Солотова Ольга
Проект «Ранняя профориентация дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет Администрации Кытмановского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Школьный проект организации индивидуальной проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС в условиях общего образования
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2019
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „Ранняя профориентация дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Согласно ст. 10 Закона РФ «Об образовании» ФЗ дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Согласно ст. 12.7 «Организации осуществляющие образовательную деятельность разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС». Поэтому, общие задачи образования нужно начинать решать с дошкольного образования.
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах
общеобразовательной школы. Ребёнок не успевает сделать осознанный
выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них
минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому, что многие в семье работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому многие родители воспитанников работают на сельхозпредприятиях. У детей дошкольного возраста слабо проявляется естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папа и мама, к обогащению представление о профессиональной деятельности людей работающих на селе в п. Октябрьском, Кытмановского района.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Создавшаяся ситуация заставила нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее будут представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Проект дает возможность знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Из бесед, наблюдений, экскурсий на предприятие к социальным партнерам (ООО «Кытмановское», дети узнают о работе хлеборобов, фермеров, доярок, пекарей, механизаторов, через игру познакомятся с атрибутами разных профессий,познакомятся с машинами которые помогают в работе, узнают откуда появляется овощные соки, повидла, булочки, печенье.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Главной проблемой является нехватка оборудования для повышения качества и продуктивности проектно-исследовательской деятельности, в проведении НОД. Материально-техническая база не в полной мере способствует работе по реализации данного проекта. Детский сад нуждается в пополнении запасов реквизита, атрибутики и костюмов для ведения непосредственно образовательной деятельности, реализации индивидуальных проектов воспитанников, проведения праздников, развлечений, различных инсценировок, конкурсных мероприятий, поездок, выездных экскурсий. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Цель проекта
Обеспечение целостного образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии; обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе, её ролью в жизни нашего поселка.
3. Основные задачи проекта
3.1. Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей п. Октябрьский, Кытмановского района.
3.2. Приобщать детей к профессиональной деятельности взрослых на селе,
3.3. Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
3.4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
3.5. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
Комплекс мероприятий.
Первый этап (подготовительный – сентябрь)
-
1 этап подготовительный: создание условий
• Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах.
• Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
• Повышение собственной компетенции по теме.
• Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.
2 этап основной: практическая деятельность (основной – октябрь – май)
• Работа с детьми (план-сетка реализации программы).
• Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях).
3 этап: заключительный (Анализ результатов реализации программы, подведение итогов)
• Создание презентации-отчета по реализации программы
• Развлечение «Путешествие в мир профессий».
• Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы.
• Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.
• Трансляция опыта учреждения в сети Интернет.
• ПЛАН – ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
п/п Содержание Ответственные Сроки реализации
1 Наблюдение и тестирование Воспитатели ДОУ сентябрь
2 Отбор и приобретение необходимых дидактических и методических материалов для реализации проекта сентябрь
3 Подбор тем для реализации проектно-исследовательской деятельности сентябрь
4 Подготовка и участие воспитанников в исследовательских проектах. Сентябрь-декабрь
5 Изучаем профессии градообразующего предприятия ООО «Кытмановское».
5.1. Разговор о профессиях малой Родины (нашего села).
5.2. Целевая прогулка (экскурсия) на живодноводческий комплекс: Знакомство с профессией-животновод, Знакомство с профессией механизатора. Знакомство с профессией шофёра. Знакомство с профессией агронома. Знакомство с профессией агронома. Знакомство с трудом хлебороба (растениеводство). Знакомство с профессией оператор машинного доения.
5.3. Сюжетно-ролевая игра «Ферма», «Гараж».
6.
Изучаем профессии нашего села.
6.1 Целевая прогулка в магазины посёлка.
6.2 Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
6.3 Экскурсия на почтовое отделение п. Октябрьский.
6.4 Профессия – повар совхозной столовой.
6.5 Сюжетно – ролевая игра «Поварята».
6.6 Профессия –пекарь совхозной пекарни.
6.7 Сюжетно –ролевая игра «Пекари»
6.8 Экскурсия в больницу.
6.9 О профессии медсестра.
6.10 О профессии ветеринар.
6.11 Сюжетно – ролевая игра «Больница»
6.12 Экскурсия в администрацию Октябрьского сельского совета.
6.13 Экскурсия в центральную контору ООО «Кытмановское»
6.14 О труде строителей.
6.14 О профессиях в загадках.
6.15 Есть много профессий хороших и нужных
7 Трудовая деятельность по уходу за растениями в группе детского сада.
8 Активация родительской помощи.
9 Информирование общественности.
10 Установление социальных связей.
Индикаторы Показатели
№ РЕЗУЛЬТАТ ИНДИКАТОР ПОКАЗАТЕЛЬ:
1. обогатились представления детей о сельских профессиях. доля обучающихся, выбравших профессии свеянные с сельским хозяйством до 59%.
2 Родители почувствовали себя равноправными участниками совместно организованной образовательной деятельности стали активными участниками воспитательного процесса 85%.
3
Но это совсем не значит, что в ранней профориентационной работе в нашем дошкольном учреждении нет проблем. Профориентация - многогранная проблема, решаемая не одним годом. И только правильная систематическая работа в данном направлении в дошкольном учреждении и в школе позволит нашим воспитанникам правильно определиться с выбором будущей профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
Вероятные риски.
Вероятные риски Пути их снижения
1. Внедрение и реализация новых технологий профориентационной работы с дошкольниками. Повышение квалификации педагогов через курсы повышения квалифиции при АИРО им. Топорова А. М.
2. Снижение качества образования Изучение методической литературы,применение ЭОР,использование новых технологий,полученных на кусах ПК
3. Снижение заинтересованности со стороны родителей (законных представителей) воспитанников. Новые формы работы с родителями в профориентационной деятельности ДОУ.