Роза Айметова
Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Здоровье в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по здоровьесбережению в старшей группе
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение детский сад №10
Проект по здоровьесбережению в старшей группе
«Здоровье в наших руках»
Выполнила: воспитатель
Айметова Р. А
г. Нефтекамск 2020 г.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Публикация «Проект по здоровьесбережению в старшей группе „Здоровье в наших руках“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Паспорт проекта
Вид проекта
практико-ориентированный
По составу участников
групповой
Состав участников
дети старшей группы, воспитатели, родители.
По срокам реализации
долгосрочный (рассчитан на 11 месяцев).
Сентябрь 2019 – Май 2020 г.
Планируемые результаты проектной деятельности
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении детей;
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
- создание картотеки «Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста»;
- участники проекта будут бережнее относиться к своему здоровью, правильно применять полученные знания в жизни.
Актуальность
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.
Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Цель проекта : приобщение детей к здоровому образу жизни через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.
Задачи проекта :
Оздоровительные задачи :
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
• воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития
личности.
Принципы:
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности - участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Социальная значимость проекта
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей — подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален для всех нас. В эпоху изобретения все новых машин, которые, казалось бы, призваны в помощь человеку, освобождающих от бытовых проблем, идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах нашей страны. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
2. Приобщение детей к началам ЗОЖ и укрепление интереса к занятиям физкультурой и спортом.
3. Повышение функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям.
-снижение уровня заболеваемости детей ДОУ;
-повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
-формирование у воспитанников осознанной потребности в здоровом образе жизни;
-развитие физических и нравственных качеств детей, расширение кругозора, сохранение и укрепление здоровья;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Для родителей:
1. Повышение активности родителей в образовательной области.
2. Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни.
Пути реализации проекта :
тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
экскурсии;
спортивные соревнования;
беседы;
игры (дидактические, эстафеты, викторины, конкурсы;
консультации для родителей;выставка детского творчества.
Здоровьесберегающая среда.
Для организации двигательной активности детей и проведению оздоровительных мероприятий в группе организован центр двигательной активности детей, который оснащё н необходимым оборудованием:
- обручи,
- мячи,
- кегли,
- гантели, изготовленные из подручного материала,
- массажные мячики,
- ленточки,
- баскетбольная корзина,
- дуги для подлезания,
-бадминтон;
- кольцеброс;
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
- мешочки с разной крупой для рук;
- мячи резиновые разных размеров;
- попрыгунчики (средние и старшие группы);
мишень для метания или (средний и старший возраст);
Выносной материал:
- мячи резиновые;
- мяч футбольный;
-мяч баскетбольный;
- бадминтон;
- скакалки;
- обручи;
- лыжи;
- хоккейные клюшки;
- санки и т. д.
А также в группе имеются разнообразные пособия:
- альбомы с видами спорта,
- комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, картотека пальчиковой гимнастики, картотека подвижных игр;
- компьютерные презентации о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста;
В приёмной оснащён уголок здоровья для родителей.
Закаливающие процедуры, проводимые в течении дня.
-прогулки на свежем воздухе;
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от двигательной активности на предыдущем занятии.
-проведение утренней гимнастики;
-облегченная одежда детей в группе;
-элементы самомассажа, точечного массажа;
-мытье ног в летний период;
-дневной сон без маек;
- проветрить спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3 – 5 градусов;
-организация гимнастики пробуждения;
-босохождение по дорожкам здоровья;
-проведение оздоровительного игрового
Перспективный план по проекту
Сроки
Мероприятия для детей
Самостоятельная деятельность детей
Развивающая среда
Взаимодействие с родителями
Сентябрь 2019г.
СОД «Гигиена кожи»
(п-и деятельность)
Цель: продолжать знакомитьдетей с элементарными знаниями о коже человека, об уходе за ней.
Д/ и: «Полезная и вредная еда»
Отгадывание загадок о предметах личной гигиены.
Самомассаж
Гимнастика для глаз
П/И «Хитрая лиса», «Передай – встань»
Гимнастика после сна
Игры в центре двигательной деятельности: «Кольцебросс».
П / И по инициативе детей
Лупы, схемы мытья рук, картинки на тему «Болезни кожи».
Картинки с изображением вредной и полезной еды.
- Помощь родителей в изготовлении нетрадиционного физкультурного оборудования.
- Консультации «Полезные и вредные продукты»
Октябрь 2019г.
СОД «Мы делаем зарядку»
(коллективная лепка)
Цель: Учить создавать коллективную сюжетную композицию,прививать желание вести здоровый образ жизни.
Чтение произведения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».
Игровая ситуация «Могут ли овощи навредить здоровью?» Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» стр. 43)
Пальчиковые игры
Гимнастика для глаз
П/И «Найди мяч»,«Карусель»
Гимнастика после сна
СРИ «Больница»
Раскрашивание раскрасок на тему «Здоровый образ жизни»
- Продуктивная деятельность: рисование овощей.
П/И «Передай-встань»
Сюжетные картинки по теме, пластилин, стеки, дощечка для раскатывания пластилина, салфетка, картон.
Книга С. Михалкова «Тридцать шесть и пять».
Раскраски «Здоровый образ жизни»; атрибуты для СРИ «Больница»
Разучить с детьми пословицы и поговорки о здоровье.
Анкета на тему:“Условия
ЗОЖ в семье”.
Ноябрь 2019 г.
СОД «Откуда берутся болезни»
Цель: сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах. (О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» стр. 89)
Досуг «День Здоровья»
Цель: Уточнить знания детей о здоровом образе жизни
Отгадывание загадок о спорте, здоровье.
Самомассаж
Гимнастика для глаз
Гимнастика после сна
П/И «Угадай, кого поймали», «Мы - веселые ребята»
Рассматривание иллюстраций о видах спорта, закаливания.
- Рассматривание картинок с изображением здорового человека.
- Катание на санках и лыжах.
- П/И «Карусель», «Найди мяч»
Куклы, теннисные шарики, атрибуты для сюжетно – ролевой игры.
Картотека с загадками о спорте и здоровье.
Картинки с изображением разных видов спорта и закаливания.
Порекомендовать родителям устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» вызывет желание детей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т. п.).
Декабрь 2019 г.
СОД «В гости к Айболиту»
Цель: обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека. (Н. В. Коломеец. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», стр. 98)
Игровая ситуация «Как справиться с инфекцией»
(Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» стр. 43)
Пальчиковые игры
Гимнастика для глаз
Гимнастика после сна
П/И «Два мороза», «Стадо и волк».
- Прослушивание аудиозаписей: песни о спорте, о здоровье.
- Продуктивная деятельность: лепка овощей и фруктов.
- Катание на санках и лыжах.
- П/И «Угадай, кого поймали», «Мы - веселые ребята»
Телефон, разрезные картинки, рисунки детей (портреты врача, витамины «Ревит», картинки с изображением продуктов, содержащих витамины.
Картинки с изображением здорового и больного человека.
Порекомендовать родителям в зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк.
Январь 2020 г.
СОД «Зимние забавы»
Цель: воспитывать интерес к спортивным играм, сформировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр. (О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» стр. 119)
Коммуникативнаяд-ть:Составление рассказа по картинкам «Почему ребята заболели».
Самомассаж
Гимнастика для глаз
П/И «Кто скорее снимет ленту», «Быстрей по местам», «Классы»
- Рассматривание картинок с изображением зимних видов спорта.
- П/И «Два мороза», «Стадо и волк».
Картинки с изображением разных видов спорта в зимний период.
Помощь родителей в изготовлении на участке детского сада снежных построек для развития двигательной активности детей.
Февраль 2020 г.
СОД «Зубы и уход за ними»
Цель: познакомить с правилами ухода за зубами. (О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» стр. 107)
Пальчиковые игры
Гимнастика для глаз
Гимнастика после сна
П/И «Ловишка, бери ленту», «Охотники и зайцы», «Кто сделает меньше прыжков?»
-Рассматривание схемы строения зубов.
- Рисование «Продукты полезные для зубов»
- Катание на санках и лыжах.
- П/И «Кто скорее снимет ленту», «Быстрей по местам»
Схема строения зубов; картинки-алгоритмы чистки зубов; предметные картинки для Д/И «Веселый и грустный зубик», «Польза – вред»
Порекомендовать родителям дома с детьми провести беседу о правилах ухода за зубами.
( Вопросы для беседы: - Для чего нужны зубы? Почему они портятся? Как надо ухаживать за зубами? и т. д.)
Спортивный праздник
Март 2020 г.
СОД «Береги здоровье смолоду»
Цель: развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно-важным органам: ушам и глазам. (О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» стр. 130)
Игровая ситуация «Отношение к больному человеку»(Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» стр. 43)
ЧХЛ:«Ребятишкам про глаза», «Береги свои глаза» Н. С. Орлова.
Разучивание пословиц о здоровье.
Самомассаж
Гимнастика для глаз
Гимнастика после сна
П/И «Свободное место»,«Самолеты», «С кочки на кочку».
- Рассматривание плаката, картинок с изображением уха и глаза.
- СРИ «Больница»
- П/И «Ловишка, бери ленту», «Охотники и зайцы»
Плакаты со схематичным изображением уха и глаза; загадки.
Предметные картинки: овощи, фрукты, продукты питания, в которых содержатся витамины А, С, В.
Предложить родителям дома с детьми провести беседу о правилах ухода за ушами и глазами.
( Вопросы для беседы:
- Для чего нужны уши? Как за ними нужно ухаживать?
- Для чего нужны глаза? Как за ними нужно ухаживать? и т. д.)
Апрель 2020 г.
СОД «Пусть будут здоровы наши ножки»
Цель: развивать у детей умение заботиться о своих ногах. (О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» стр. 133)
Обсуждение и заучивание пословиц:
- В здоровом теле здоровый дух
- Кто спортом занимается, тот силы набирается
- И смекалка нужна, и закалка важна.
Пальчиковые игры
Гимнастика для глаз
Гимнастика после сна
П/И «У кого мяч», «Совушка», «Пустое место»
Игры в центре двигательной деятельности: кегли, скакалки.
- П/И «Свободное место»,«Самолеты»
Картинки на тему «Профилактика плоскостопия», «Болезни ног».
Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да» (дети, родители).
Май 2020 г.
Игра «Слабое звено»
Цель: закреплять знания о том, что главное в жизни человека – это здоровье.
(Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» стр. 84)
Физкультурное развлечение
«Физкульт – ура!»
Цель:формирование здорового образа жизни.
Д/И «Я начну, а ты продолжи»
(Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» стр. 43)
Самомассаж
Гимнастика для глаз
Гимнастика после сна
П/И «Лягушки и цапли», «Сокол и голуби», «Затейники».
- СРИ «Служба спасения»
- П/И «У кого мяч», «Совушка»
Фишки, призы.
Обручи, мячи, два тоннеля.
Порекомендовать родителям читать детям научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как нужно укреплять свое здоровье.
Заключение
Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.