Зобнина Полина Николаевна
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Взаимодействие с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л. Н. Толстой
Пояснительная записка.
Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Публикация «Проект по взаимодействию с семьями воспитанников „Взаимодействие с родителями“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В соответствии с новым законом («Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» :
• необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Проблема: В своей работе мы проводим различные формы вовлечения мам и пап в воспитание их собственных детей – собрания, консультации, информационные стенды, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости?
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Вид проекта :
• По продолжительности: долгосрочный.
• По количеству участников: групповой.
• По характеру контактов: в рамках детского сада.
• Участники:
• дети от 5 до 6 лет;
• родители детей;
• воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Тип проекта : открытый, практико-ориентированный, коллективный.
• Сроки реализации проекта : 2017-2018 уч. гг.
Цель проекта : повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
Задачи проекта :
Образовательные:
• приобщать родителей к участию в жизни детского сада.
• установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников
• создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта
Развивающие:
• развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
• объединить усилия для развития и воспитания детей
Воспитательные :
• активизировать воспитательные возможности родителей
• повысить педагогическую культуру родителей.
Этапы работы:
1. «Этап общественного мнения».
Срок проведения: сентябрь 2017 учебного года.
• Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
• Составление перспективного плана мероприятий;
• Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
2. «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми.
Срок проведения: октябрь – апрель 2017-2018 уч. гг.
Формы проведения мероприятия:
-родительские собрания
-папки-передвижки
-выставки творческих работ детей и родителей
-фотовыставки
-консультации
-мастер-классы
-проведение развлекательных мероприятий с родителями
-индивидуальные беседы
3. «Этап подведения итогов».
Срок проведения – май 2018г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Продукты проекта :
Фотовыставки, праздники, выставки рисунков, портреты руками детей.
Использование информационно-коммуникативных технологий:
ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.
Пути реализации:
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей :
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей :
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Предполагаемый результат:
• создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
• развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности;
• появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей;
• увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Вывод: Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2017-2018 год
Месяц
Мероприятие
Ответственные
Сентябрь
-Оформление стендов и другой наглядной агитации
-Сбор сведений о родителях
-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ
-Организационное родительское собрание : «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»
-Всероссийский день бега «Кросс Нации»
-Фотовыставка «Прощай, лето!»
-Фотоальбом «Моя семья»
- Выставка «Чудо-овощ»
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Физ. руководитель
Родители
Родители, Родители
Октябрь
-Спортивное развлечение «Веселые старты»
-Консультация «Грипп. Меры профилактики»
- Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»
-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
-Конкурс декоративно-прикладного творчества «Сувенирный калейдоскоп»
- Акция ГИБДД «Пристегни, если любишь!»
Физ. руководитель
Медсестра
Логопед
Воспитатели
Родители
Родители
Ноябрь
Декабрь
-Выставка рисунков «Портрет любимой мамочки»
- Изготовление подарков ко Дню Матери
-Консультация «Одежда детей в группе»
-Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»
-Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, создание ледяной горки.
-Тематическое занятие «Новый год»
-Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.
-Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.
-Проведение новогоднего праздника.
-Консультация «Безопасность в новогодние праздники» Дети
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Родители
Воспитатели
Родители
Родители
Дети, родители
Муз. руководитель
Воспитатели
Январь
-Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
-Акция ГИББДД «Заботливая мама»
-Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
-Всероссийская акция «Лыжня России» Родители
Воспитатели
Дети, родители
Февраль
-Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»
-Выставка коллективной работы «23 февраля»
-Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
-Проведение праздника «День Защитника Отечества»
-Привлечение родителей к приобретению подарков для мальчиков.
Воспитатели, медсестра
Дети
Воспитатели
Муз. руководитель
Родители
Март
-Фотовыставка «Я у мамочки-цветочек»
- Консультация «Гиперактивность. Как с этим бороться»
-Проведение праздника «Международный женский день»
-Привлечение родителей к приобретению подарков для девочек.
-Посещение городской библиотеки «Неделя детской книги». Родители
Воспитатели
Муз. руководитель
Родители
Дети, родители, воспитатели
Апрель
-Консультация «Все о компьютерных играх»
-Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»
-Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.
-Посещение городского музей «Мы идем в музей!». Родители
Воспитатели
Воспитатели
Дети, родители, воспитатели
Май
-Выставка творческих работ «Этот День Победы»
-Праздник «Этот День Победы»
-Родительское собрание «Итоги года»
-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»
-Выставка детского творчества «Ах, лето!»
-Всероссийская акция «Старина велосипед»
Родители
Муз. руководитель
Воспитатели
Медсестра
Родители
Родители
Цели мероприятий, проводимых с родителями :
Цели
Мероприятия
Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.
Информационные общие стенды, оформление родительских уголков
Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.
Анкетирование родителей
Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы
Родительские собрания в группах : организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»; «Итоги года»
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности
Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура города Асбеста»,
Организация выставок работ детей и родителей : 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками
2) Выставка рисунков «Портрет любимой мамочки», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «23 февраля», «Этот День Победы», «Ах, лето!»
3) фотоальбомы: «Прощай, лето!» «Моя семья»,
4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Совместное проведение праздников: «Веселые старты», Всероссийский день бега «Кросс Нации»,
«Старина велосипед», «Новогодний праздник», «День Защитника Отечества», «Международный женский день».
Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ
Ознакомительные беседы
Анализ информации о семьях дошкольников
Сбор сведений о родителях
Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома
Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка
Консультации логопеда
Ресурсное обеспечение
Ответственные лица
Деятельность, полномочия
Итоги работы
1. Педагоги ДОУ
Авторы проекта. Идейные организаторы. Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.
2. Родительский коллектив
Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов
Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий
3. Инструктор по ФИЗО.
Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.
Разучивание различных игр, спортивных соревнований
4. Музыкальный руководитель
Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.
Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.