Голик Оксана
Проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Познаем мир, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Познаём мир, играя»
(по сенсорному развитию с детьми младшего дошкольного возраста)
1 этап. Подготовительный
Вид проекта :
Долгосрочный (1 октября 2021 – 1 июня 2022г, сенсорное развитие.
Участники проекта : Дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста „Познаем мир, играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта : Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.
Задачи проекта :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и интернет-ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно-пространственной среды.
3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков.
7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Актуальность проекта :
Проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности. Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.
Проблема: у детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.
Гипотеза проекта :
Если в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе, подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в педагогический процесс, то у детей в ходе реализации проекта появится сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов.
Предполагаемый результат:
Предполагаемый результат от работы с детьми:
-формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста;
-дети познакомятся с эталонами цвета;
-дети научатся играть в дидактические игры;
-после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
Предполагаемый результат от работы с родителями:
-формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребенка раннего возраста;
-родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;
-родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
2 этап. Аналитический.
Перспективный план работы с детьми 1 младшей группы.
Месяц Работа воспитателя Работа с детьми
(игры и упражнения) Работа с родителями
Октябрь
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию на закрепление понятия величины. 1. «Закрой окошки в домике»
Задачи: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.
2. «Найди такой же листочек», «Цветные кубики», «Разноцветные палочки», «Две коробки»
Задачи: познакомить детей с желтым цветом.
Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.
3. «Большая и маленькая собачка», «Большие и маленькие кубики», «Веселые матрешки»
Задачи: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.
4. «Угадай друзей на ощупь»
Задачи: развивать у малышей тактильную память.
5. «Бусы»
Задачи: учить нанизывать мелкие предметы на шнур.
Консультации: «Возрастные особенности детей 2-3лет»
Консультации: «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать»
Ноябрь
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию на закрепление понятия формы.
1. «Поезд»
Задачи: формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько предметов.
2. «Петрушкины карандаши», «Разложи по коробочкам», «Четвертый лишний»
Задачи: познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».
3. «Нарядим кукол»
Задачи: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.
4. «Матрешки в гости к нам спешат»
Задачи: познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме.
5.«Вкладыши»
Задачи: учить правильно раскладывать вкладыши из 2-3 предметов.
6.«Игры с бельевыми прищепками».
Задачи: - учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных цветов.
Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста»
Домашние задания для родителей и детей :
«Игры с предметами домашнего обихода, для развития мелкой моторики рук»
Декабрь
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию на закрепление понятия
цвета.
1. Выкладывание цветной мозаики. «Курочка и цыплята», «Разноцветные палочки». Задачи: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. 2. «Оденем кукол», «Веселые матрешки». Задачи: познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. 3. «Найди пару», «Найди такую же фигуру», «Разложи фигуры по местам», «Найди лишнюю фигурку». Задачи: закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их. 4. «Подбери ёлку». Задачи: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше-ниже». 5.«Вкладыши» Задачи: учить правильно раскладывать вкладыши из 2-3 предметов.
Консультации для родителей:
«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста»,
Участие родителей в изготовлении дидактических игр.
Январь Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию на
развитие тактильных и вкусовых ощущений.
1. «Круглое не круглое» Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг. 2. «Овощной магазин» Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину. 3. «Разноцветные ленточки» Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. 4. «Шнуровки» Задачи: учить шнуровке. Консультации для родителей:
«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
Совместное изготовление пособий.
Февраль
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
1. «Разноцветные полянки»
Задачи: закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.
2. «Чего не хватает?»
Задачи: развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.
3. «Выкладывание из мозаики предметов по заданию воспитателя»
Задачи: обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
4. «Веселые матрешки»
Задачи: продолжать учить различать и сравнивать предметы по величине, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур.
5. «Пирамидка из 6-8 колец»
Консультации для родителей:
«Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста».
Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Март
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по развитию внимания и памяти.
1. «Сложи картинку», «Пазлы»
Задачи: Учить детей собирать разрезную картинку из 4 частей.
2. Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята», «Сортировка»
Задачи: Формировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
3. «Поручения»
Задачи: Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их основные качества (цвет, размер) ; развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.
4. «Сделай узор»
Задачи: учить выкладывать орнамент из зеленых геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы.
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
Семейный клуб «Волшебный мир красок»
«Играем вместе с детьми».
Апрель
Создание
картотеки дидактических игр на развитие слухового восприятия
Приобретение «звучащих игрушек» для сенсорного центра.
1.«Сделаем куклам бусы». Задачи: закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. 2.«Почини одежду зайчатам». Задачи: закрепить умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику рук. 3. «Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу». Задачи: развивать у детей мелкую моторику рук. 4. «Полянка». Задачи: учить детей группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет, такой, не такой, разные».
Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Изготовление игрушек родителями по сенсорному развитию детей из различных материалов.
Май
Создание
Картотеки дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.
Пополнение предметно-развивающей среды для сенсорного развития.
1. «Чудесный мешочек».
Задачи: учить подбирать форму и величину по принципу «такой – не такой»; находить предметы по образцу.
2. «Поможем зайке разложить игрушки».
Задачи: закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.
3. «Ткани».
Задачи: развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.
4. «Найди окошко для фигурки».
Задачи: учить детей соотносить форму детали с формой отверстия.
5. «Что лежит в мешочке?»
Задачи: закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.
Выставка игр по сенсорному развитию.
Анкетирование:
«Мнение родителей о том, как повысилось сенсорное развитие детей».
Информирование родителей о результатах реализации проекта.
3этап. Организационный
Теоретическая часть:
1. Изучение специализированной литературы.
2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме
Практическая часть: Составление картотек игр и пособий: на закрепление понятий: величина, цвет, форма; на развитие тактильных и вкусовых ощущений; по развитию мелкой моторики; по развитию внимания и памяти; на развитие слухового восприятия; по формированию элементарных математических представлений. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, демонстрационным материалом. Приобретение «звучащих игрушек» для сенсорного центра.
4 этап. Завершающий
Оформление опыта работы:
Систематизация теоретического и практического материала. Составление приложения в форме фотоматериалов.
5 этап Презентационный
1. Отчет о проделанной работе:
Творческий отчет с презентацией.
Диагностика: Диагностика сенсорного развития (методика Л. А. Венгера, методика Стребелевой Е. А.)
Список литературы:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.
5. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
6. Проект по сенсорному развитию детей. Рябцева Евгения Леонидовна.
7. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб. : Заневская площадь, 2014.
Приложение 1
Методики диагностики уровня развития сенсорного опыта детей раннего возраста
1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй - треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 - похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др., 8 - похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др., 8 - похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребё нка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат, а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника, на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы, и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».
Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.
Оценка действий ребё нка: понимание и принятие задания; способы выполнения - умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.
3 балла - ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4 балла - ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.
2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.
Оборудование: четырёхсоставная матрёшка
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребё нка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребё нка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл - ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла - ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла - ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.
3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей, (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребё нку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребё нка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла - ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.
Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.
Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.
Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.
Оценка действий ребё нка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.
5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.
Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».
Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл - ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла - ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла - ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
Приложение 2
Анкета для родителей
Тема: «Сенсорное воспитание детей»
Уважаемые родители!
Цель данной анкеты – выяснить заинтересованность и информированность родителей в вопросах сенсорного развития ребенка. Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом сенсорного развития ребенка. Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его:
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие ребенка?
Да
Нет
Не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте :
Считаю нужным
Не считаю нужным
Затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :
Да
Нет
Не знаю.
4. Как Вы оцениваете уровень развития у Вашего ребенка всех видов восприятия:
Высокий
Средний
Низкий.
5. Есть ли у Вас дома игры по сенсорному воспитанию :
Да
Нет
Не знаю.
6. Как часто Вы занимаетесь ими с ребенком:
Ежедневно
2-3 раза в неделю
Не занимаюсь совсем.
7. В какую игру по сенсорному развитию чаще всего Ваш ребенок играет дома?___
8. Требуется ли Вам помощь по проблеме сенсорного воспитания Вашего ребенка?___
Спасибо за сотрудничество!