Таисия Григогьевна Прядко
Проект «Растём здоровыми!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Педагогический (творческий) проект «Растём здоровыми!» предусматривает валеологическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей : развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Публикация «Проект „Растём здоровыми!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и по своей доступности и эффективности проект может применяться в до-школьных учреждениях любого типа.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми. Ситуация в Шпаковском районе не исключение. Состояние здоровья детей Шпаковского района по итогам 2014 года отмечается высоким уровнем общей заболеваемости среди детей дошкольного возраста.
В структуре общей заболеваемости по Шпаковскому району:
на 1 месте традиционно болезни органов дыхания (62,1%);
на 2 месте – инфекционно-паразитарные заболевания (6,2%);
на 3 месте – болезни глаза (6%, далее по убывающей следуют болезни кожи (3,2%, органов пищеварения (1,8%, костно-мышечной системы (1,1%).
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Низкая компетентность родителей (по данным анкетирования) в вопросах здоровьесбережения не способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества.
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Будь здоров!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.
Цель – заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.
Задачи:
1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
2. Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
3. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
Основное содержание проекта
Педагогическая целесообразность педагогического проекта заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи.
Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяю-щим педагогов, детей и родителей, являются формы совместной деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное
использование наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей.
Совместные физкультурные занятия (1 раз в квартал).
Совместные физкультурные занятия являются самой эффективной формой работы с родителями по формированию культуры здоровья до-школьника и его мотивации на здоровый образ жизни.
Цель совместных физкультурных занятий - ориентация семьи на вос-питание здорового ребенка, гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение компетенции родителей в области физического развития и воспитания детей.
Задачи совместных физкультурных занятий.
1. Содействовать формированию теоретических знаний и практических умений у родителей в области физического воспитания ребенка.
2. Формировать у дошкольников потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
3. Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-родительской паре.
4. Развивать у дошкольников физические качества и психические процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.
План-график реализации проекта
Эта-пы/сроки реали-зации Мероприятия Период выполнения Ответ-ственный
I этап – информацион-но-аналитический
2013 год
(II полу-годие)
1. Проведение мониторинга состояния ра-боты по здоровьесбереже-нию детей :
исследование состояния здоровья детей;
диагностика физической подготовленно-сти дошкольников.
май Инструк-тор ФИЗО, врач-педиатр, медсестра, администрация ДОУ.
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в во-просах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников :
анкетирование родителей. май Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели, адми-нистрация ДОУ.
1. Проведение промежу-точного мониторинга со-стояния работы по здоро-вьесбережению детей :
исследование состояния здоровья детей;
диагностика физической подготовленно-сти дошкольников. 2 раза в год
(сен-тябрь/май)
1 раз
в квартал
Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели, врач-педиатр, мед-сестра, админи-страция ДОУ.
Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели, адми-нистрация ДОУ
2. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни :
физкультурные занятия с дошкольниками 5-7 лет;
физкультурные досуги;
3. сезонные туристиче-ские прогулки-походы. 2 раза в год
(сен-тябрь/май)
Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели, врач-педиатр, мед-сестра, админи-страция ДОУ
II этап – практический
2013-2015 учебные годы. 1. Просветитель-ско-профилактическая рабо-та:
2. консультации для педагогов и родителей;
2 раза в год
(сен-тябрь/май)
Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели, врач-педиатр, мед-сестра, админи-страция ДО
родительские собрания;
день открытых дверей;
бюллетень здоровья; 2 раза в год
(сен-тябрь/май)
1 раз
в квартал
1 раз в ме-сяц
Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели, врач-педиатр, мед-сестра, админи-страция ДОУ.
Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели.
фотовыставки;
выставки твор-ческих работ;
буклеты для детей и родителей.
3. Вовлечение де-тей, педагогов, родителей в единую творческую деятель-ность в рамках проекта.
4. Оформление результатов совместного творчества детей и родите-лей:
составление сказок, сочинений, расска-зов, кроссвордов про здоро-вье;
конкурс газет, плакатов;
защита детских мини-проектов по ЗОЖ. в течение года Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели.
5. Трансляция промежуточных результатов реализации проекта :
на педагогиче-ском совете;
на родитель-ском собрании;
1. Исследование эффективности проводимой работы деятельности на ос-нове анализа мониторинга:
исследование состояния здоровья детей;
диагностика физической подготовленно-сти дошкольников.
1. Изучение рей-тинга ДОУ:
анкетирование роди-телей. Май Инструк-тор ФИЗО, вос-питатели, пси-холог, врач-педиатр, мед-сестра, админи-страция ДОУ.
III этап – контрольно-аналитический
2013-2015 год
Диагностические карты II полуго-дие Все педа-гоги детского сада.
2.
IV этап – презентационный
2014 год
Целевые ориентиры:
1. Увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности к школе.
2. Снижение заболеваемости до 12 пропущенных дней одним ребенком в год.
3. Активизировать участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.
4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.