Мусаева Анастасия
Детская исследовательская работа «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «ДМИТРОВСКИЙ»
Покормите птиц зимой
Выполнили учащиеся группы развития 3
Руководитель:
Меднова А. В
Дмитров
2024 г.
Оглавление
Введение. 3. Актуальность. 4.
Цель. 4.
Задачи и практическая значимость. 5.
Ожидаемые результаты. 6.
Этапы. 6.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Исследовательская деятельность
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Темочки
План. 7.
Методы и приемы….…9.
Этапы реализации….…9.
Реализация проекта…. 12.
Заключение…. 13.
Теоретические основы….14.
Список литературы. 16.
Введение:
Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.
Если мы, школьники, поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение.
Актуальность
Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
В совместной работе с педагога и детей мы должны создать условия для общения детей с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта:
Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Задачи проекта:
-расширить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
-организовать регулярную подкормку птиц.
- сделать анализ и обобщить результат.
Практическая значимость проекта
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.
Дети получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в станице и её окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение.
После завершения проекта дети смогут:
-закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;
-научатся различать птиц по внешнему виду;
-смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;
-у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.
Ожидаемый результат:
-дети, имеющий представление о зимующих птицах; умеющий совместно с родителями изготовить кормушку; знающий каким кормом и как подкармливать птиц; зимой регулярно подкармливающий птиц; умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность и делать выводы.
Участники проекта: дети группы развития 3, воспитатель, учитель-дефектолог.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
Срок проведения - декабрь
- Основной (практический) этап.
Срок проведения – январь.
- Заключительный этап.
Срок проведения - февраль- март
План реализации проекта
-Наблюдение за зимующими птицами; фотографирование и рассматривание иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.
-Чтение сказок и рассказов о жизни птиц.
-Составление связанного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также проба самим написать мини-рассказы о птицах.
-Установка кормушек
-Аппликация «Снегири»
-Просмотр документальных видеофильмов о зимующих и перелетных птицах нашего края.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
-Как тебе живется, птица?
Проблемные вопросы
-Остаются ли птицы зимовать?
-Будут ли птицы пользоваться помощью человека?
Развивающие вопросы
-Чем птицы питаются, если нет кормушек?
-Из чего можно сделать кормушку?
-Как правильно наблюдать за птицами у кормушки?
-Зависит ли внешний вид птицы (клюв, лапы) от способа питания?
-Почему снегирь и синица зимой прилетают ближе к жилью человека?
-Какие птицы зимуют в нашей местности?
Методы и приё мы:
1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. прогулки;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Этапы работы :
1. Теоретический
Задачи:
-расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях города, о приспособленности, особенностях их поведения и питания
-обсуждение цели и задач с детьми
-создание необходимых условий для реализации проекта.
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Водоёмы покрыты льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам. Многие птички погибают.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса.
Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Вывод: зимующим птицам нужно помогать.
2. Практический.
Проведение природоохранной акции:
- размещение кормушек;
- уход за кормушками;
- заготовка корма для птиц;
- подкормка и наблюдение за птицами
- тематические выставки (выставка книг);
- выставка детских работ (рисунки; аппликации; рисунки-раскраски с фигурки птиц, сделанных из пластилина, поделки)
Развитие речи:
- составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также проба самим написать мини-рассказы о птицах;
Ознакомление с художественной литературой:
- В. Бианки «Сова», И. Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.
Дидактические игры:
- «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».
3. Зключительный этап.
- Обработка результатов по реализации проекта;
- Презентация проекта;
- Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»;
- Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось с тем, что было задумано;
- Оценка воспитанниками, педагогом своего участия в проекте;
- Оценить пользы проведенного творческого дела (наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам).
Реализация проекта
Проект "Зимующие птицы" был начат нами в январе. Во время прогулок, наблюдая за птицами, ребята группы развития 3 отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили: птицам надо помогать!
В группе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.
Для того чтобы успешно реализовать проект, нами было принято решение собрать в группе библиотечку познавательной и художественной литературы. Дети в группе под руководством учителя и самостоятельно изучали эту литературу. Дома с родителями ребята изучали информацию в интернете о птицах, населяющий нашу местность, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и воспитанников, способствовала организации природоохранной деятельности. Дети с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи, сказки и рассказы.
В непосредственно период образовательной деятельности с детьми проводятся занятия по познавательному развитию «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?», «Где зимуют птицы?», на которых дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни. С детьми организованы беседы, в ходе которых ученики систематизируют знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждаем, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.
Чтобы поддержать интерес ребят к теме «Птицы» и закрепить их знания, оформлены дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу" и др. В играх дети систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.
Так же на протяжении проекта велась и работа с родителями,для них были проведены и оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц.»
Во время уроков мы с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. Совместно с учениками решили закрепить кормушки на окне нашего класса, для того чтобы мы смогли наблюдать за птицами и во время перемен и свободной деятельности.
В ходе реализации проекта появились активные участники, которые приносили различный корм и с удовольствием кормили птиц.
Заключение
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у моих учеников группы развития 3 успешно формируется гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта ученики не только расширяют и систематизируют свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнают, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также учатся организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда.
Так как это становится для них важным они уже не останавливаются на достигнутом, а определяют перспективы: птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку птиц мы будем продолжать до тех пор, пока не появятся насекомые.
Теоретические основы проекта
По нашим наблюдениям, зимой можно увидеть следующих птиц : голубя, воробья, ворону, синицу … .
Мы составили таблицу местообитания, питания и хозяйственного значения этих птиц.
Место обитания, зимовка Питание Значение
ГОЛУБЬ
Обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Питается семенами растений, зерновыми культурами Благодаря скорости и способности к ориентации, одомашненные голуби издавна использовались как средство связи; уничтожают также семена сорных трав.
ВОРОБЕЙ
Обычно в городах и поселках. Птица оседлая, но чувствительная к холоду (зимует обычно в теплых спальных гнездах) Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми. Несмотря на то, что домовые воробьи могут причинять урон посевам сельскохозяйственных культур, в гнездовой период они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых для кормления птенцов.
СИНИЦА
Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая птица. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони. Уничтожает множество вредных насекомых.
ВОРОНА
Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу или в города, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках. Всеядна. В большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя — вредителя озимых посевов.
В подкормке особенно нуждаются синицы, воробьи, голуби.
Литература
1. М. К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2008г.
2. Материалы газеты «1000 советов».
3. В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.
4. Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.
5. Материалы журналов: «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
6. Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.
7. Анашкина Е. Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль : Академия развития, 2004
8. Амченков Ю. А. Великолепная энциклопедия животных / Ю. А. Амченков// ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008 – 256 с.
9. Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. поведение животных. М. : ООО «Мир книги», 2002. – 192 с.