Брыжникова Наталья Владимировна
Проект «Потешки-помощники»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3
Артёмовского городского округа
Автор проекта : Брыжникова Н. В.
Артём
2019 г
Паспорт проекта
«Потешки-помощники»
Вид проекта : краткосрочный, исследовательский.
Срок реализации: 1 месяц.
Участники проекта : воспитанники, родители.
Целевая аудитория: дети 1,5-2 лет
Автор проекта : воспитатель Брыжникова Н. В.
Структура проекта
Актуальность:
Публикация «Проект „Потешки-помощники“» размещена в разделах
В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому, подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.
Проблема:
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходят потешки. Многие из них кажутся родителям бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.
Цель проекта :
Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно – гигиеническими навыками.
Задачи:
1. Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь, мелкую моторику;
3. Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком.
4. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи.
Предполагаемый результат:
Дети адаптируются к условиям детского сада; обучатся первоначальным навыкам самообслуживания и гигиены; будут осуществлять самостоятельный перенос действий, ситуаций в игры и в повседневную деятельность.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Сбор информации.
• Подбор иллюстративного материала.
• Подбор фольклорных произведений.
• Подбор аудио, видео материалов для просмотра.
• Создание уголка по проблеме проекта.
• Диагностические исследования (анкетирование родителей)
• Разработать консультации для родителей.
• Составление плана работы по проекту :
1. Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, игры.
2. Изготовление альбома «Любимые потешки».
3. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
4. Диагностика.
5. Презентация проекта, изготовление папки-передвижки.
2 этап. Практический
Работа с детьми
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Способствовать расширению запаса понимаемых слов в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Беседы по содержанию потешек.
Конструирование: «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать речевое общение. Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек : «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь. '»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Спрячем божью коровку в траве», «Идет дождь», «Петушок» (ладошкой).
Лепка: «Испечем оладушки», «Угощение для котика», «Заборчик у домика Петушка», «Угостим Петушка горохом», «Дождик».
Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом».
Песни: «Серенькая кошечка», «Заболел наш Петушок», «Жили у бабуси два веселых гуся».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Учить детей выражать доброжелательное отношение к сверстникам. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Чей домик», «Кто в домике живет «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла идет на прогулку», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати»,
Подв. игры: «Солнышко и дождик», «Шла коза по лесу», «Идет дождик», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».
Обыгрывание потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Катание на санках», «Калачи из печи», «Волшебная дудочка», «Водичка, умой мое личико».
Работа с родителями:
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Помощь в оформлении альбома «Любимые потешки».
4. Помощь в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению с потешками.
5. Организация выставок творческих работ.
Заключительный этап
1. Занятие-развлечение «В гости к бабушке Арине»
2. Папка-передвижка «Потешки-помощники»
3. Презентация по проекту
Вывод:
Результатом проекта являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка. Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Используемая литература
1. Ветрова В. «Ладушки, ладушки…»
2. Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
3. Гербова «Занятия по развитию речи».
4. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».
5. Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».
6. Сборник «Первые шаги».
7. «Дошкольное воспитание» №5- 1995 г., №4-2004.
8. Художественная литература: русские народные потешки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «В ГОСТИ К БАБУШКЕ АРИНЕ»
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
2. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, делать элементарные выводы и умозаключения.
3. Учить передавать характерные черты героев потешек с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли.
4. Воспитывать умение действовать согласованно с другими участниками театрализации.
Материал:
дорожка, домик-модуль, кошка игрушка, птичка, красивый платок, курочка, чайник игрушечный, самовар, пироги (настоящие для угощения).
Ход занятия
Воспитатель в группе беседует с детьми.
Воспитатель. Ой, ребятушки, мои детушки. Нынче день у нас особенный, развеселый. Бабушка Арина нас в гости к себе звала-приглашала. Хотите пойти в гости?
Ответы детей.
Воспитатель. Да и как не пойти-то? Бабушка добрая, любит внучат и встречает так весело, так приветливо.
Дети входят в зал.
Воспитатель. Чтобы пройти к бабушкиному дому, мы пройдем вот по этой тропиночке.
Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки,
Пройдут по дорожкам,
Топнут, топнут ножками.
Топ! Топ! Той!
Дети с воспитателем идут дробным шагам Подходят к дому.
Воспитатель. А вот и бабушкин дом. Ждет, наверно, нас бабушка. Сейчас постучу.
Стучит.
Бабушка. Кто там? Иду-иду. Здравствуйте мои внучатки дорогие. В гости ко мне пришли. Всех я вас жду, всех помню.
И Ниночка пришла. Наша Ниночка в саду
Что оладушек в меду Что оладушек в меду
Сладко яблочко в саду. И Сережа здесь.
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Сережа хороший! Сережа пригожий!
И Вика пришла. Наша Вика умница
Умница-разумница, Про то знает вся улица.
Кот да кошка, Мой друг Ермошка, Да я немножко.
Бабушка. Как я вам всем рада. Ждала вас всех в гости. А знаете, кто мне скучать не давал? Мой кот Васька ходил рядышком, да песенки пел. Хотите на моего кота посмотреть? Позовите его.
Дети зовут: «Кис-кис-кис!»
Бабушка. Вот и мой Васька. Какой он?
Дети: пушистый красивый.
Бабушка. Так и хочется его погладить.
Дети гладят кота.
Бабушка. Кот мой непростой, а ученый. Он любит, когда про него стихи, да потешки рассказывают.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые. и т. д.
Бабушка. А хотите поиграть с моим котом?
Русская народная игра «Чижик».
Чижик в клетке сидел
Чижик в клетке громко пел
Дети: Чу-чу-чу я на волю улечу.
Кот ловит детей.
Бабушка. Выносит курочку.
Курочка моя, умница моя
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко,
Умница моя.
Давайте для нее споем песенку «Вышла курочка гулять».
Исполняют песню.
Бабушка. Молодцы!
Воспитатель. А какой у бабушки красивый платок.
Рассматривают.
Бабушка. А вы хотите поиграть с моим платком?
Рус. нар. игра «Ай тюшки!»
Ай тюшки, тюшки, тюшки.
Вырастали лопушки.
Лопушки рвали-брали
С ними весело играли. Ух!
Бабушка. Ловкие у меня внучата.
Я с вами поиграла и сама моложе стала. Все сюда вы выходите и со мною попляшите!
Под рус. нар музыку дети пляшут.
Бабушка. Устала, уморилась, но все равно, как хорошо с вами, внучатами. А вам понравилось у меня? Придете ко мне еще в гости?
Над селом дымки плывут
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Сладким чаем угощайтесь.
Чай, чай, этот чай, заварили сами
Чай, чай, бабушкин чай, пьем мы с пирогами.
Ах! В тереме расписном я живу
К себе в избу всех гостей приглашу.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания мои милые внучатки!