Гоголь Ирина Викторовна
Проект «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСП. МБДОУ д/с №8 «Звездочка» - д/с «Солнышко»
ПРОЕКТ
«Путешествие по сказкам»
младшая разновозрастная группа
«ПОЧЕМУЧКИ»
Подготовила воспитатель: Гоголь И. В.
х. Кугейский 2020год
Оглавление
1. Паспорт проекта…. …3
2. Сформированность ресурсной базы ДОУ… …6
3. Этапы работы…7
4. Структура и содержание проекта…9
5. Дальнейшее развитие проекта….9
6. Литература…10.
Паспорт проекта
Темочки:
Тема проекта : «Путешествие по сказкам».
Вид проекта : краткосрочный, творческий, коллективный.
Срок реализации проекта : 03.08-21.08
Участники проекта : дети младшей разновозрастной группы «Почемучки», родители воспитанников ДОУ, воспитатель.
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Проект «Путешествия по сказкам» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Цель проекта :
Создание условий для реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи проекта :
1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
2. Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.
Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Актуальность
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
Проблема
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы это не переросло в комплекс, мы создаем условия для внутреннего комфорта, раскованности воспитанников.
Средством для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, для обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит создание предметно-пространственной среды.
Прогнозируемый результат:
Компетенции:
Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;
владеют расширенным словарным запасом;
владеют навыками продуктивной деятельности;
владеют выразительными способами общения.
Коммуникативные навыки:
получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
пользуются выразительными средствами речи.
Предпосылки научной деятельности:
имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
способны выражать эмоции, поддерживать диалог.
Продукт проекта :
Наглядные пособия: игры, картотеки.
Материал по работе с воспитанниками.
Консультации для родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий атрибутов.
Основной (реализация намеченных планов)
Практическая работа (создание условий для социально-коммуникативной, речевой деятельности)
Заключительный этап (драматизация сказки Теремок, продукт деятельности)
Обобщение результатов работы.
План реализации проекта
Подготовительный этап:
Выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках.
Информация для родителей о предстоящем проекте.
Подбор литературы, оборудования.
Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.
Основной этап:
Работа с воспитанниками
1. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок
2. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
3. Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.
4. Продуктивная, изобразительная деятельность.
5. Создание атрибутов для игр-драматизаций.
Работа с родителями
Подбор художественной литературы для уголка книги.
Изготовление масок для театра.
Выполнение творческих заданий.
Консультации для родителей.
Заключительный этап:
Драматизация сказки «Теремок».
Предполагаемые результаты проекта
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обогащение словаря детей, развитие диалогической речи, умения использовать в речи разнообразные языковые средства, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений.
Проектная деятельность с воспитанниками
Перспективное планирование:
Беседа о русском народном творчестве.
Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
Беседа «В руку книгу я беру».
Задачи: учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой.
Чтение книги «Русские народные сказки».
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.
Рассматривание альбома «Русские народные сказки».
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Д/и «Из какой сказки герой».
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Инсценирование сказок : «Заюшкина избушка», «Репка» .
Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.
Вывод
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития.
Перспективы дальнейшего использования
Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.
Литература.
1. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет. Раздел: Художественная литература. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Москва «Просвещения» 2007г.
2. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду». Москва «Школьная пресса» 2000г.
3. М. Д. Махонева «Театрализованные занятия в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Творческий центр. Москва 2004г
4. Детские иллюстрированные книги по русским народным сказкам : «Репка», «Колобок», «Заячья избушка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь».
6. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. : «Детство-пресс», 2008
Приложения
Приложение 1.
Конспект занятия по лепке во второй младшей группе «Колобок»
Цель:
1. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей.
2. Формировать навык раскатывать пластилина круговыми движениями ладоней рук, закреплять навык лепки предметов круглой формы.
3. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином.
Задачи:
1. Воспитывать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками.
2. Развить речь детей от 3 до 4 лет жизни.
3. Учить отличать большое от маленького.
Материалы: сказочные герои из сказки «Колобок», пластилин, доски, салфетки.
Предварительная работа: Чтение сказки «Колобок», разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
Сегодня, в наш детский сад пришла посылка. Давайте, узнаем что в ней находится. Вспомните, кто от бабушки ушёл, кто от дедушки ушёл.
Дети: Колобок.
Воспитатель достаёт из коробки Колобка.
Воспитатель: Ребята, а какой он? (подносит к каждому ребёнку).
Дети: круглый.
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Жёлтый, оранжевый.
Воспитатель: А давайте, мы вспомним нашу сказку… (ребята рассказывают сказку).
Ребята, пойдемте мы с вами с колобком поиграем.
Физминутка «Колобок»
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо)
Достала из печи,
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(поворот туловища влево-вправо, руки на пояс)
Как поставила на стол, (приседания)
Он от бабушки ушел. (прыжки)
Кто же бегает без ног? (хлопают в ладоши)
Это желтый колобок!
Воспитатель: Ребята, давайте теперь каждый слепит из пластилина своего колобка.
- Давайте сядем за столы.
Воспитатель показывает детям колобка. Посмотрите, какой он круглый и желтого цвета. Он может кататься по столу. А почему он может катиться по столу? (ответы детей).
- Сначала разомнем наш пластилин, чтобы он стал мягким. Теперь из него можно лепить колобка. Я возьму желтый кусочек пластилина, положу его на ладошку, зажму другой ладошкой и раскатываю круговыми движениями. Затем сделаем глазки из двух маленьких кусочков пластилина (белый и черный) и ротик (красная колбаска).
Молодцы, ребята. Вы отлично справились заданием. Все так аккуратно слепили Колобка. Спасибо всем.
Приложение 2
Конспект занятия по аппликации «Репка»
Цель:
Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Задачи:
Закрепить умение наносить клей на готовую форму и наклеивать на нее готовые детали;
Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Демонстрационный материал:
Картинка с изображением сказки «репка» и героев сказки, муляж репки.
Раздаточный материал: Лист альбомного листа, готовые детали «репки», клей, кисти, салфетки.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка», беседа по ее содержанию. Рассматривание овощей, знакомство с репой, обследование (форма, цвет). Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Разложи по порядку» (иллюстрации по сказке).
Ход занятия :
Воспитатель:
Воспитатель читает отрывок из русской народной сказки «Репка», показывает детям соответствующую иллюстрацию: «Посадил дед репку. И выросла репка большая-пребольшая…»
Воспитатель предлагает детям обрисовывающими жестами в воздухе показать, какая большая репка выросла у дедки и как трудно ее вытащить из земли. Как еще можно сказать про репку какая она? (Большая-пребольшая, огромная-преогромная).
Воспитатель показывает контурный рисунок и поясняет последовательность работы.
Физминутка: Репка
Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (Наклоны, приседания)
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (Бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (Повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (Прогнуться назад)
Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (Приседания)
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (Прыжки вверх на двух ногах)
А теперь давайте все вместе возьмем готовые формы и намажем ее клеем. Воспитатель напоминает детям о правилах: берем клей на кисть немного и аккуратно намазываем всю поверхность, не выходя за контур. В конце занятия воспитатель хвалит детей за старание и трудолюбие:
-Молодцы, дети. Вы сегодня хорошо потрудились! Посмотрите, какие красивые у нас с вами получились работы.
Хороводная игра "Репка".
Текст песенки:
Репонька, репка, в земле засела крепко,
На грядочке сидит и на всех глядит.
Подошли детки, вытянули репку.
На ноги поставили, танцевать заставили:
`Танцуй, репка, веселей, резвых ножек не жалей!
А теперь не зевай, покружиться приглашай!
Приложение 3.
Консультация для родителей
«Роль русской народной сказки в воспитании детей»
Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками.
К. Д. Ушинский, восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, сказал, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Он включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины и учит:
• строить семейные отношения, любить свою семью
(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);
• ценить настоящую дружбу
(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);
• не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших
(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
• бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью
(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);
• решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда
(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный бат-рак», «Лиса и рак»);
• побеждать зло добром
(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный со-кол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»).
И самое главное русские народные сказки учат любить свою родину. Сказки развивают речь, учат анализировать, рассуждать и сопоставлять.
Поэтому русская народная сказка несёт не только развлекательную, но ещё и развивающую функцию. Не зря она занимает главное место в сказкотерапии.