепляемого звука. Из этих кубиков построить дом для героя… или гостя занятия. Предложите ребёнку разделить каждое слово на слоги. Усложненный вариант: на первом этаже должны быть картинки, в названии которых один слог; на втором этаже – с двумя слогами, и на третьем – с тремя и т. д.
3. Игра «Прохлопай и построй».
Цель: развитие моторики, навыка деления слов на слоги.
Описание игры: отобрать кубики с картинками, названия которых содержат по 2 слога. Построить из них дом. Рядом с этим домом построить другой дом, названия картинок которых должны содержать 3 слога. Запомнить картинки и назвать по-памяти. Ответить на вопросы: - Про какой предмет я спрошу кто это? или что это?
3 слога 2 слога
4. Игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: уточнить знания детей о съедобных и несъедобных предметах, развитие внимания, моторики.
Описание игры: отобрать картинки, на которых нарисованы съедобные и несъедобные предметы. Построить из этих кубиков 2 башни. Закрепить названия продуктов питания.
5. Игра «Живой – не живой».
Цель: уточнить знания детей о живых и неживых предметах, о животных, насекомых и птицах.
Описание игры: найти на гранях кубиков картинки с изображением живых и неживых предметов. Объяснить свой выбор, обобщить понятия.
Предложите ребёнку четко назвать каждого животного, насекомого на первом, втором, третьем этаже. Пофантазируйте с малышом: кто к кому пойдёт в гости? (ёрш к дельфину, белка к обезьяне, лягушка к змее и т. д.).
6. Игра «Я – покупатель».
Цель: закрепить знания детей о том, что можно купить в магазине, автоматизация звуков, развитие монологической речи.
Описание игры: сначала ребёнок находит предметы, которые можно купить в магазине, затем строит «магазин», т. е. полочки в магазине, на которых будут лежать предметы. Закрепляем понятия: нижняя полочка, верхняя и т. д. Далее ребёнок образовывает фразу: - Я купил виноград. Из винограда мама сварит виноградное варенье. –Я купил расчёску. Расчёской я буду причесывать волосы. И т. д.
7. Игра «Самый внимательный».
Цель: закрепление в речи обобщающих понятий, развитие внимания, моторики.
Описание игры: отобрать кубики, на которых нарисована посуда, одежда, овощи, фрукты, транспорт, животные, птицы. Может играть один, два или три ребёнка. У каждого своё задание. Можно предложить детям проверить друг у друга правильность выполнения задания. Запомнить картинки и назвать по-памяти.
8. Игра «В лесу».
Цель: уточнить знания детей о лесе, развивать воображение, моторику.
Описание игры: на гранях кубиков найти те предметы, которые можно увидеть в лесу. Объяснить свой выбор. Чётко проговаривать слова, фразы.
- Я в лесу видел … или Я в лесу нашёл…
9. Игра «Мой-моя-мои».
Цель: учить детей согласовывать местоимения с сущ-ми в роде, числе, развивать внимание, мышление, моторику. Автоматизация звуков в речи.
Описание игры: найти картинки, на которых нарисованы предметы, про которые можно сказать «ОН мой», «она моя», «они мои». Построить 3 башни или разложить кубики в ряд. Могут играть 3 человека. Обязательно каждый ребёнок проговаривает «Моя белочка», «Мой зонт», «Мои шишки». И т. п.
10. Игра «Летает – не летает».
Цель: закрепить в словаре детей названия того, что летает, и не летает. Различать понятия: кто? и что?. Развивать внимание, моторику, речь.
Описание игры: на гранях кубиков найти предметы, про которые можно сказать «летает» и «не летает». Могут играть 2 ребёнка. Каждый рассказывает о том, что нашёл.
11. «Один – много».
Цель: употребление в речи единственного и множественного числа сущ-х. Автоматизация звуков, фраза. Развитие моторики, памяти, внимания.
Описание игры: один ребёнок отбирает картинки с одним предметом, другой ребёнок с несколькими предметами.
Ребенок, глядя на верхнюю грань куба говорит: «У меня две морковки», - затем переворачивает его любой другой гранью и передает его следующему ребенку, со словами «А у тебя?». «У меня три яблока» и т. д.
12. «Какой? Какая? Какое? Какие?».
Цель: закрепить согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов.
Описание игры: сначала можно брать кубик и называть предмет в цвете, какой он.
Логопед (воспитатель, глядя на верхнюю грань кубика, говорит: «У меня синий пиджак, - переворачивая куб на другую грань и передавая его ребенку спрашивает, - «А у тебя?». Затем предложить ребёнку найти предметы определённого цвета, или такого цвета, которого эти предметы могут быть. Например, найти предметы, которые могут быть красного, жёлтого или зелёного цвета.
13. Игра «Сочиняй-ка»
Цель: Обучение рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки.
Описание игры: Каждая грань любого кубика служит опорой для развития сюжета. Вращая кубик в любую сторону, ребенок сам называет картинки и придумывает с ними рассказ. Т. е. в одном рассказе должны быть все 6 слов, которые нарисованы на гранях.
Можно усложнить задание. Ребёнок выбирает 6-7 картинок с определённым звуком, выкладывает их в ряд и придумывает рассказ, в котором будут эти слова.
14. Игра «Что растёт?».
Цель: закрепить в словаре детей глагол «растёт», развивать внимание, мышление, речь. Автоматизация звука «р» и «с».
Описание игры: у педагога в руке кубик. Он выбирает предмет на гранях, про который можно сказать «растёт». Он говорит: «Яблоко растет на яблоне, в саду». Каждому ребенку предлагает на своих кубиках найти то, что растёт, и рассказать, где это растёт.