Наталья Дуглава
Проект «Путешествие во времени»
Паспорт педагогического проекта в подготовительной к школе группа «Радуга».
Название проекта «Путешествие во времени».
Автор проекта: Дуглава Наталья Александровна, воспитатель II квалификационной категории
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Радуга», родители, педагог.
Вид проекта:
По времени- краткосрочный (2 недели);
По количеству участников – коллективный;
По типу – монопредметный (ОО «Познание» ФЭМП);
По форме – практико-ориентированный.
Публикация «Проект „Путешествие во времени“» размещена в разделах
Актуальность проблемы проекта:
Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.
Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности):
Элементы Предпосылки
1. Принятие учебной задачи
2. Поиск адекватных учебной задаче действий
3. Контроль своих действий
4. Оценка своей деятельности и деятельности других
1. Высокий уровень развития произвольности внимания, активности, инициативности, самостоятельности в работе;
2. Умение планировать, контролировать свои действия;
3. Уважение к педагогу, интерес к учебной деятельности;
4. Умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
Задачи проекта:
развивающие:
-развивать интерес к математике, представление о времени.
-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (специфические термины коммуникации – развивать желание пользоваться специальной терминологией, формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность;
обучающие: научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев;
воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.
Этапы реализации проекта
Этаны проекта Деятельность детей Деятельность педагога Взаимодействие с родителями
Вводный Знакомство с уголком
времени.
Рассматривание тематических картинок:
«Части суток», «Что бывает
раньше – что потом», «Времена года».
Познакомить детей с приборами для определения времени: секундомером, различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Проведение бесед: «О времени», «С утра до вечера», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», «О возрасте». Подбор информации о временных представлениях, загадок, сказок, стихотворений по данной теме.
Практический Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток.
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
д/и «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток»,
«Какая бывает осень»,
«Бывает-не бывает»,
«Угадай-ка», «Точные часы».
П/и «День и ночь», «Совушка-сова», «Лови, бросай времена года называй», «Лови, бросай дни недели называй», «Лови, бросай месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время.»
Чт. худ. литературы: С. Я. Маршак «Хороший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С. Я. Маршака «Круглый год», Й. Змай «Часы», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».
Заучивание стихотворений: А. Дрозд «Наташа»,
А. Кузнецовой «Времена года»,
Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».
Участие в тренинге «Что можно сделать за одну минуту?»; викторине «Наш веселый календарь».
Деятельность детей с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Точные часы», «Угадай-ка».
Продуктивная деятельности: «День и ночь», «Звездное небо», «Календарь», «Мир часов». Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?»
Организация проведения наблюдений по данной теме.
Организация сюжетно – ролевой игры «Семья. Распорядок дня».
Организация д/и «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток»,
«Какая бывает осень»,
«Бывает-не бывает»,
«Угадай-ка», «Точные часы».
П/и «День и ночь», «Совушка-сова», «Лови, бросай времена года называй», «Лови, бросай дни недели называй», «Лови, бросай месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время.»
Чт. худ. литературы: С. Я. Маршак «Хороший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С. Я. Маршака «Круглый год», Й. Змай «Часы», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».
Проведение блока занятий «Знакомство со временем».
Беседы с детьми: «С утра до вечера», «Что такое время».
Рассказ воспитателя «Что такое календарь»,
Организация опытно-исследовательской деятельности «Опыт с часами»
Проведение тренинга «Что можно сделать за одну минуту?»; викторины «Наш веселый календарь».
Организация деятельности детей с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Точные часы», «Угадай-ка».
Организация продуктивной деятельности: «День и ночь», «Звездное небо», «Календарь», «Мир часов».
Проведение консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников».
Консультации «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем?»
Анкетирование.
Презентация проекта
Выставка детских работ: «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо»,
«Наш календарь».
Участие в открытом итоговом занятии «Ориентация во времени».
Оформление выставок детских работ: «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо».
Организация продуктивной деятельности «Календарь».
Организация и проведение открытого итогового занятия «Ориентация во времени».
Презентации
«Нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с астрономическим и историческим временем?», «Наш проект».
Конкурс «Сделай часы своими руками».
План реализации проекта
День недели Мероприятия
Понедельник
Беседа: «С утра до вечера»
Д/и «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра»
Чт. С. Я. Маршак «Хороший день»
Сюжетно-ролевая игра «Семья. Распорядок дня»
Втроник
П/и «День и ночь»
Д/и «Назови пропущенное слово»
Заучивание стихотворения А. Дрозд «Наташа»
Худ. творчество: Рисование «День и ночь»
Среда
Д/и «Части суток»
Чт. Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день»
Худ. творчество: Аппликация «Зведное небо»
П/и «Совушка-сова»
Четверг
Чт. Славянской сказки «Двенадцать месяцев»
П/и «Лови, бросай времена года называй»
Д/и «Какая бывает осень»
Рассказ воспитателя «Что такое календарь»
Пятница
Чт. Стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год»
Д/упр. «Неделя стройся»
Рассказ воспитателя «История календаря в России»
П/и «Лови, бросай дни недели называй»
Викторина «Наш веселый календарь»
Понедельник
Заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Времена года»
Работа с моделями «Дни недели»
П/и «Лови, бросай месяц называй»
Д/и «Бывает-не бывает»
Продуктивная деятельнсть: «Календарь»
Вторник
Знакомство с часами
Рассказ воспитателя: «Немного истории о часах»
Конкурс «Сделай часы своими руками»
Опытно-эксперементальная деятельность «Опыт с часами»
Чт. Й. Змай «Часы»
Среда Д/упр. «Точные часы»
Худ. творчество: Рисование «Мир часов»
Чт. Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за 1, 3, 5, 10 минут)
П/и «Заяц, заяц сколько время.»
Четверг
Д/упр. «Угадай-ка»
Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы»
Д/упр. «Проверь себя»
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за 1, 3, 5, 10 минут)
П/и «Заяц, заяц сколько время.»
Пятница
Презентация проекта
Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками»
Выставка работ «Путешествие во времени»
Открытое занятие по ФЭМП «Ориентировка во времени»
Беседа: «Что такое время?»
Ожидаемые результаты проекта:
Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели); развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.
Список литературы:
Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя де. Сада. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с., ил.
Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991.
Сухарева Э. Л. Учим играя. – Ярославль, 1992.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., ил.
Т. В. Владимирова, Л. А. Халидулина «Путешествие во времени».