Татьяна Трофименко
Проект «Предметы старины глубокой, или Что мы можем узнать о казачестве в быту»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕЗИСЫ
Чтобы сохранить всё то, что нам досталось от наших предков и передать следующему поколению с целью, чтобы помнили и гордились, чтобы исследовали и имели представление, что родились в великой стране, в могучей державе, с большой историей и огромным наследием.
Именно этому и посвящён исследовательский проект Кирилла Мостовского и Арсения Клёвы – воспитанников группы казачьей направленности МБДОУ детского сада «Родничок» из станицы Новоплатнировской Ленинградского района, Краснодарского края.
Публикация «Проект „Предметы старины глубокой, или Что мы можем узнать о казачестве в быту“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Рассказывая о казачестве, мы говорим об истории, учим видеть и замечать то, что нас окружает, учим видеть мир, учим применять полученные знания на практике.
На нас лежит такая задача, решить под силу только тем, кто проникнут идеями, мыслями детей, чувствами; кто понимает, что «жить в ногу со временем» это не значит, забыть то, что было, забыть историю…это под силу тем, кто может, используя современные технологии окунуться с головой в мир, в котором тебя любят и ждут. Ждут, что завтра будет не так, как вчера, а так, как этого требует время, общество.
И как же воспитать достойного гражданина своего общества, любознательного, интересующегося происхождением тех или иных предметов, как формировать умение сохранить то, что нам досталось от предков, как доказать, что труд облагораживает, а семья – единое целое? На все эти вопросы, как оказалось, можно ответить.
Это и дало толчок к тому, что созрел проект, который поможет дошколятам понять, кто же такие казаки? Чем они занимались? Какой вели образ жизни? Какие предметы старины глубокой нашли свое применение в современном обществе? И почему важно сохранить историю, передать следующему поколению.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 33
станицы Новоплатнировской
муниципального образования Ленинградский район
наименование секции: «ИСТОРИЯ: музееведение»
ПРОЕКТ :
«Предметы старины глубокой или
что мы можем узнать о казачестве в быту»
Авторы проекта :
Мостовской Кирилл Георгиевич
Клёва Арсений Алексеевич,
воспитанники
группы компенсирующей направленности
Научный руководитель:
Трофименко Татьяна Николаевна,
воспитатель
станица Новоплатнировская, 2022г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….….…. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …. …6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. …13
ВЫВОДЫ …14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …. 15
ВВЕДЕНИЕ
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
О старинном нашем крае
Все узнаем и сквозь сердце своим детям донесем!
С появлением в нашем детском саду мини - музея под открытым небом мне и моему другу Арсению стало интересно узнать, а что такое музей? Зачем его сделали наши родители вместе с работниками детского сада? Что за предметы туда постоянно приносят? И для чего нам - дошколятам это нужно?
Разобраться в появившихся вопросах нам помогли взрослые. Вместе с нашим воспитателем - Татьяной Николаевной, моей бабушкой – Еленой Георгиевной и папой Арсения – Алексеем Михайловичем мы разработали целый проект по решению данной проблемы.
Понятно, что ответить сразу на все вопросы – это невозможно, поэтому проект стал долгосрочным, так как мы – дошколята, и, нам надо всё подробно обо всём узнать.
Так как предметов много, а нам мальчишкам очень интересно их назначение, то надо исследовать, найти объяснение: для чего они и из чего они сделаны, какими мастерами? А вдруг, нам когда – либо пригодится!
Итак, придя очередной раз в детский сад, мы попали на экскурсию в мини – музей детского сада. Там столько было всего того, чего от роду ещё не видели: печку, самовары, какие – то мешки из ниток, вязаные коврики, икону, большущие корзины, ухват, кувшины и ещё много чего, что смогли собрать наши взрослые.
Наш воспитатель сообщила, что все эти предметы ушли в историю, так как в современном обществе они практически не используются, что эти предметы относятся к временам казачества на Кубани.
А прогуливаясь по территории детского сада мы заметили,
что колодцы, мельницы, лошадь с телегой, корыто, коромысло сейчас тоже редко где встретишь.
Но, ведь я и мой друг ходим в детский сад казачьей направленности, значит мы – продолжатели того времени, мы – наследники! Значит, мы тем более должны поставить для себя цель, чтобы понять, как эти предметы (а именно музейные экспонаты) использовали в своей жизни казаки. Конечно, не без помощи взрослых, ведь историю надо и читать, а мы ещё не умеем. И это не проблема, а проблема в том, что наше желание обо всем узнать, все исследовать занимает много времени.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
О том, с чего же началась наша история - наша Родина, нам рассказала наш воспитатель – с места, где мы родились – станица Новоплатнировская, Ленинградского района, Краснодарского края.
И вот, чтобы мы отчетливо понимали, кто мы такие, откуда произошли, чем занимались наши предки, чем пользовались в быту, были когда – то придуманы музеи. Отсюда – то мы и узнали, зачем они нужны – чтобы сохранить историю, предметы старины.
Вот в нашем саду и сделали свой маленький музей. Так, наши взрослые, наверное, хотят воспитать в нас уважение к старшим, чтобы мы чтили память, сохраняли то, что остается нам в наследство.
В нашей группе имеется подворье «Пекаря».
Его сделали наши родители совместно с воспитателями в казачьем стиле. На примере русской печки, нам рассказали как она устроена. Что её топят дровами, а на раскаленной печи готовят еду в горшочках, а, чтобы не обжечься, использовали ухват. Одновременно, наш воспитатель закрепила тему безопасного обращения с огнем и горячими предметами. Здесь наш словарь пополнился такими словами как: труба, задвижка, дверка, вьюшка, свод, устье, подпечье, пламя, дрова, полено, топор, пила, корзина для дров, ухват, чугун, керамика, плетень, лоза.
При подготовке к новому учебному году родители смастерили лошадь с телегой. Так мы узнали о гужевом транспорте, используемом не только для перевозки грузов, но и как о средстве обработки земель. Словарь пополнили такими словами, как: телега, воз, копна сена, вилы, коса, колеса, уздечка, подкова, конина, упряжь, грива, хвост, корыто, коромысло, ведра, колодец, ворот, будка (домик). Мы узнали, как люди искали место, где рыть колодец при помощи палочек (в месте, где есть вода прутик изгибается)
Особое внимание мы уделили при знакомстве с мельницей. Мы узнали, что на работу мельницы влияет ветер. Что мельница – объект культурного наследия. словарь обогатили за счет слов: корпус, сруб, венцы, вал, мельничные крылья, лопасти, жерди, жернова, абразивный камень, помол, амбар.
Музейные экспонаты особым образом вызвали интерес: их можно было рассмотреть не только на картинках, но и потрогать, увидеть в работе!
Так, например, от увиденной прялки у нас осталась масса положительных впечатлений. Из этого можно было сделать отдельный проект.
Мы узнали о назначении прялки, её устройстве, о мастерах и их рабатах, пополнили словарь за счет слов: стойки, вращающаяся головка, крючок, катушка, полочка, вал, тормозное устройство.
Нам рассказали о таких мастерах, которые занимались прядением из пряжи, узнали, из чего делали пряжу: шерсти, хлопка, льна, шёлка.
Здесь же и познакомились с ткачеством, развившемся в результате плетения и прядения. И тут, мы имели возможность внимательно рассмотреть работы мастеров, на ощупь почувствовать каждую петельку, каждый стежок.
Соответственно, и здесь мы смогли пополнить словарь такими словами, как, ткань, полотно, пряжа, нить, игла, ножницы, челнок, наперсток, игольница. Закрепили правила при использовании колющих и режущих предметов.
Ну и как не затронуть убранство дома, гостеприимство хозяев, культуру казаков?
Идя по фойе детского сада, мы обратили внимание на то, как прекрасно вписывается в интерьер убранство в казачьем стиле. Ежедневно здесь мы останавливаемся и можем поиграть. Так, например, попить чай с крендельками. Из рассказа воспитателя о гостеприимстве, мы узнали о сервировке стола, выборе скатерти, столовых принадлежностях. Узнали, что центральное место занимал самовар.
В нашем случае он электрический, но все же. Несмотря на то, что электрочайник вытиснил его из обихода, в последнее время мы стали замечать, что человечество возвращается к прошлому культурного наследия. И антиквариат нынче в моде!
В группе мы отдельно решили рассмотреть, как устроен самовар. Узнали, что слово состоит из двух слов «сам» «варит». Узнали принцип работы : в емкость самовара заливается вода, закрывается плотной крышкой (чтобы вода быстро закипела). После того, как самовар закипел, можно готовить чай. Как генерала, в старину самовар ставили в центр стола, относились к нему с уважением. Так мы узнали, что самовар (электрический) состоит из поддона, решетки, стенки, крышки, крана, ручек, колпачка. Поговорили и о безопасном обращении с электрическими предметами, горячими жидкостями, обращении с посудой и умении сервировать стол.
Так, если говорить о том, чем раньше освещали комнату, то в нашем случае есть керосинная лампа.
Название лапмы зависит от того, чем её заправляли.
Так же я привел пример лампы, которую видел дома у бабушки. Ребятам я рассказал, что видел, как однажды в доме ночью не было света, и, бабушка взяла стакан, налила туда растительного масла, накрыла стакан крышкой, проделала в крышке дырку, и поместила один конец фитиля в стакан, а другой аккуратно подожгла зажженной спичкой. Так бабушка показала, чем можно заменить обычную электрическую лампочку. И я это запомнил! А ведь и правда, бывает же, что свет отключается и в доме не всегда найдется заряженный фонарь или восковая свеча.
Рассматривая интерьер, мы с ребятами заметили глиняный сосуд с букетом из пшеничных колосьев. Сразу возник вопрос: что это за сосуд? Кто его сделал и из чего?
Татьяна Николаевна нам рассказала, что этим ремеслом занимаются горшечники или гончары. На гончарном круге из куска рассыпчатой и рыхлой глины замешивают при помощи воды тесто. Придавая нужную форму, добавляют песок- это чтобы при высыхании глина не трескалась, делают такой замес, чтобы он не был сухим, а эластичным. Вращаясь на станке, тесто трется о пальцы гончара и принимает нужную форму. Два дня сохнет на полочке, затем подвергается обжигу на раскаленных углях. После, изделию придают вид, раскрашивая его под народные узоры. Так получается посуда из глины, в которую потом помещают различные жидкости, и, служат эти изделия вечно. В доказательство этого – сосуды, находящиеся в нашем детском саду, которым уже много-много лет.
Особое внимание наш воспитатель уделила «красному» углу в доме.
У нас он представлен ликом святого Николая Чудотворца.
Мы узнали, что так называется этот угол потому, что там помещались иконы, украшенные рушниками. И как бы бедно или богато не жил казак, в любой хате этот угол был. Он считался святым местом в избе и по нему ориентировались по сторонам света, так как его расположение было в восточной стороне.
Перемещаясь в приемную группы, хочу отметить, что своими руками нам удалось совместно с воспитателем и нашими родителями сделать казачий уголок, где мы имеем возможность рассматривать макет «Казачье подворье», отражающий быт казаков.
В нашей группе пополнилась картотека казачьих забав, сказок, пословиц и поговорок.
Добавились некоторыми предметами : кувшин, чаун, деревянные ложки,
самовар.
В свое время мы долго сидели и смотрели, как другие группы выступают в казачьих нарядах.
Как торжественна речь казаков-наставников. Но, вот пришел и наш черед – мы казачата! Сердце гордо и радостно бьется!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Став казачатами, мы обрели огромную возможность познать данную культуру, изучить ее особенности, предметы быта. Выучив заповеди, с уверенностью можем сказать, что мы – дети своих родителей - потомки былых казаков – будем чтить память о том времени, будем уважать старость, чтить старших и не обижать младших и, будем во всем примером.
Несмотря на то, что на многие наши вопросы ответы нашлись, мы продолжаем свой проект, так как узнали, что наш музей не единственный. Впереди у нас посещение музея МАОУ СОШ №11, музея ДК «Кубань», и, если повезет, поедем в Атамань - в музей под открытым небом вместе с родителями. Если повезёт, то откроем новое для себя направление – археология, так как очень много интересного таится в наших недрах. А находками, мы сможем пополнить экспонаты нашего музея (были случаи, когда родители говорили о том, что в своих огородах близ реки Челбасс, они находят то монеты, то керамику, то конину, то подковы. И зачем это выбрасывать, если можно отдать в музей!
Проделанная нами работа доказала, что изучать историческое прошлое на примере культуры и быта казаков это не только интересно, но и познавательно. Мы:
- познакомились с культурой казаков;
- узнали о жилище казака (из чего сделано, что являлось неотъемлемой частью жилища)
-пополнили словарь по теме: русская печь, глиняная посуда, ткачество;
- узнали, как сделать самодельную лампу;
- познакомились с работой мельницы;
- научились искать воду;
- сделали макет «казачье подворье»;
- на игровом участке сделали подворье «пекаря», лошадь с телегой.
Арсений и я уверены, что изучать культурное наследие не только нужно, а важно. Открывать для себя и своих сверстников то, что ушло в лету – есть любовь к Родине. И пусть еще малой, зато какой великой!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинова. О. А. Практическое пособие для педагогов ДОУ «Казачья смелость порушит любую крепость». Приложение к программе «Юные казачата» для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ст. Новоплатнировская, 2019 г., 80с.
2. Зуйченко С. Н., О. А. Блинова, Г. М Попова, Л. Ю. Матвиенко методическое пособие «Казачьему роду нет переводу». Конспекты ООД и бесед для детей старшего дошкольного возраста к программе «Юные казачата», ст. Новоплатнировская, 2019г., 114 цв. с.
3. Коваленко Л. А. Практическое пособие для педагогов ДОУ «Весёлые привалы, где казаки запевалы». Приложение к программе «Юные казачата» для детей в возрасте от 5 до 7 лет. 2019г., 98с
4. Легких Н. П., Макарова В. А., Йощенко В. О. «Дошкольное образование Краснодарского края: проблемы и перспективы» Издательство «Мир Кубани» 2007г.
5. Маркова В. А., Данилина Л. М. Прасолова З. Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2007г.
6. Маслов Л. В. «Кубанская старина» Издательство «Перспективы образования» 2008г.
7. Матвиенко Л. Ю., Белова А. А. Практическое пособие «Куклы кубанских казачат». МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №33 ст. Новоплатнировской, 2020г.
8. Мирук М. В, Науменко Т. А. «Введение в историю Кубани: пособие для учащихся начальной школы» Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2005.
9. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : «Линнка-Пресс», 2008.
10. Терновая Е. А., Зуйченко С. Н., Блинова О. А. Авторская программа «Юные казачата». Для детей в возрасте от 5 до 7 лет. МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №33., 2015г. 24стр.
11. ХлоповаТ. П., Легких Н. П. Гусарова И. Н. «Ты, Кубань, ты наша Родина». Издательство «Мир Кубани» 2004г.
12. «Дошкольное воспитание»» № 5-6 –1992. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
13. «Дошкольное воспитание» № 12 – 2001. «Родной свой край, люби и знай!» – перспективное планирование в средней, старшей, подготовительной группах.
14. https://dob.1september.ru : Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в ДОУ