Приложение МААМ

Проект по снижению симптомов кризиса трех лет «Растём с радостью»

Юлия Александровна
Проект по снижению симптомов кризиса трех лет «Растём с радостью»
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта : «Растём с радостью»

Вид проекта : игровой – информационный

Продолжительность: среднесрочный

Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители, педагог-психолог.

Актуальность темы.

Основная причина — несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.

Публикация «Проект по снижению симптомов кризиса трех лет „Растём с радостью“» размещена в разделах

Кризис трё х лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:

• первичная самостоятельность;

• новый уровень самосознания;

• установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;

• волевая регуляция деятельности.

Причины

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Цель проекта –снизить симптомы кризиса 3 лет, которые психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест)«Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Задачи проекта :

1. Разработать план работы с детьми, родителями и воспитателем.

Предполагаемый результат:

Предотвратить проявление эмоционально-поведенческого отклонения. Уменьшить проявления кризисного поведения.

• отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;

жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;

• вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;

ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;

необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, касанию.

Работа с родителями

Октябрь Консультация «Как справиться с кризисом трех лет у ребенка»

Ноябрь Рекомендации для родителей «10 нельзя» : памятка

Декабрь Рекомендации для родителей «3 совета от психолога»

Февраль Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 3-4 лет»

Работа с детьми

Октябрь Коррекционные ролевые игры 1 неделя

Игры-дратизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами”. С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. “Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его”. Предлагаем “забросать” Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты. Это может быть игрушка или картинка. Эффективнее всего использовать эти приемы на занятии физкультурой или на прогулке (метание, топот, крик).

3 неделя

«Семейка»

Играть может любое количество человек. Ребёнок — в роли одного из родителей. Его задача — уложить своего малыша (это может быть любая игрушка или кто-то из взрослых) спать или накормить. Если игра проводится в первой половине дня, можно разыграть ту же ситуацию, что в «магазине» : капризы, истерики, слёзы. Если время уже ближе к вечеру, всё должно проходить тихо, мирно, спокойно. Пусть он споёт колыбельную, расскажет сказку, укроет, ласково поговорит. В итоге это и на него повлияет умиротворяюще. Он сам быстрее уснёт, когда придёт пора.

Ноябрь 1 неделя

«Сказочники»

Воспитатель сочиняет вместе с детьми сказки, сюжет которых похож на то, что они проживают каждый день. Например, принцесса утром отказалась есть манную кашу. Из-за этого она поссорилась с папой-королём, тот рассердился и запер её в высокой башне, в которой ей пришлось томиться без прогулок и любимых игрушек. Или непослушный зайчик, который убежал далеко в лес от мамы, заблудился, и его чуть не съел серый волк. Конкретных аналогий с ребёнком проводить не нужно, выводы, как в игре «магазин», не делаются. Он сам должен понять смысл сказки и сказать, почему с её героями случились такие несчастья.

3 неделя

«Магазин»

Ребёнок — в роли продавца. Родитель управляет любимой куклой, которая является в данной ситуации покупателем. Она капризничает, всё разбрасывает, плачет, кричит, катается по полу, требует отдать ей товар без денег. Малыш должен не только увидеть со стороны, как ужасно смотрится такое поведение, но и узнать в игрушке себя. Допускается в конце игры сделать вывод: «Ты ведёшь себя так же. Разве это хорошо?».

Декабрь 1 неделя

Загадайте ребенку «важное занятие» – постройку дома, готовку еды для кукол, создание нового рисунка. Пусть ребенок проявляет свою самостоятельность, не в коем случаи не вмешайтесь своими советами.

3 неделя

За стол посадите игрушечного друга малыша. Он должен вести себя неправильно. Потом вместе с ребенком воспитайте из него приличного малыша. Уложите его. Возьмите гулять. Вместе разбирайте поведение «малыша» – что он делает правильно, а что неправильно. Пусть ребенок научится различать хорошее поведение от плохого

Работа с воспитателями

Октябрь Консультация для педагогов.

«Кризис трех лет»

Публикации по теме:

«Мы растём». Фотоотчет о том, как мы в ясельках живём«Мы растём». Фотоотчет о том, как мы в ясельках живём Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию отчет о нашей жизни в ясельках на этой короткой неделе. Пусть.

Вместе весело растём (фотоотчёт)Вместе весело растём (фотоотчёт) Ключик этот не простой, Ключик этот Золотой. Вот иду я в детский сад, Мама рада,папа рад. Здесь я буду развиваться, Кушать,песни петь, играть,.

Хочу поделиться радостью!Хочу поделиться радостью! У нас в семье радостное событие! У меня два сына, оба ходят в спортивную школу на секцию «Стрельба из лука». В секции «Стрельба из лука».

Хочу поделиться радостью…Хочу поделиться радостью… Доброе время суток, уважаемые коллеги. Спешу поделиться с Вами моей радостью - у меня Золотой пост. Мой фотоотчет с выпускного бала в нашем.

Каждый день делиться радостью…Каждый день делиться радостью… Добрый день!Хочу поделиться с вами радостью. Вот у же наступила Весна, все начинает жить и цвести (это кстати, мое самое любимое время года!Я.

Консультация для родителей «В детский сад с радостью»Консультация для родителей «В детский сад с радостью» Во многих семьях наступает момент,когда малыш идет в дошкольное учреждение. Жизнь ребенка меняется кардинально. Родители должны помочь войти.

Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНРПедагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР. Вид проекта: • по доминирующему.

Подготовка к проекту «Растём здоровыми!» (фотоотчёт)Подготовка к проекту «Растём здоровыми!» (фотоотчёт) Весной мы планируем "запустить" проект "Растём здоровыми!", направленный на приобщение наших детей к здоровому образу жизни и воспитание.

Познавательно-исследовательский проект «Изучаем времена года в гостях у трех поросят» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Ранее я знакомила вас с нашим обучающим пособием "Огород - круглый год", где главными персонажами.

«Приди, весна, с радостью». Весенние поделки«Приди, весна, с радостью». Весенние поделки Пришла весна. Наступили теплые денечки, природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, с каждым днём становится всё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по снижению симптомов кризиса трех лет «Растём с радостью»
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 20:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по снижению симптомов кризиса трех лет «Растём с радостью»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД