Татьяна Милякова
Проект «Природа вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Природа вокруг нас»
По доминирующей деятельности: познавательный
По количеству участников: групповой
По характеру контактов: дети старшей группы
Описание проекта :
Проблема: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Публикация «Проект „Природа вокруг нас“» размещена в разделах
Программное содержание:
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта :
• непосредственно образовательная деятельность;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• целевые прогулки и экскурсии;
• экологические акции;
• праздники, развлечения, досуг;
• беседы, ситуативные разговоры;
• дидактические игры.
Актуальность проекта :
Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации.
Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.
Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Задачи проекта :
• Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
• Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
• Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
• Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
• Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
• Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
• Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
• Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
• Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Ожидаемы результаты
У детей:
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3. участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
2.3. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2020 года по май 2021года
1 этап – подготовительно-проектировочный (1-2 недели сентября 2020 года)
2 этап – практический (с 3 недели сентября 2020 года – апрель 2021 года)
3 этап – обобщающе-результативный (май 2021 года)
4 этап – презентация проекта
Этапы Задачи Мероприятия Сроки выполнения
Подготовительно-проектировочный этап Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы Сентябрь 2020г.
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического материла
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;
- оборудование уголка экспериментирования;
- пополнение уголка природы;
- изготовление дидактических игр;
- изготовление фотоальбомов. Сентябрь 2020 – апрель 2021
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования,
Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома Сентябрь 2020
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома. Сентябрь 2020 – апрель 2021
Практический этап Выявить уровень экологической воспитанности детей группы Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы Сентябрь 2020г
Реализация поставленных задач Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников Сентябрь 2020г
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом Сентябрь 2020 – апрель 2021
Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт.
Привлечь социум в работу по реализации проекта Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада» Декабрь 2020г
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием. Сентябрь 2020 – апрель 2021
Привлекать родителей к посадке зеленого корма для попугаев в уголке природы, посадке овощей и цветов на подоконнике Февраль – март 2020
Организация экскурсии в музейно-выставочный центр Февраль 2021
Обобщающе-результативный этап Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы Мониторинг качества экологического образования в группе Май 2021г
Оценка эффективности работы с родителями Анкетирование Май 2021г
Проведение итогового мероприятия: акция «Зеленая Планета» - посадка деревьев на участке группы. Май 2021г
Презентация проекта Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы
Подвести итоги работы на педагогическом совете Оформление проекта
Подготовка презентации на тему «Проект, «Природа вокруг нас» Май 2021
3. Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
• Методический и художественный материал по тематике проекта.
• Мониторинговые мероприятия с детьми, анкетирование родителей.
• Мероприятия по информированию родителей в ходе реализации проекта : папки-передвижки, домашние задания, совместные акции.
Фонд методического кабинета:
• библиотека: методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников; художественное слово по тематике проекта.
• Иллюстративный материал по ознакомлению с природным миром
4. Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника
3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
5. Заключение
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Используемая литература
1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL : https://минобрнауки. рф
2. Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.
3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н. Н. Подьякова, Ф. А. Сохина. М. : Гардарики, 1988