Мария Лановая
Проект по экологии «Уроки Царицы воды» для подготовительной коррекционной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.
В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проект «Уроки Царицы воды» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта были использованы ИКТ – технологии, которые позволили детям узнавать о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
В заключительном этапе, закрепление проекта, была использована интерактивная игра – викторина «по волнам к берегу знаний».
Проект экологической направленности
«Уроки Царицы воды» (6-7 лет)
Актуальность:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на развитие нравственных, патриотических чувств.
Актуальным методом познавательного развития в этом возрасте является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в природе, в частности, научить детей бережно относиться к природным ресурсам. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением норм поведения в природной среде. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность разработки и внедрение проекта.
Выбирая темы для проекта, мы опираемся на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которым дети встречаются в повседневной жизни, является вода.
Вода главный компонент жизни и не все дошкольники осознают значение воды. Она необходима для жизни человека, животных и растений. Вода - уникальное по своим свойствам вещество, которое существует в природе во всех трех агрегатных состояниях: в жидком, твердом и газообразном (вода, лед и водяной пар). Поэтому, необходимо ее изучение. А так как, вода играет огромную роль в нашей жизни, очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде.
По результатам бесед с детьми мы выяснили, что детям интересно узнать о том, какие свойства имеет вода, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры.
Проблема: у детей недостаточно сформированы представления о том, что вода имеет большую ценность для всех живых организмов
Тип проекта: познавательный, исследовательски – творческий
Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности (2 недели) 20.03.2023-31.03.2023
Участники проекта: дети подготовительной коррекционной группы, воспитатели, родители.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле, осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов;
• Формировать бережное отношение к использованию воды;
• Познакомить со свойствами воды, дать представление о превращении воды в пар, о переходе воды из жидкого состояния в лед, снег;
• Создать условия для внедрения ИКТ в образовательном процессе;
• Использовать ИКТ повышения интереса к окружающему миру в работе с семьями воспитанников;
• Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ;
• Способствовать развитию памяти, воображения, творчества.
Развивающие задачи:
• Развивать познавательные способности, воображение;
• Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать ход эксперимента, продумывать ход деятельности, чтобы получить желаемый результат, делать выводы на основе опыта;
• Развивать умение наблюдать, сравнивать, выделять признаки живой и неживой природы, ее явлений, определять свойства, состояния воды.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию;
• Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
Предполагаемый результат:
Для детей
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Представление о воде, как источнике жизни живых организмов.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Отражение полученных знаний в детских рисунках, поделках, играх, рассказах.
Для педагогов
• Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников;
• Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями;
• Укрепление связей в работе педагогического коллектива и родителей через совместные мероприятия (праздники, развлечения, экскурсии);
• Создание предметно-развивающей среды, способствующей экологическому воспитанию детей.
Для родителей
• Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
• Повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.
• Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Методы и приёмы:
• Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
• Наглядный – показ демонстрационного материала, просмотр видео фильмов.
• Практический – проведение экспериментов по теме проекта, опытов, рисование
Краткое содержание проекта:
Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы. При помощи применений ИКТ и изготовления интерактивной игры – викторины «по волнам к берегам знаний» поможет расширить знания и представления о воде; конкретизирует знания о свойствах воды; сформирует знания о значение воды в жизни человека.
Педагоги смогут грамотно провести интеллектуальную игру викторину.
Этапы осуществления проекта:
• Подготовительный этап.
• Основной этап.
• Заключительный этап.
Подготовительный этап.
• составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• разработка конспектов НОД;
• подготовка материалов и оборудования (загадки, пальчиковые игры, физминутки по данной тематике, иллюстрационный материал);
• подбор художественного материала;
• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
• Подготовка к интерактивной игре – викторине «По волнам к берегу знаний»
II этап- Содержательный
Просмотр и обсуждение презентации «Вода вокруг нас», «Круговорот воды»
Просмотр мультфильмов «Капелька – круговорот воды»
Проведение занятий:
Познавательное развитие:
«Роль воды в жизни человека»,
«Свойства воды»,
«Круговорот воды в природе»,
«Измерение жидких веществ» (ФЭМП).
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: запрещающий знак «купаться запрещено!»
«На дне морском» (лепка на плоской основе);
«Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»
Речевое развитие: «Наша помощница-Вода»
Совместная деятельность с детьми:
Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Сказки народов Сибири: «Живая вода», «Как утка землю добывала»;
Экологическая сказка Анатолия Образцова «История одной капли»
Беседы с детьми:
«Что такое ледоход»,
«Жить нельзя нам без воды»,
«Чистая вода – богатство страны»,
«Вода, вода, кругом вода.»,
«Растения и обитатели пресных водоемов»
Дидактические игры:
«Плавает-не плавает?»; «Воздух, земля, вода»; «Помоги Незнайке»; «Разрезные картинки»; «Четвертый лишний»
Подвижные игры: «Рыбы», «Море волнуется»; «Ручеек»; «На болоте»
Сюжетно – ролевые игры: «Морское путешествие», «Бассейн», «Семья» (сюжет: купание кукол).
Опытно – экспериментальная деятельность:
Опыт №1 «Как окрасить воду»
Опыт №2 «Растения дышат легче, если почву полить и взрыхлить»
Опыт №3 «Превращение воды в лед и обратно»
Опыт № 4 «Тонет, не тонет»
Опыт №5 «Окрашивание снега»
Опыт №6 «откуда берется пар» Пар — это тоже вода
Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.
Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.
Опыт №7 «Откуда берутся капли на кружке»
Опыт 8 «Растительное масло и вода»
III этап – заключительный
Фото – выставка – как нужно беречь воду
«Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»
Проведение открытого занятия для педагогов: интерактивная игра – викторина с детьми подготовительной группы Царица вода «По волнам к берегу знаний»
Список используемой литературы
1. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. О. А. Скорлупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
7. Н. Ф. Виноградова «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012