Арсентьева Любовь Евгеньевна
Проект по экологическому воспитанию «Сохраним красоту природы» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию
дошкольников «Сохраним красоту природы» для детей подготовительной к школе группе
Воспитатель: Арсентьева Л. Е.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……. 3
1. Актуальность проекта…. 3
2. Цель проекта…. 3
3. Задачи проекта…. 4
4. Практическая значимость проекта…. 4
5. Этапы реализации проекта…5
5.1 Подготовительный…. 5
5.2 Основной. …. 6
5.3 Заключительный. …. 8
6. Заключение…. 8
7. Список используемых источников…. 10
Введение
Актуальность проектаВ настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека не зависимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения.
Современные дети растут в мире разнообразной информации, и системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения, а дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с ней помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Дети должны наблюдать и исследовать природу, но в то же время помнить, что уважения достойны каждый цветок, каждая былинка.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Цель проекта:
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире, воспитание у детей осознанно бережного отношения к природе родного края, как начальный этап формирования личности человека.
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать знания об экосистемной организации природы Земли 2. Усвоить основы экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов.
3. Развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами.
4. Развивать себя как части природы.
5. Формировать чувства сопричастности ко всему живому.
Для родителей:
1. Повышать осведомленность о роли экологии в жизни ребёнка
2. Формировать навыки экологически ответственного поведения
3. Стимулировать совместную деятельность с детьми по охране природы
4. Укреплять эмоциональную связь родителей и детей через совместное участие в проекте.
Для воспитателей:
1. Организовать образовательный процесс, направленный на формирование экологического сознания у детей
2. Способствовать развитию у детей осознания взаимосвязи всех элементов природы
3. Формировать у детей практические навыки природоохранной деятельности
4. Обеспечивать координацию между родителями и детьми в рамках проекта.
Практическая значимость проекта
Проект направлен на формирование у детей экологической культуры и ответственного отношения к природе через практическое участие в природоохранных мероприятиях. Он способствует развитию навыков осознанного использования природных ресурсов и понимания взаимосвязей в экосистеме.
Для родителей проект создает возможность для совместной деятельности с детьми, укрепляя семейные связи и осознание важности экологии в повседневной жизни.
Воспитатели получают инструменты для интеграции экологических тем в образовательный процесс, что способствует созданию более устойчивой и осознанной образовательной среды.
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Проект реализуется с помощью разных видов деятельности:
познавательной, поисково-исследовательской, коммуникативной, трудовой, игровой, изобразительной и включает в себя разные методы и приёмы:
- словесные (беседы и обсуждения, вопросы к детям, словесные игры и упражнения, загадки, чтение художественной литературы);
- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций,
использование схем, карточек, рассматривание тематических альбомов);
- практические (целевые прогулки, труд в природе по уходу за саженцами, игровые упражнения, опыты, поисково-исследовательская деятельность, моделирование, рисование, создание презентаций).
Социальные эффекты, которые могут быть получены от реализации проекта :
- объединение, сплочение всех его участников вокруг одной цели – сохранить растительный мир, что играет большую роль в формировании экологической воспитанности;
- рост профессиональной культуры педагогов ДОО;
- повышение уровня удовлетворённости услугами ДОО.
Тема проекта: «Сохраним красоту природы!»
Возраст детей: подготовительная группа.
Вид проекта: социально-значимый.
Тип проекта: краткосрочный.
Сроки проведения: апрель - май.
Количество участников проекта: родители, дети, воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Этапы реализации проекта:
1 Этап (подготовительный):
Работа педагогов:
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы;
- консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями;
- составление плана реализации проекта;
- определение содержания деятельности всех участников проекта.
- поиск различных средств достижения целей;
- подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- создание дидактического и методического материала
- изучение материала, адаптирование его для детей старшего дошкольного возраста;
- разработка виртуальных экскурсий, итоговые мероприятия; Сотрудничество с родителями
- оформить наглядную информацию для ознакомления с целью и задачами проекта;
- создание коллекции семян разных видов цветов; - приобретение саженцев растений.
Работа с детьми:
- выявление знаний детей о растительном мире нашего края;
- прогулки по территории детского сада;
- рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий, видеороликов;
- обследования и беседы с детьми;
- просмотр видеоролика «Из семени в цветок» презентация «Что растёт у нас в саду?»
2 этап: (основной)
Работа педагогов:
- оформление выставки познавательной литературы о растениях и цветах на участке детского сада;
- разработка рекомендаций на тему: «Приобщение ребенка к природе»;
- презентация картотеки стихов, загадок, словесных игр о растительном мире;
- составление с детьми рассказов и сказок о растениях и цветах «Лесное путешествие», «Путешествие друзей», «Лесная история», «Цветочная полянка»;
- дидактические игры: «Какой это цветок?», «Подданные Растительного Царства», «Части растения и их назначение»;
- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края».
Советы родителям на тему:
«Научите детей любить и беречь природу!», оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания, информирование родителей через создание природоохранных памяток, участие в выставке поделок «Природа и творчество», выставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в творчество», «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!» привлечение к участию в природоохранных акций, проведение праздников, развлечений, привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группе.
Работа родителей с детьми:
-рисование с детьми «Наш любимый цветок»;
-посадка цветов и саженцев деревьев на территории ДОУ;
- наблюдение за деревьями и цветами.
Работа с детьми:
- трудовая деятельность по уходу за цветами, деревьями, кустарниками на территории ДОУ;
- ежедневно с детьми осуществлять наблюдение, уход за деревьями (полив, рыхление почвы);
- составление с детьми экологических рассказов и сказок о природе,
- уход за растениями и посадками в группе;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант);
- организация и проведение с детьми с привлечением взрослых природоохранных акций на тему : «Огород круглый год», «Цветник на подоконнике», «Сохрани подснежник», «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада, «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево», «Посади дерево и сохрани его», «Спасем елочку»;
- спортивные досуги, развлечения, праздники экологического содержания: «Мы – друзья природы», «Цветочная поляна», «На солнечной стороне, в цветочной стране», «Спасем лес!»
- выставки творческих работ на тему: «Природа и творчество», «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!»
3 этап: (заключительный)
- проведение досуга «Сохраним красоту природы».
- подведение итогов по проекту, внесение предложений родителями в создании условий для продолжения совместной исследовательской деятельности;
- презентация проекта
- посвящение дошкольников в юных защитников природы в рамках конкурса «Эколята-дошколята» с вручением почётного значка с образами сказочных героев защитников природы;
- оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников; - Результаты работы:
• пополнение и расширение знаний детей о растениях родного края;
• презентация проекта;
• укрепление детско-родительских отношений; развитие познавательной активности детей, инициативы, самостоятельности.
Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Вывод:
Работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе
Список используемых источников:
1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. :
1996
2. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005
3. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010
4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988
5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском
саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003
6. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей.
СПб., 2000
7. Л. П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск
«АСАР» 2001
8. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994 – №7.
9. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой.
М. : Педагогическое общество России, 2003
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников.
М., 1995
11. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском
саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
12. Петрова Н. А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом
«Белый Ветер», 2009
13. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997 – №2.
14. Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому
воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998
15. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и
праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
16. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М. : 1993
17. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,
2005
18. Фольклорно-экологические занятия с детьми среднего дошкольного
возраста/ авт. -сост. Г. А. Лапшина. -2-е изд. -Волгоград: Учитель, 2009
19. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва
«Просвещение» 2002
20. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А
Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011