Папки-передвижки

Проект «Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия»

Светлана Чижова
Проект «Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»

Учебный исследовательский проект.

Тема: «Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия.

Истоки русской письменности».

Оглавление

1. Введение ---стр. 4-5

Цели и задачи работы.

Обоснование актуальности исследования.

Обоснование практической значимости работы.

2. Методика исследования ---стр. 6

Описание методики исследования.

3. Основная часть исследовательской работы ---стр. 7-19

Теоретическая база исследования.

Практическое исследование.

4. Результаты исследования---стр. 21

Публикация «Проект „Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия“» размещена в разделах

Численные и фактические данные.

Анализ результатов обработки данных, полученных в ходе исследования.

5. Выводы---стр. 16

Краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.

Объяснение полученных данных.

6. Заключение---стр. 21

Общий обзор поставленной проблемы.

Перспективы решения проблемы после проведённого исследования.

7. Список использованной литературы ---стр. 22

Глава I. Введение.

(Цели и задачи работы. Обоснование актуальности исследования. Обоснование практической значимости работы.)

Есть в нашем лицее кабинет, имеющий особое название: кабинет русской словесности и православной культуры. На самом видном месте, на центральной стене, икона святых Кирилла и Мефодия - просветителей славян. Рядом с иконой стенд, на котором изображены буквы церковнославянской азбуки. Святые Кирилл и Мефодий и являются её составителями.

За какие великие труды учёные монахи – братья были причислены к лику святых? Что сделано великими просветителями для основания и развития христианской культуры южнослявянских народов – болгар и сербов и для восточных славян - русских?

Вопросы эти очень актуальны для нашего времени.

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами:

• Современный русский язык теряет свою самобытность из-за обилия заимствований, насильственно врывающихся в письменную и особенно устную речь. Стремительное развитие информационных технологий приводит к очень быстрому разрушению произносительных и письменных норм.

Вместе с иностранными словами приходит и чужой образ мыслей. И тогда выразительность и точность русского слова, образа мешает, заставляет напрягать воображение, анализировать, сравнивать, обобщать. Осуществлять это при неразвитости способностей старших подростков очень сложно, почти невозможно.

• Современный русский язык упрощается, теряет выразительность, уникальность и оригинальность; из русской речи постепенно уходят лирические эпитеты, описательные обороты, образные выражения, слова, употреблённые в переносном значении. Даже метафоры в речи сегодня не воспринимаются, требуют пояснений. Крылатые слова и выражения почти не используются. Родной язык становится чужим. Русская классическая литература – почти иностранной.

• Современный русский язык загрязняется, наполняется бесчисленным количеством жаргонизмов и вульгаризмов. Дети и молодёжь разучились формулировать мысли на благозвучном, прекрасном родном языке. Слово перестаёт нести в себе тот нравственный смысл, который был заложен в него изначально. Наступило время забвения родного русского языка и родной русской культуры, пренебрежительного к ним отношения, времени загрязнения языка не только иноязычными словами сомнительного происхождения, но и стыдными, скверными словами.

Я считаю, что язык – это душа народа, его культура, его славные традиции и обычаи, его жизнь. Язык славянских народов одухотворён Духом Святым. Именно таким создавали его святые Кирилл и Мефодий. Поэтому в исследовании мне необходимо показать на примере жизни и деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в чём заключался их личный подвиг, равный подвигу апостолов – учеников Христа. Это и будет целью исследования.

Задумаемся: по – прежнему ли сегодня равноапостольные Кирилл и Мефодий являются для нас примером для подражания? Готовы ли мы сегодня, как они, посвятить свою жизнь тому, чтобы к родному языку относились с должным уважением и почтением? Стараемся ли, как они, с самого детства обретать высшие христианские добродетели – смирение, стойкость и терпение, чтобы защищать христианский образ жизни и образ мыслей, веру предков?

Задачи исследования:

1) обосновать через внимательное рассмотрение жизни и деятельности великих святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возможность формирования личности, готовой на самопожертвование, даже при самых неблагоприятных для неё внешних исторических условиях;

2) рассмотреть, какие именно качества характера святых Кирилла и Мефодия позволили им стать истинными миссионерами, первоучителями славян.

Практическая значимость исследовательской работы такова: рекомендовать материалы исследования для включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Людмилы Леонидовны Шевченко, а также для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян». Проект может разрабатываться совместно учителями и учениками – исследователями в образовательных учреждениях города и района.

Глава III. Основная часть исследовательской работы.

Теоретической базой исследования является научное обоснование возможности использования православной христианской традиции в духовно - нравственном воспитании подростков в современных условиях. Была прослежена преемственность в традиции духовно — нравственного воспитания подростков на примере жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия, начиная с их отроческих лет. Выяснено, что самым главным качеством личности будущих великих просветителей в эти годы было послушание воле Божией.

Братья происходили из знатной греческой фамилии. Отец их был знатный вельможа в городе Солуни, главного города Македонии, входившей в состав Византийской империи. Братья отличались добрым нравом, дружелюбием, уважительным отношением к славянам, которых в то время проживало много в Македонии.

В ту далёкую пору южные, восточные и западные славяне легко понимали друг друга, их языки различались не более, чем теперь различаются диалекты русского языка.

Константин (впоследствии, после крещения Кирилл) и Мефодий с детства знали славянский язык.

Братья получили прекрасное образование. Кирилл даже воспитывался при дворе вместе с молодым императором Михаилом.

В раннем детстве Кирилл получил откровение от Бога об особенном его призвании, вместе с братом принял монашество.

Именно братьям Кириллу и Мефодию византийский император Михаил поручает просвещение славян. Ранее славяне обратились к императору за помощью: «Земля наша крещена, но нет у нас учителей, которые бы наставили, и поучили нас, и объяснили святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. Пошли нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».

Вызвал к себе император Михаил двух ученых братьев — Константина Философа (в крещении Кирилла) и Мефодия. «И уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку».

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Что прежде всего обращает на себя внимание? Что является причиной создания первосвятителями письменности именно для славян?

• Первая и главная причина - желание самих славян через духовные книги утвердить православную веру.

• Вторая, не менее важная причина – желание славян сохранить свой язык, свою устную речь, особенности своей родной культуры, при этом обогатив и преобразив её культурой христианской.

• И третья причина – особое, трогательное, проникновенное, заботливое отношение учёных монахов Кирилла и Мефодия к славянам - народу, находящемуся на заре своего духовного развития.

«Философ, — обращался к святому Кириллу византийский царь Михаил, —

знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты».

Отвечал Философ: «Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде».

Говорил ему снова царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим».

Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву с иными помощниками. И вскоре открыл ему Бог, что внимает молитвам рабов Своих».

Создание святым равноапостольным Кириллом славянской азбуки было великим чудом и откровением Божиим. Открыто это чудо ему было потому, что отличался он великим христианским подвижничеством – желанием утвердить в славянах христианскую веру.

Кирилл желал предоставить славянам возможность слышать Евангелие на их родном языке. Он составил азбуку, которая смогла передать все звуки славянской речи. Образцом начертания стали буквы греческие, а те славянские звуки, которых не было в греческом языке, он заимствовал из армянской, еврейской и коптской азбук. Так получилась славянская азбука, в которой было 38 букв. Кирилл начал переводить на славянский язык Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

После изобретения азбуки Кирилл и Мефодий начали учить ей славян, и в течение четырёх с половиной лет трудились над переводом на славянский язык тех книг Священного Писания, которые были необходимы для богослужения (в Библию входит 66 книг).

«И рады были славяне, - пишет летописец,- так как они слышали величие Божие на своём языке».

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках».

Много гонений претерпели святые братья, распространяя славянский язык. Это был настоящий подвиг просветительства.

Чтобы защитить славянские письмена, братья Кирилл и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания: «Пусть восхвалят Бога все народы!» Пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке». Так он утвердил Богослужение на славянском языке…

Так трудами святых Кирилла и Мефодия, благодаря их мужеству и самопожертвованию были просвещены знанием Закона Божиего славянские народы. Христианская вера дошла и до земель наших предков.

Вот какое завещание оставил Мефодию старший его брат Кирилл, находясь на смертном одре: «Я был с тобою, как пара волов, возделывающих одну Ниву. И вот я падаю на борозде, окончив день свой, а ты не оставляй просвещение славян».

Какие знаменательные слова – «Нива просвещения»! На ниве просвещения отдал свою жизнь святой Кирилл – Философ. На Ниве просвещения продолжал дело брата святой Мефодий, выходя на проповедь Слова Божия.

Перевод Священного Писания трудами святых Кирилла и Мефодия стал достоянием всех славянских народов на Балканах, в Моравии, в Болгарии, на Руси.

Какова роль и значимость просветительской деятельности первосвятителей для Руси, ставшей впоследствии называться Святою?

За сто лет до Крещения Руси святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку!

В конце X века, в 988 году, при великом князе Владимире, прославленном впоследствии как равный апостолам по своему христианскому подвигу, Русь была крещена прибывшими из Византии греческими священниками. С этого времени появились на Руси драгоценные рукописные (ведь тогда не было книгопечатания) книги, в которых излагалось христианское учение. Написать эти книги русичи смогли на почти родном для них славянском языке.

Древнейший почерк рукописных книг (Устав)

И снова задумаемся: книжная грамотность пришла на нашу землю более тысячи лет назад! К книге на Руси относились с великим почтением: ведь она была для христиан хранилищем самого главного – Слова Божиего. Это были: Евангелие, Псалтырь. Скоро появились летописи, жития святых. Значение буквичных имён церковнославянской азбуки объясняет этимология, раздел языкознания, изучающий происхождение слов, имя (имяслов) буквы. После принятия Русью христианства стала развиваться письменность. В христианском понимании просвещённым человека делало знание Закона Божиего.

Буква была маленьким отображением мира Божиего.

Имяслов церковнославянских буквиц был связан с её символами – графическим изображением. Имя и знак церковнославянской буквы раскрывали её духовный смысл.

Аз – первая буква церковнославянской азбуки. В Священном Писании так называет Себя Бог. Эта буква говорит и о человеке. В Священном Писании рассказано, что Бог сотворил первого человека по Своему образу и подобию.

Буки – вторая буква славянской азбуки. Она олицетворяет собой второе место в мире, которое отдано природе (ведь на первом месте Аз – начало всех начал, Солнце правды и извечный свет – основа мира). Древнерусский художник изображал причудливый орнамент, напоминающий травы, деревья, крылья птиц, в который вплетена человеческая фигура. Человек как бы сдерживает движение природы, напоминая, что весь видимый мир – создание Великого Творца.

Древнерусские рукописные книги, писанные с XI по XVI века, отличаются красотой отчётливостью начертания букв. Древние писцы пером и кистью разрисовывали начальные буквы (буквицы) и заглавия книг, украшали их узорными орнаментами с изображением растений, животных, птиц, цветов. Когда древнерусский художник вычерчивал и раскрашивал буквы, он отражал в них важный духовный смысл. Если внимательно присмотреться, можно заметить, что в основе изображения славянских букв имеются треугольник (символ Святой Троицы, крест (символ Крестных мук Спасителя, круг (символ Царствия Божиего) :

Д – добро,

Ь – ять,

О – он.

Исследователи церковнославянского языка считают, что красивое начертание буквы

«Ж» - живете -

в древнерусских рукописных книгах рисовалось, как символ жизни. Ей нет подобия ни в одном алфавите мира. На рисунке стержень буквы похож на человека, сплетённого с древом жизни. Древо жизни как бы врастает в сердце человека. Ведь сердце – центр его жизни. Всё доброе в человеке исходит из его сердца. Но и зло может исходить из сердца человека, если он не будет бороться со своими недостатками (страстями).

Имяслов буквы

«М» - мыслете –

значит: «мыслите», рассуждайте», «думайте», «вразумляйтесь». Название обращает нас к слову «мысль». Художник изобразил двух рыбаков, несущих богатый улов: они уловили мысль, слово. Это напоминание о тех простых рыбаках, которые слушали слово Божие, последовали за Иисусом Христом и стали Его учениками.

Рцы – название буквы совпадает с глаголом «ректи» (говорить) в повелительном наклонении: рцы – говори! Художник изобразил человека, трубящего в рог, в руках у него жезл премудрости и просвещения). Мы видим пророка, который возвещает премудрое Слово Божие.

Премудрое Слово Божие было возвещено славянским народам великими трудами первоучителей Кирилл и Мефодия.

За великие труды по просвещению славян Церковь причислила братьев – первоучителей Кирилла и Мефодия к лику святых и назвала их равноапостольными.

Данные материалы были изучены в процессе теоретического исследования.

Выводы, сделанные на основании теоретического исследования:

1) была обоснована через внимательное рассмотрение жизни и деятельности великих святых возможность формирования личности, готовой на самопожертвование, даже при самых неблагоприятных для неё внешних исторических условиях;

2) было определено, какие именно качества характера святых Кирилла и Мефодия позволили им стать истинными миссионерами, первоучителями, просветителями славян.

Нашими предками была создана азбучная молитва.

Это свидетельствует о том, что книга, письмо, буква были для древнерусского человека не только дороги, но и святы!

Результаты исследования (численные и фактические данные).

В результате анкетирования учеников восьмых - девятых классов (после участия их в создании совместного исследовательского проекта) мы выяснили, что 70% обучающихся знают о роли великих просветителей славян Кирилле и Мефодии.

30% обучающихся не знают о роли и значимости деятельности просветителей.

Тем не менее, в результате анкетирования было выяснено, что приоритетными нравственными ценностями для 80% ребят являются такие ценности, как православная культура, вера, Родина, родной язык.

Заключение.

Поставленная в исследовании проблема возможности использования православной христианской традиции в духовно - нравственном воспитании подростков в современных условиях на примере жизни и подвига великих просветителей славян Кирилл и Мефодия имеет следующие перспективы:

• нам необходимо продолжить исследовательскую работу в области духовного краеведения Подмосковья - созданию долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян»;

• учителя и ученики–исследователи нашего лицея будут разрабатывать этот проект совместно, потому что мы все заинтересованы в возрождении и развитии нашего родного языка.

Список использованной литературы:

Академия наук РФ. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т. II.- Москва. «Русский язык», 2003.

В. Н. Тростников. Икона и меч. «Русский дом», 2004.

Е. Поселянин. Святые вожди Земли Русской. - Москва. «Товарищество И. Д. Сытина», 1900.

И. А. Ильин. Три речи о России. Т. I,с. 7.-«Русское слово»,1997.

За Землю Русскую. - М. ; Даниловский благовестник, 2005.

Слава и гордость Земли Русской.. Хрестоматия. /сост. В. В. Артёмов. - М. :Учебная книга БИС, 2005.

Ю. М. Лощиц. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. - Москва, «Русское слово».

Публикации по теме:

Беседа с детьми подготовительной группы о быте древних славянБеседа с детьми подготовительной группы о быте древних славян вы бы смогли жить как древние славяне? Пахать на огородах, собирать ягоды и фрукты, разводить скот, охотиться, рыбачить, жить в шатких.

Мероприятие «Именины у Кирилла»Мероприятие «Именины у Кирилла» День рождение – событие, которым хочется поделиться со всеми своими друзьями Такой замечательный праздник для ребенка всегда не забываемый.

Фотоотчет о том, как мы провели «День дружбы и единение славян» в нашей группеФотоотчет о том, как мы провели «День дружбы и единение славян» в нашей группе Как мы провели "День дружбы и единение славян" в нашей группе (фотоотчет). День дружбы, единения славян, Мы будет отмечать сегодня с вами,.

Освящение закладного камня в основание храма в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. ФоторепортажОсвящение закладного камня в основание храма в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Фоторепортаж Недавно на страницах своего блога я рассказывала о том, что на территории Кубанского государственного университета будет построен православный.

Проект «Чтоб День Победы наступил, народ наш подвиг совершил…» Проект "Чтоб День Победы наступил, народ наш подвиг совершил. " Актуальность проекта В 2015 году наша страна отметила 70-летие Победы.

Проект «Подвиг первооткрывателей» для детей 6–7 лет «Подвиг первооткрывателей» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации:3 недели. Автор: Коваль Наталия Николаевна воспитательIкатегории.

Сценарий праздника ко Дню Победы «Не забудем их подвиг великий» Сценарий праздника ко Дню Победы «Не забудем их подвиг великий» Под торжественную музыку дети входят в зал, садятся. 1-я Ведущая: Дорогие.

Сценарий праздника «Не забудем их подвиг никогда» «Не забудем их подвиг великий» Звучит музыка «Бессмертный полк» и дети с портретами фронтовиков обходят зал и встают у центральной стены.

Спортивное развлечение «Подвиг каждый день!»Спортивное развлечение «Подвиг каждый день!» СЦЕНАРИЙ спортивного развлечения «Подвиг каждый день» Ведущий: Мы живем в непредсказуемом мире, где опасность может подкрасться совсем.

Урок-лекция по ОПК в 4 классе «Культура и религия. Религия славян» Цель урока: знакомство с понятиями и значениями славянской мифологии Задачи: 1) обучающая: -сообщение знаний о славянских мифах, общая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия»
Опубликовано: 29 декабря 2018 в 14:29
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Подвиг славян-просветителей Кирилла и Мефодия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чижова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД