Ирина Анатольевна Блынская
Проект «Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к дошкольной организации 3
2. Рекомендации родителям младшего школьника по адаптации к школе 4
3. Рекомендации для педагогов по взаимодействию с подростками в средней школе 8
Публикация «Проект „Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
4. Рекомендации педагогам по адаптации студентов, поступивших в учебное заведение после окончания школьного обучения 11
5. Использованная литература 14
1. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к дошкольной организации
Адресат (кому) : родители младших дошкольников
Дата предъявления (или выработки) : 15.04.2022 г.
Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса : предоставление психолого-педагогических рекомендаций в решении проблем, возникающих у ребенка и родителей при переходе ребенка в дошкольную образовательную организацию.
Описание ситуации (актуальность) : поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию и адаптация к ее условиям, воспитанникам.
Описание путей и способов, конкретных приемов и техник достижения целей коррекции, развития или саморазвития:
1. Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
3. Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
4. Расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
6. В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
7. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.
8. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем (если это рекомендует воспитатель и психолог, приводить малыша на целый день;
9. В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
10. Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему :
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
2. Рекомендации родителям младшего школьника по адаптации к школе
Адресат (кому) : родители младших школьников
Дата предъявления (или выработки) : 15.04.2022 г.
Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса : предоставление психолого-педагогических рекомендаций в решении проблем, возникающих у ребенка и родителей при переходе ребенка в общеобразовательную организацию.
Описание ситуации (актуальность) : поступление ребенка в школьную образовательную организацию и адаптация к ее условиям, одноклассникам.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и воспитатель, а также родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.
Адаптация - привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Рекомендация первая : самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.
Рекомендация вторая : ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации.
Рекомендация третья : помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Дополнительные рекомендации родителям по адаптации детей в начальной школе:
1. Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.
2. Развивайте двигательную активность ребенка, т. к. выносливый ребенок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.
3. Не потакайте всем прихотям ребенка, не злоупотребляйте лаской, т. к. это может привести к упрямству и капризности.
4. Не подавляйте тягу к самостоятельности.
5. Постарайтесь отвечать на все вопросы ребенка, т. к. любознательность в этом возрасте не знает границ.
6. Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.
7. Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т. к. он боится лишний раз огорчить родителей.
8. Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашайте в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
9. «Это заветное желание каждого отца, каждой матери -чтобы детям хотелось хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребенка хорошо учиться можно, побудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем.» (Сухомлинский В. А.)
Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Рекомендации педагога – психолога для родителей.
Развитие познавательной и эмоционально волевой сферы.
Родителям следует уделить особое внимание на развитие именно познавательных процессов :
1. На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания родители могут развивать дома с помощью двигательных упражнений. Дети могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. упражнения) : шагать, прыгать, останавливаться.
3. Тренируйте с помощью длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, нарисовать город, играйте в настольные игры.
4. Почаще предлагайте детям, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
5. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
6. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий : можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
7. Для тренировки памяти просите детей пересказывать рассказы, сказки по схематическому плану, составленному вами.
8. Предлагайте детям:
А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;
В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них;
9. Для развития мышления учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход поможет развить познавательные процессы, необходимые для правильного восприятия, понимания учебного материала в школе, а это в свою очередь поможет ребёнку в будущем не только в освоении профессии, но и во взаимодействии с окружающими.
3. Рекомендации для педагогов по взаимодействию с подростками в средней школе
Адресат (кому) : педагоги средней школы
Дата предъявления (или выработки) : 15.04.2022 г.
Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса : предоставление психолого-педагогических рекомендаций в решении проблем, возникающих педагогов при взаимодействиями с подростками средней школы.
Описание ситуации (актуальность) : взаимодействие педагогов с детьми подросткового возраста, перешедших в среднюю школу.
Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый". В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток". Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям.
Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус. Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Конфликты подростков и родителей обусловлены недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей. В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека.
Рекомендации педагогу по общению с подростками:
1. Уметь выслушивать подростка.
2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений.
3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
4. Рекомендации педагогам по адаптации студентов, поступивших в учебное заведение после окончания школьного обучения
Адресат (кому) : педагоги высшего образовательного учреждения, среднего профессионального образовательного учреждения
Дата предъявления (или выработки) : 15.04.2022 г.
Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса : предоставление психолого-педагогических рекомендаций в решении проблем, возникающих у педагогов при адаптации студентов первокурсников.
Описание ситуации (актуальность) : адаптация студентов первокурсников.
Социально-психологическая адаптация – это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия студентов и окружающей среды. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение студентами определенных социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива.
Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе.
Рекомендации по адаптации студентов первокурсников
1. Создать у студентов адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.
2. На первых занятиях ознакомить студентов с системой обучения в техникуме и требованиям к уровню знаний, специфике обучения, её отличиях от школьной, довести до каждого студента понятие дисциплины.
3. Убедить студентов начать жизнь «с чистого листа», «найти свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение первокурсников.
4. Изучив студента по документам, найти ответственное занятие для каждого студента, где раскроются его способности и которое он будет выполнять с удовольствием.
5. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
6. Выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведения психолога, совместно с психологом составить план проведения индивидуальных консультаций.
7. Ознакомить студентов с Памятками для первокурсников (по выполнению самостоятельной работы, как слушать и писать лекции и др.).
8. Вовлечь студентов в общественную жизнь техникума, в работу по самоуправлению.
9. Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе и облегчение, таким образом, процесса адаптации студентов к новым для них социальным условиям.
10. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
11. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
12. Не сравнивать между собой студентов, хвалить их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения студентов не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
13. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).
5. Использованная литература
1. Акимов, С. С. Психология и педагогика : учебное пособие / С. С. Акимов, О. Ю. Бородина, О. Н. Судакова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. — 206 c. — ISBN 978-5-7937-1929-2
2. Волков, Б. С. Психология младшего школьника : учебное пособие / Б. С. Волков. — Москва : Академический Проект, 2005. — 208 c. — ISBN 5-8291-0561-6
3. Методические рекомендации для классных руководителей групп первого курса по адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу в колледже. - 2020 [Электронный ресурс] : https://katip39.ru/wp-content/uploads/2020/05/Metodicheskie-rekomendacii-dlya-klassnyh-rukovoditelej-grupp-pervogo-kursa-po-adaptacii-studentov-k-uchebno-vospitatelnomu-processu-v-kolledzhe.pdf
4. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников : учебное пособие / В. Г. Степанов. — Москва : Академический Проект, 2004. — 560 c. — ISBN 5-8291-0425-3