Алла Меньшова
Проект «Формирование трудовых навыков при работе с различными материалами»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Формирование трудовых навыков
при работе с различными материалами
Автор
Меньшова Алла Борисовна,
инструктор по труду МУ Реабилитационного
Центра для детей и подростков
с ограниченными возможностями «Треди»
г. Тихвин
«Источники творческих способностей
и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Публикация «Проект „Формирование трудовых навыков при работе с различными материалами“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Цель проекта :
Разработать и апробировать программу по формированию у детей с множественными нарушениями в развитии основных навыков работы с различными материалами.
Задачи проекта :
1. Изучить теоретические основы развития навыков работы с различным материалом у детей с множественными нарушениями.
2. Разработать и апробировать программу в процессе знакомства детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях
3. Подобрать методический материал по развитию образного представления о возможностях предметов, по конструированию и моделированию, находить неожиданные варианты их использования.
4. Создать условия детям для творческой работы по нахождению неожиданных вариантов использования различных материалов, создать условия для самостоятельного открытия волшебного мира листа бумаги для того, чтобы ребенок мог постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
5. Разработать перспективный план с обязательным включением словарной работы (оригами, картон, “конус”, “кулечек” и т. д.)
Описание проекта
Проект рассчитан на детей с 2-18. Дети имеют сложные дефекты в развитии, но и вполне способы к социальной жизни (под чутким наблюдением взрослых)
В основном дети плохо ориентируются на бумаге. Плохо ориентируются в жизни.
Я ориентируюсь на работу с различными материалами. Основные навыки идут через занятия, исследования и наблюдения.
Обучение работе с бумагой, изготовление поделок невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем закрепляется в сознании.
Во время занятий ручным трудом развивается и речь детей: усвоение и называние форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря; высказывание в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Ручной труд с бумагой тесно связан и с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят свойства и различия, т. е. производят умственные действия. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание.
В процессе изготовления поделок дети учатся преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками.
В целом проект рассчитан на создание системы формирования первичных умений у детей со множественными отклонениями.
План мероприятий по реализации проекта
1 этап – подготовительный
Мероприятия
1. Познакомиться с опытом других Центров
2. Подобрать, проработать, изучить методическую литературу.
3. Провести обследование детей
4. Оценить актуальность предполагаемой программы
Сроки исполнения. Февраль - март
2 этап - основной
Мероприятия
1. Составить картотеку, алгоритмы
2. Разработать и апробировать модели занятий
3. Составить перспективные и индивидуальные планы.
4. Разработать пооперационные карты
5. Составить тематический словарь для словарной работы с детьми
6. Разработать систему работы с родителями
7. Провести диагностику детей
8. Произвести корректировку программы
9. Реализация программы
Сроки исполнения. Апрель - ноябрь
3 этап - заключительный
Мероприятия
1. Педагог организует презентацию проекта через выставку поделок.
2. Обобщить опыт работы по проекту
Сроки исполнения. Декабрь - январь
Результаты проекта позволяют
1 Разработать и апробировать программу
2 Разработать для детей и родителей дидактический материал для всех видов занятий
3 Повысить квалификацию сотрудников Центра
4 Изменить степень риска и дефекта заболеваний