Веслана Крысанова
Проект «Путешествие в страну птиц»
проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность: две недели.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Актуальность темы: дети имеют недостаточно представлений взаимосвязи и взаимодействия человека и птиц; об образе жизни птиц, необходимости оберегать птиц и навыков правильного поведения в природе. Дошкольный возраст – благоприятный период для формирования предпосылок экологического сознания.
Публикация «Проект „Путешествие в страну птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Цель проекта : формировать экологические представления дошкольников о роли птиц в природе; о взаимозависимости человека и птиц в природе.
Задачи:
- уточнить и пополнить представления детей о жизни птиц;
- учить способам проявления заботы о птицах;
- воспитывать желание больше узнать о жизни птиц;
- развивать эмоциональную отзывчивость в процессе наблюдений за птицами родного края;
- формировать умение детей сотрудничать в совместной деятельности;
- развивать познавательную активность детей;
- приобщать к культуре поведения в мире природы.
Мотивация детей: для привлечения внимания детей к данной теме педагог создает проблемные ситуации. (например, понаблюдать на прогулке за птицами : легко ли птицам зимой добывать корм, чем мы можем им помочь. На основе совокупности проблемных ситуаций и вопросов педагог вызывает у детей желание больше узнавать о птицах и оказывать им помощь.)
Участие родителей в реализации проекта : помощь в изготовлении скворечников, подбор картинок с изображением птиц.
План реализации проекта.
ОД «По страницам «Лесной газеты»
ОД «Зимующие птицы»
ОД «Перелетные птицы»
ОД «Беседа о птицах»
Предполагаемый результат: представления о взаимосвязи человека и птиц в природе; о птицах нашего края; внешний вид, питание, место обитания, характерные особенности; сформированная потребность заботиться о птицах, овладение способами заботы о птицах.
Презентация проекта : «Путешествие в страну птиц».
Совместная образовательная деятельность
«По страницам «Лесной газеты».
Цель: вызвать желание у детей заботиться о птицах.
Задачи: уточнить представления детей о внешнем виде, особенностях поведения птиц, развивать эмоциональную отзывчивость к природному миру; учить изготавливать кормушки из вторичного сырья.
Оборудование и материалы: Старик-лесовик (персонаж или кукла, «Лесная» газета; картинки с изображением зимующих птиц, тарелки с птичьим кормом; пакеты от молочной продукции по количеству детей, ножницы и веревка.
Содержание
(Появляется Старик-лесовик).
-Здравствуйте, дети! Вот и наступил новый 2019 год. С какого месяца начинается следующий год? (ответы).
-Январь – первый месяц в году. С января читатели начинают получать новые газеты и журналы. Скажите, кто из вас получает газеты или журналы? (ответы.)
- в моем лесу тоже вышел первый номер «Лесной газеты». Слышите, дети, какое интересное необычное название «Лесная газета». Как вы думаете почему она так называется?
- Догадайтесь, о ком в ней пишут?
- а еще «Лесная газета» необычна тем, что она говорящая и звучащая. Она может рассказать нам много интересного о зимующих птицах. Хотите вместе с вами перелистаем страницы нашей газеты?
- Тогда проходите и садитесь. Газету я разместил в удобном месте, у окна здесь много света и мы можем все хорошо рассмотреть.
- Сейчас мы узнаем, о ком расскажет нам первая страница. Она называется «Голоса зимнего леса». Затаите дыхание, послушайте и постарайтесь догадаться, какой птице принадлежат эти звуки. (звучит барабанная дробь дятла в записи).
- узнали, чей это стук?
- А теперь догадайтесь, зачем дятел заглядывает в каждую трещину в дереве?
- Почему о дятле говорят: «не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник»?
- интересно, а что здесь за птичка нарисована, с желтой грудкой?
- Это синичка. Летом я так часто видел их в лесу и слушал их веселое пение, а зимой в лесу синиц почти не встретишь, да и голосов их не слышно. Вы сможете догадаться, куда они улетели из леса (в город).
- Почему?
- Т-с-с! тихо, я слышу чьи –то голоса на следующей странице «Лесной газеты».
2 страница «Диалог синиц»
- Это наши знакомые синички-сестрички, а страничка не простая – говорящая! О чем же разговаривают эти синички, хотите узнать? Тогда надо закрыть глаза и сказать: «Раз, два, три – страничка оживи!»
- смотрите, дети, картинка ожила! (из-за ширмы появляются куклы-синицы, они ведут диалог).
1 синица:
- Ой, как холодно! Ой, как голодно! Сучки и ветки покрылись ледяными чехлами, просто беда!
2 синица.
- Ножки скользят: до насекомых никак не добраться. Вся надежда на ребят.
Воспитатель: - Дети, о какой надежде говорят синички?
- Чем вы можете им помочь?
- Давайте послушаем, что сами синички говорят об этом.
1 – Летом у нас было много корма в лесах, садах, парках. А сейчас… все насекомые спрятались, с каждым днем все труднее их отыскивать.
2 – Скоро нам станет совсем голодно. Что делать будем? Кто нам поможет?
- Интересно, как вы ответите синичкам? ( подвести детей к ответу: можно смастерить кормушки, приготовить семян).
-Дети, какой корм мы приготовили для птиц? (семена подсолнечника, арбуза, ягоды рябин и др.)
1 – спасибо вам дети, за заботу о нас, птицах. А знаете ли вы что зимой больше всего любим мы, синички? (сало).
2- мы любим несоленое сало. Не забывайте повесить на кормушку или просто за окошко кусочек сала.
Синицы: до свидания! До встречи!
Старик-лесовик:
- ну вот и добрались мы с вами до последней страницы. (на странице газеты изображены разные виды кормушек. Называется она «Наши добрые дела»).
- что вы видите на рисунках?
- как мы можем сказать о человеке, который делает кормушки, чтобы помочь птичкам в трудное время? (добрый человек, потому что он помогает птицам, спасает их от голода)
- как можно назвать человека, который помогает птицам? (помощник)
- интересно, а птицы могут быть помощником человека?
- как они могут помогать? (спасают леса, фруктовые сады, огороды, поля от вредных насекомых, радуют своим пением.)
- как вы считаете, вы сможете сделать для птиц доброе дело : смастерить простую кормушку для птиц?
- я вам подскажу, как сделать кормушку. Посмотрите как.
Старик-лесовик:
- да, молодцы, теперь я вижу, как много добрых рук в вашем детском саду. Мне радостно было с вами встретиться, до следующих встреч. До свидания.
Итог.
-Получилось ли у нас с вами сделать доброе дело для птиц?
- Почему у нас получилось?
- Где будем развешивать наши кормушки?
- Согласна с вами, кормушки с кормом мы повесим на участке детского сада. Уверена, птицы нам будут благодарны.
Совместная образовательная деятельность
«Зимующие птицы»
Цель: познакомить детей с новой птицей – свиристелью; обогащать представления детей о птицах, об условиях их жизни.
Задачи: расширять знание детей о зимующих птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют); познакомить с новым словом «слет». Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц. Развивать инициативу и воображение детей. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам; умение работать в коллективе.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за птицами, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с птицами в книжном уголке, хороводная игра «Воробей», чтение художественной литературы («Девочка и синичка» В. Сухомлинского). Д/игры «У кормушки», «Сколько птиц», «Покормите птиц», «Угадай, кто улетел».
Содержание
- дети, догадайтесь, о ком мы сегодня будем беседовать? (показ картинки с птицами).
- мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе их очень много.
- где обитают птицы?
- в лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. И каждая из них красива по-своему. Ребята, к нам пришла посылка из леса. А прислал ее филин. (выставляет корзинку).
-как вы думаете, что в ней может быть?
- у меня есть подсказка – это загадка: «Кто два раза родится: в первый раз гладкий, а второй раз мягкий?»
(в корзинке находится птица с приглашением)
«Срочно-срочно! Мудрый филин созывает птиц на слет. Слет состоится на лесной опушке».
- а что же такое слет?
- здесь написано «Срочно-срочно!», может что-то произошло?
- как вы думаете, что могло случиться?
- для того чтобы нам попасть на птичий слет, мы превратимся в птиц. Выберите каждый себе эмблему с изображением птицы. Вокруг себя повернитесь, в птиц превратитесь и на лесной опушке очутитесь.
Появляется филин.
Филин: - Здравствуйте! У нас беда. Птицы забыли, кто из них должен улететь в теплые края – соберитесь в одну стаю, а кто остается зимовать – в другую (игра «Перелетные и зимующие птицы»).
- для тех, кто остался здесь и прилетел с севера, настало трудное время. Как нас назвать одним словом? (зимующие).
- почему нас так называют?
Звучит музыкальное произведение Вивальди «Времена года» «Зима»
-слышите, на лесной опушке звучит музыка. Давайте послушаем.
-какое время года вы услышали? (зима)
- какая погода описана музыкой (холодно, мороз, ветер студеный)
Игра «Хорошо-плохо»
- что хорошо зимой?
- что плохо зимой?
- дети, пока мы с вами играли, на полянке появилась еще одна птица, которая не знает, какая она: зимующая или перелетная (картинка с изображением свиристели).
- что произойдет, если перелетная птица не улетит, а останется зимовать?
-какая же это птица? (рассуждения детей)
- что делать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого, прочитать в книге, посмотреть в энциклопедии)
-хотите, я расскажу вам об этой птице?
- эта птица- свиристель. Давайте хором повторим ее название.
- посмотрите, чем свиристель отличается от других птиц? (на голове у птицы хохолок).
- каким цветом оперение свиристели?
-это певчая птица. Догадаетесь, что значит-певчая?
-сравните по размеру эту птичку с воробьем (вороной, скворцом).
-это красивая певчая птица, размером меньше скворца. Оперение густое и мягкое в буровато-серых и красных тонах. На голове хохолок. Хвост, горло, клюв и полоска через глаз черные. Крылья буро-черные с желтыми и белыми полосками. Обитает в лесах, но может залетать за кормом в город.
-чем питается свиристель? (ягодой рябины)
-как вы думаете, если свиристель питается ягодами рябины, то эта птица может зимовать у нас или должна улетать? (для любой птицы зимой важен корм; если для птицы зимой есть корм, то она не улетает в теплые края).
-какая же птица свиристель : зимующая или перелетная? (зимующая)
- как вы думаете, почему одни птицы остаются зимовать, а другие улетают в более теплые края? (самое страшное для птиц зимой-голод).
-в чем же разница между зимующими или перелетными птицами?
Динамическая пауза.
«Скачет шустрый свиристель»
Скачет шустрый свиристель, (прыжки на месте на двух ногах)
Прыг с рябины на плетень, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелся как волчок, (кружимся на месте)
Вот присел он на минутку, (присели)
Почесал он клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо - влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
-расскажите филину о своей птице : зимующая или перелетная, как выглядит, где живет, чем питается.
-ребята, нам пора возвращаться в группу. Пока звучат голоса птиц, над опушкой покружитесь, а как смолкнут, в деток превратитесь!
- вот мы и в группе. Как вы думаете, легко или тяжело птицам жить зимой?
- почему?
- ребята, а представьте себе, что может произойти, если все птицы погибнут?
- а как мы можем помочь нашем верным друзьям? (не обижать птиц, строить кормушки и подкармливать).
- у меня есть для вас интересное предложение: сделать вкусное угощение для зимующих птиц. Согласны с моим предложением?
(воспитатель объясняет детям, как сделать «Съедобные бусы и фонарики». Дети вместе с воспитателем отщипывают кусочки теста, размером с ладошку, скатывают в колобок, обсыпают семечками, зернышками, орехами, в середине колобка делают сквозную дыру, через нее продевают цветную ленту. Корм для птиц готов).
Совместная образовательная деятельность.
«Перелетные птицы нашего края»
Цель: сформировать представления детей о человеке как помощнике птиц.
Задачи: наращивать представления детей о перелетных птицах нашего края (внешний вид, среда обитания, питание и т. д., из разнообразии; развивать интерес к жизни птиц; развивать воображение; формировать потребность проявлять заботу о птицах.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Бианки «Рассказы о природе», К. Ушинский «Дети в роще», «Весна»; наблюдение в природе; рассматривание иллюстраций.
Содержание
-какое сейчас время года? (зима)
-мы с вами уже хорошо знаем, как важно в это время года помогать нашим пернатым друзьям. Но пройдет зима и какое время года наступит?
-какие же перелетные птицы первыми прилетают весной к нам? (первыми весной прилетают скворцы)
-какие еще птицы прилетают весной? (вслед за скворцами прилетают грачи, жаворонки, аисты, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи).
-почему этих птиц называют перелетными? (осенью они улетают в теплые края, а весной прилетают в родные края).
-как же люди узнали о том, в какие страны улетают зимовать птицы? Вы можете спросить у меня, я вам расскажу.
- ученые узнали об этом, одевая на лапку птице легкое кольцо с названием страны. Когда птицу с кольцом ученые видели в другой стране, то одевали кольцо с названием этой страны. Когда птица возвращалась на родину, то ученые видели по кольцам, в каких краях жила эта птица зимой. Так постепенно стали известны маршруты птичьих путешествий. Некоторые наши птицы зимуют на юге России, а другие улетают в Африку и Азию.
- хотите посмотреть на глобусе, куда улетают на зиму перелетные птицы?
-кто может показать Африку? Посмотрите, какой долгой бывает дорога у перелетных птиц (демонстрация на глобусе Африки, Азии, юга России).
- сейчас, ребята, я предлагаю посмотреть небольшую презентацию. (просмотр).
- какое настроение вызвала у вас эта презентация? (радостное, веселое)
- а теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
- хотите послушать, как в стихотворении говорится, о чем поют птицы?
Мы слышали как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
-итак, о чем же поют птицы весной?
-дети, догадайтесь, какая первая забота у птиц весной? (построить гнездо)
-почему? (чтобы выводить птенцов).
-видели ли вы когда-нибудь гнезда птиц?
-а где птицы устраивают гнезда? (на деревьях, под крышей дома и др.)
- вы никогда не задумывались, почему птицы стараются разместить свое гнездо повыше над землей?
- как вы думаете, из чего птицы строят свои гнезда? (из веточек, прутиков, сухой травы, соломы, мха, коры, земли).
- интересно, какие птицы вьют гнезда на деревьях?
- давайте проверим: попробуйте назвать птиц, которые делают гнезда под крышей дома (ласточки, воробьи, голуби).
-но, оказывается, есть такие птицы, которые вьют гнезда прямо на земле. Что это за птицы? Не знаете, а хотите узнать? (жаворонок, пеночка, овсянка и др.)
-что вы будите делать, если заметите где-то гнездо птицы?
-почему важно помогать птицам?
-а теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (дети машут руками, словно крыльями).
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (дети машут руками интенсивнее).
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (потягивая руки вверх).
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (низкий наклон вперед, руки разводятся в стороны)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд).
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (дети встают и машут крыльями)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (дети садятся)
-ну вот и отдохнули.
- а чем люди могут помочь птицам? (можно сделать и развесить скворечники)
-весной можно развесить по кустам вату – как вы думаете для чего? (для строительства гнезд)
- ну вот гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц? (вывести птенцов)
- а кто заботиться, высиживает, согревает, бережет яйца? (папа, самец)
- а вы знаете, как мамы – птицы заботятся о своих птенцах? (заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда, поэтому в лесу шуметь нельзя, чтобы не пугать птиц)
Итог.
- что нового сегодня мы узнали о птицах?
-как вы думаете, мы все теперь знаем о птицах? (конечно нет)
- как вы считаете, откуда еще можно узнать о жизни птиц? (из книг, из интернета и т. д.)
-к кому вы можете обратиться за помощью в изготовлении скворечника? (к папе, дедушке, старшему брату)
- сегодня в свободное время каждый из нас сможет нарисовать скворечник для птиц, чтобы потом вместе с папой смастерить домик для птиц и весной разместить его на участке детского сада, возле вашего дома или дачи.
Беседа «Зимующие птицы нашего края»
Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.
Задачи: уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах нашего края, условиях их жизни в зимнее время и о роли человека в жизни зимующих птиц; воспитывать бережное отношение к природе.
Содержание
Дети, что изображено на этих картинках?
-а вы знаете этих птиц? (дятел, синица и кукушка)
-как вы думаете, эти птицы все у нас зимуют?
- как вы думаете, почему кукушка и ласточка, и скворец осенью от нас улетают? (из – за отсутствия корма)
-вы уже знаете и можете ответить на вопрос: почему синицу и дятла называют зимующими птицами?
- интересно, почему они остаются зимовать? (для них есть корм).
А как вы думаете, все птицы могут перезимовать суровую студеную зиму?
-теперь попробуем расселить зимующих птиц по местам их обитания (изображение леса и города)
-догадаетесь, как можно одним словом назвать всех птиц, обитающих в городе? (городские)
-назовите птиц, которые обитают в городе. (вороны, воробьи, синицы, голуби).
- как можно назвать всех птиц, обитающих в лесу? (лесные)
- назовите лесных зимующих птиц? (дятел, чиж, сорока и др.)
-можно ли встретить в парках, скверах на окраинах города?
Как вы думаете почему? (в лесу им недостаточно корма и прилетают в город кормиться)
- чем питаются зимующие птицы?
-представьте себе, что бывают случаи, когда птицам не хватает корма. Что может случится с голодной птицей? (птицы могут погибнуть).
- хочется вам помочь птицам?
- как мы с вами можем помочь?
- сегодня вовремя прогулки мы подсыплем корм в кормушки для птиц.
Итог.
- что было самым интересным?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сырское
Липецкого муниципального района Липецкой области
«Путешествие в страну птиц»
Выполнили воспитатели:
Крысанова В. В.
с. Сырское, 2019 г.