Арынова Сауле
Проект «Вторая жизнь новогодней ёлочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 11 «Снегирёк» комбинированного вида»
Проект
«Вторая жизнь новогодней ёлочки»
Автор : Арынова С. А., воспитатель 1 кв. категории
Новосибирск 2019
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Вторая жизнь новогодней ёлочки“» размещена в разделах
- Елка, елочка. Проекты
- Елочка, ёлки. Проекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
С приближением любимого праздника «Нового года» – на прилавках магазинов появляются товары, напоминающие об этом. Это елочные игрушки, гирлянды, мишура и, конечно же, новогодние елки. Организуются елочные базары, где продают живые ели и сосны. Покупатели наслаждаются неповторимым хвойным ароматом, представляя, как эти красавицы будут радовать глаз в новогодние праздники. А еще перед новогодними праздниками появляются «елочные браконьеры», которые незаконно вырубают в лесах ели для украшения своих домов и квартир. А потом этих красавиц ждет свалка! И далеко не все думают о том, как пострадала природа, сколько пользы принесла бы каждая елочка. И именно такое варварское отношение к природе и приводит к различным природным катаклизмам.
В нашей исследовательской работе мы хотим показать, чем полезны ели, растущие в наших лесах, на участке, и почему их нужно сохранять.
Постановка проблемы
По результатам анкетирования родителей группы:
100% - считают, что главным украшением праздника является живая ель, при этом признают, что им жалко живых деревьев;
38% - ответили, что предпочитают искусственную ель, так как от живой много мусора;
62% - ставят живую елку.
А на вопрос «Каким образом вы используете живую ель после Новогодних праздников?»
90 % опрошенных ответили, что относят их в мусор;
13% сжигают елки;
77% выкидывают на свалку;
и только 10 % ответили, что собирают хвою и используют ее, как удобрение на приусадебном участке.
В связи с этим возникла необходимость разработки и реализации данного проекта.
Цель проекта :
формирование у старших дошкольников и родителей ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.
Задачи проекта :
1. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе.
2. Развивать познавательный интерес к миру природы.
3. Развивать умение правильно взаимодействовать с природой.
4. Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
5. Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их.
6. Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
Тип: исследовательско - творческий.
Срок: краткосрочный (3 недели)
Начало реализации проекта : 09.01.2018г.
По количеству участников: групповой
(дети подготовительной группы, воспитатели, родители)
№ п/п Мероприятия Ответст-венные Срок испол-нения
Подготовительный этап (приложение № 1)
1 Анкетирование родителей (приложение №2) АрыноваС. А.
2 Определение проблемы и задач проекта
3 Выделение предполагаемых направлений работ
4 Распределение работы между участниками проекта
5 Начало работы по сбору информации
Основной этап
1 Продолжение работы по сбору информации АрыноваС. А.
2 Организация сбора хвойных пород деревьев после новогодних праздников АрыноваС. А.
3 Расфасовка лекарственного сбора для подушки «Сладкий сон» (приложение №4) родители
5 Изготовление магнитов из ствола ёлки Воспи-татели групп
6 Высадка ели (посадка ели в горшок и наблюдение за ней) АрыноваС. А.
7 Оформление книжки - малышки «Елка – домашний лекарь» (приложение № 3) АрыноваС. А.
8 Бюллетень «Новогодней елке - вторую жизнь» (приложение № 5) Ст. воспи-татель
9 Совместная деятельность с детьми в процессе различных видов деятельности (приложение № 8) АрыноваС. А.
Заключительный этап
1 Систематизация и анализ полученных данных АрыноваС. А.
2 Обсуждение способов оформления конечных результатов АрыноваС. А.
3 Подведение итогов АрыноваС. А.
4 Презентация проекта «Елочка, живи…» АрыноваС. А.
Ожидаемые результаты для всех
Работая над утилизацией новогодних елей, мы продолжили дереву жизнь. Проделанная работа помогала нам воспитывать в себе чувство причастности за сохранность окружающего нас мира, учились экономно относиться к материалам (так как при утилизации хвойных деревьев мы получаем практически безотходное производство, рационально использовать природные ресурсы.
1. Во время работы над проектом получили много знаний о лекарственных свойствах хвойных деревьев.
2. Расширили знания об утилизации хвойных деревьев в разных странах
3. Привлекли внимание родителей к проблемам охраны природы
Используемая литература
1. Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка».
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
3. Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!».
4. “Здравствуй, мир!”, “Баласс”, Москва, 2006 г.
5. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М. : Просвещение, 2002.
6. Ресурсы Интернета, журналы, газеты.
7. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981.
8. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Издательство Учитель, 2015.
9. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ТЦ Сфера, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание и результаты работы подготовительного этапа
Вводим детей в игровую ситуацию: получают письмо от Деда Мороза, где детям рассказывается о прошедших новогодних праздниках, о новогодней ели. Дед Мороз предлагает детям посадить еловую веточку в горшок, которое вложено в конверт, и вырастить елочку для высадки на участок в детском саду (при помощи специального удобрения, потому что очень жалко, когда елочки выбрасывают на свалку.
1. Ставим перед детьми проблему: помочь Деду Морозу сохранить елочки.
2. Определяем цели и задачи: что мы можем сделать для спасения леса и елей.
3. Заинтересовываем родителей и предлагаем принять участие в выращивании елочки для участка.
Вывод: дети приняли игровую ситуацию, нашим предложением заинтересовались родители. Тем самым хоть на чуточку, мы поможем сохранить лесные богатства нашего города.
• домашнее задание для родителей;
• экскурсии в лес;
• социологический опрос;
• проведение исследований.
1. Родителям дали домашнее задание: найти информацию о деревьях хвойных пород, прогуляться по зимнему лесу и провести цикл наблюдений за елью.
2. По ходу прогулки родители с детьми рассмотрели деревья хвойных пород, рассмотрели ветки, шишки, кору и смолу елей. Домой набрали веток и шишек для проведения экспериментов и опытов в детском саду.
3. Дети вместе с родителями провели ряд экспериментов по исследованию свойств и качеств ели:
• жгли веточки ели;
• ждали, когда раскроются шишки в тепле, чтобы посадить семена в землю;
• проводили опыт с ветками и иголками «Тонет – не тонет»;
• пробовали хвоинки на вкус, определяли на запах;
• по спилу ели определяли её возраст.
Вывод: научились проводить соцопрос, при исследовании свойств и качеств ели выявили, что она горит, иголки и веточки не тонут, семена можно проращивать в домашних условиях, а затем рассадой высаживать и в саду. При определении хвоинки на вкус узнали, что они кислые, а при трении имеют приятный запах. По спилу ели определили возраст дерева.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
диаграмма1.
Анкета
1) Ставят ли в вашем доме новогоднюю елку?
- да: 92%
- нет: 8%
- живая: 74%
- искусственная: 26%
2) Какова дальнейшая судьба новогодней елки?
- хранится: 26 % – (искусственная)
- выбрасывается: 59,3 %
- сжигается: 23,7%
- веник в баню: 3%
- не знаю: 14%
3) Можно ли натуральной выброшенной елке подарить вторую жизнь?
Если «да», то каким образом?
- да: 33% (посадить заново, в учебных целях, украшения, посадить в огороде, засушить, мелкие сувениры)
- нет: 34%
- не знаю: 33%
Приложение 3
Книжка – малышка «Елка – домашний лекарь»
Приложение 4
Инструкционная карта.
1. Изготовление веника для бани
2. Фасовка хвои
Приложение 5
Бюллетень «Новогодней елке - вторую жизнь»
Самый волнующий и любимый праздник практически у всех - Новый год. Начиная с 1700 года, по приказу Петра I мы отмечаем его 1 января праздничными гуляниями, шествиями, хороводами. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение. Зеленая лесная красавица, пахнущая хвоей, - это здорово!
Но отшумит праздник, погаснут яркие огни фейерверков и гирлянд, и сотни тысяч ёлок, ещё недавно таких красивых и нарядных, превращаются в самый обыкновенный мусор. А ведь это были молодые 15 – 20-летние деревца, которые могли бы превратиться в могучих лесных великанов.
Утилизируя новогодние ели, сосны, мы можем продолжить дереву жизнь :
1. Хвоя обладает противовоспалительным, противомикробным, потогонным, обезболивающим, желчегонным, мочегонным и противоцинготным действием. Не найдется ни одной таблетки, которая одновременно могла бы произвести такое комплексное лечебное воздействие на наш организм, не дав при этом никаких побочных эффектов.
Применение хвои помогает при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, дистонии сосудов головного мозга, рассеянного склероза, прогрессирующей атрофии мышц, отслоения сетчатки глаза, пиелонефрита, миопатии.
2. Вместо привычного берёзового веника, попробуйте попариться веником из хвои ели. Это эффективное средство оказывает сразу косметическое и лечебное действие на весь организм. Вы получаете сразу и энергичный массаж, и растирание, похлопывание, поколачивание, разминка мышц, а биологически активные вещества, присутствующие в хвое, усиливают это воздействие.
3. Из хвои получают сосновый экстракт, который употребляют для принятия ванн
4. Из измельченной хвои и сбора лекарственных трав можно получить подушку для сна
5. Хвоя или хвойная мука — незаменимые белково-витаминные добавки к корму кроликов с сентября по июнь.
Приложение 6
Памятка «Значение хвойных деревьев в жизни человека»
Велико значение сосны для защиты почвы от эрозии, улучшения климатических условий и водного режима территории.
Она широко применяется при создании полезащитных полос, укреплении подвижных песков, облесении берегов рек и овражно-балочных систем; ее используют для озеленения городов, рабочих поселков.
В сосновых лесах заготавливается большое количество грибов, ягод и очень важного лесохимического сырья — живицы.
Все части дерева сосны, начиная от почек, хвои и кончая пнем и корнями, являются весьма ценным сырьем для деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, лесохимической, медицинской и других отраслей промышлен -ности.
Древесину сосны и ели используют как ценный строительный и поделочный материал.
Лесные насаждения являются одним из главных условий очистки воды и атмосферы, восстановления почвы. Велика роль сосновых лесов, они выполняют водорегулирующую, почвозащитную роль, характеризуются высокими фитонцидными свойствами. С переходом к рыночным отношениям, с изменением форм собственности значительно увеличилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый нарушителями лесного законодательства.
В настоящее время охрана природы должна стать непременной заботой каждого государства и каждого человека.
Повышение экологической грамотности – путь к решению многих экологических проблем.
С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготовляют бумагу.
Велика и многогранна средообразующая роль сосновых лесов. В сосновых лесах создается специфический микроклимат. Летом под пологом древостоя температура воздуха ниже, а зимой, наоборот, выше, чем на открытых участках.
Лес уменьшает силу ветра, задерживает движение пыли.
Сосновые леса, особенно высокой производительности, поставляют в атмосферу огромное количество биологически активного кислорода и поглощают углекислый газ.
Сосновые леса выполняют большую водоохранную и почвозащитную роль.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Консультация «Утилизация хвойных деревьев в других странах»
После Нового года сотни кубометров ценной древесины отправляются на свалку. Без особой жалости люди расстаются с отслужившими елками.
Затем остатки праздничного веселья подбирают машины - мусоровозки и вывозят на свалки. Вот так год за годом тысячи кубометров ценной древесины в России безалаберно превращаются в бесполезный утиль.
А вот европейцы трясутся не только над каждой живой веткой, но и давно нашли применение срубленной хвое. В Швеции, Финляндии и многих других странах не дают пропасть ни одной древесной щепке. Все на счету.
Еловое сырье используется в работе мебельными фабриками и деревоперерабатывающими комбинатами. Хвойные отходы годятся для изготовления косметических препаратов. Из измельченной древесины получается отличное сельскохозяйственное удобрение.
В Вене существуют специальные службы по утилизации использованных елок. Ежедневно и круглосуточно до 11 января можно бесплатно сдать отслужившую красавицу на одну из 414 городских площадок приема. Деревья измельчают и из биомассы делают топливные брикеты.
В Швеции новогодние елки сжигают в небольших городских котельных. И благодаря этой технологии более 13% шведов получают тепло и горячую воду.
По всей Великобритании до 19 января будут работать пункты приема Рождественских елок. Только в Лондоне их несколько десятков.
Активисты движения за переработку мусорных отходов пытаются приучить население к мысли, что елки также нужно сдавать на переработку, как макулатуру или одноразовую посуду. Для тех, кто не успевает привезти ель самостоятельно, предусмотрена абсолютно бесплатная услуга вызова мусорной машины на дом. Ведь елки, выброшенные в мусорник, не попадут на вторичную переработку, а отправятся прямиком на свалку.
Пока что в Лондоне удается собрать и переработать только пятую часть всех новогодних красавиц.
Еловую хвою с удовольствием едят слоны, зубры и другие обитатели зоопарков, еловый лапник прекрасное средство для удержания снега на полях, а из измельченных еловых веток можно изготовить топливные брикеты или использовать их в виде сельскохозяйственного удобрения.
Для восстановления одной вырубленной двухметровой ели нужно не меньше 10 - 15 лет. И во многих лесных хозяйствах Европы на Рождество елки не срубают, а сдают в аренду. После праздников дерево с сохраненной корневой системой вынимают из кадки и снова высаживают в лесу.
Давайте тоже перейдем на многоразовые ели - каждый заведет себе маленькую елочку в горшочке, будет ее любить и лелеять. Тогда и проблемы утилизации внезапно выброшенных после нового года елок возникать не будут.
Полноценный сон – для здоровья полезен он.
Наши бабушки набивали подушки смесью из листьев лавра, лесного ореха, мужского папоротника, цветов бессмертника, сосновой хвои, шишек хмеля, мяты, герани, душицы. Небольшие подушечки, набитые такой смесью, можно разложить в спальне на батареях парового отопления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.
Двигательная деятельность.
Сюжетные физкультурные занятия: «Путешествие к красавице Елке», «Приключения зеленой Елочки». В течение реализации проекта
Занятие из серии «Забочусь о своем здоровье», «Гигиена и дыхание».
Утренняя гимнастика «Я в лес пойду, елочку найду».
Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елка».
Экскурсии в лес (родители)
Физминутка «Ели-ёлки-ёлочки».
Игровая деятельность.
Подвижные игры «Ой кто за Морозом идет», «Елочная карусель», «Отгадай, где елка, где сосна?», «Дед Мороз», «Чудесный мешочек»; «Раз, два, три к ёлочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили», «Мороз»; В течение реализации проекта
Хороводные игры «В лесу родилась елочка», «Маленькой елочке холодно зимой», «Новогодние хороводы вокруг елки», «Рукавичка», «Заморожу».
Дидактические игры «Собери ёлочку», «Сделаем бусы на ёлку»;
Сюжетно-ролевая игра «У нас ёлка»
Дидактическая игра на компьютере «Кто у ёлочки живет» и «Что можно делать в лесу».
Познавательно-исследовательская деятельность.
Беседа с детьми «Ель в жизни человека», В течение реализации проекта
Занятие «Полезные и лечебные свойства ели».
Занятие «Как используют древесину»,
Просмотр мультфильма «У лесной елочки», «Дед Мороз и лето».
Компьютерная дидактическая игра «Кто у ёлочки живёт».
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Ель», чтение М. Пришвина «Старый гриб».
Экспериментальная деятельность.
«Тонет, не тонет» В течение реализации проекта
«Горит, не горит»
«Можно ли есть хвоинки»
«Наблюдение за шишкой»
Рассматривание спила дерева ели.
Художественное творчество.
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Лесная глушь» В течение реализации проекта
изготовление новогодних игрушек «Магазин елочных украшений»
аппликация «Ёлочки»
Работа с родителями.
Консультация в уголке здоровья в группах «Елка - наша целительница» В течение реализации проекта
Стенгазета «Ёлки- дружная семья, не рубите их, друзья!»
Папка-передвижка «Живая анкета дерева»